Психология педагогического общения

Педагогическое общение – э то специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.

Функции педагогического общения:

1. Информационная (обмен информацией)

2. Контактная (установление контактов)

3. Побудительная (стимуляция активности)

4. Амотивная (побуждение нужных эмоциональных переживаний)

2 модели ПО:

1. Учебно-дисциплинарная

2. Личностно-ориентированная

Учебно-дисциплинарная модель (характерен авторитарный стиль общения). Способы общения в этом стиле: наставления, запреты, разъяснения, требования, угрозы, наказания. Тактика общения: диктат или опека. Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.

Личностно-ориентированная модель (характерен демократический стиль общения). Способы общения в этом стиле: понимание, признание, принятие личности ребенка. Тактика общения: сотрудничество, активное обучение. Личностная позиция: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Стороны педагогического общения:

1. Перцептивная – взаимное восприятие и понимание людьми друг друга.

2. Коммуникативная – обмен информацией

3. Интерактивная – обмен действиями

Механизмы межличностного восприятия:

1. Проецирование – неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания и качества.

2. Децентрация – способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции (способность воспринимать чужую точку зрения)

3. Идентификация – неосознанное отождествление себя с другими, мысленная постановка себя на место другого.

4. Эмпатия - постижение эмоциональных состояний другого человека, в форме переживаний

5. Стереотипизация – наличие стереотипов

6 групп социально-перцептивных стереотипов:

1. Антропологические стереотипы (проявляются в том, что оценка внутренних психологических качеств человека, его личности, зависит от особенностей его физиологического облика.

2. Этно-национальные стереотипы – проявляются если психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе.

3. Социально-статусные стереотипы – состоят в зависимости оценки личности от ее социального статуса

4. Социально-ролевые стереотипы – проявляются в зависимости оценки личностных качеств от соц роли человека.

5. Вербально-поведенческие стереотипы – связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей.

6. Эспрессивно-эстетические стереотипы – зависимость оценки личности от внешней привлекательности

Барьеры педагогического общения:

1. Страха

2. Страдания

3. Плохого настроения

4. Презрения

5. Недостаточного понимания важности общения

6. Барьер речи

7. Барьеры неправильной установки сознания (стереотипы мышления, предвзятость, неправильное отношение друг к другу, отсутствие внимания и интереса к другому, пренебрежение фактами)

К основным этическим нормам педагога психолога относятся:

1. Препятствовать проведению работы некомпетентными лицами

2. Исходить из интересов детей

3. Деятельность должна быть в границах профессиональной компетенции

4. Хранить профессиональную тайну


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: