Q Практические методы

Q Тренинг

Q Круглый стол

Q Дискуссия

Q Мозговой штурм

Q Дидактическая игра

Q Сократовская беседа

Q Эвристическая беседа

Конфликтная ситуация соревнование сотрудничество

Виды, этапы и функции групповых форм обучения

q Виды:

Ø Бригадные

Ø Звеньевые

Ø Кооперативно-групповые

Ø Дифференцированно-групповые

Ø Парная работа

q Этапы:

Ø Кооперация

Ø Конфликт

Ø Соревнование

q Функции:

Ø Обучающая

Ø Развивающая

Ø воспитывающая

Интерактивные методы обучения

q Эвристика - (от греч. Heurisco – отыскиваю) активизация мышления учащихся путем искусно поставленных вопросов.

q Эвристическая беседа – коллективное мышление, поиск решения на поставленную проблему.

q Сократовская беседа - состоит в предъявлении учащимся системы вопросов, последовательные ответы на которые приводят к истине. Проблемный вопрос «обрастает» большим числом мелких и частных вопросов, ведущих учащихся к общему ответу. Каждый участник Сократовской беседы самостоятельно делает для себя выбор.

q Дидактическая игра - Активная, коллективная целенаправленная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

q Этапы игры:

ü Подготовка к самостоятельным действиям;

ü Постановка учебной задачи;

ü Выбор имитационной модели объекта;

ü Решение задачи на основе модели;

ü Проверка, коррекция;

ü Реализация принятого решения;

ü Оценка результатов;

ü Анализ полученных итогов.

Мозговой ibehv

q Метод активного обучения, заключающийся в снятии страха ошибиться и раскрытии творческого потенциала личности

q В группе выделяются генераторы идей, команда критиков идей и эксперты-аналитики.

q Этапы мозгового штурма:

Ø Подготовительный (инструктаж, правила, формулировка проблемы);

Ø Выработка решений (генераторы идей вырабатывают за 20-30 мин. максимальное количество идей по решению проблемы;

Ø Критика решений (критики отбирают наиболее интересные идеи, анализируют, оценивают, отбирают наиболее эффективные);

Ø Анализ решений (эксперты анализируют и оценивают деятельность обоих команд и значимость выдвинутых идей).

Ø Круглый стол – используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем, путем рассмотрения их с разных научных позиций с участием специалистов разного профиля.

Ø Тренинг – форма активного обучения, целью которого является обогащение знаниями, развитие конкретных умений и навыков. Организация специальных малых групп для моделирования проблемных ситуаций.

O Действие оценки (самооценки) – позволяет определить в каокй степени усвоен материал.

O Действие оценки может быть выражено:

v В форме развернутого суждения (парциальная оценка);

v В свернутой форме – отметка.

v Оценка – оценочное высказывание. Процесс, деятельность.

v Отметка – фиксированная в баллах оценка. Результат деятельности.

v Исследователи:

v Ш.А. Амонашвили,

v Б.Г. Ананьев.

v Классификация оценок Б.Г. Ананьева:

v Отсутствие оценки;

v Опосредованная оценка;

v Замечание;

v Отрицание;

v Согласие;

v Ободрение;

v Порицание;

v Одобрение.

Направление деятельности педагога психолога:

1. Консультационные – консульт 3 категорий: учущиеся, учителя, родители

2. Псих-диагностическая деятелность – индивид и групповая

3. Коррекционная деятельность – только учащиеся.

4. Псих профилактика – профил СПИД, суицида, курения, абортов и т.д.

5. Псих просвещения

6. Методическая

Категории учета учащихся:

1. Соц опасное положение (СОП) – родители алкоголики, наркоманы, нищета

2. ГСР – группа соц риска

3. ИДН – инспекция по делам несовершеннолетних

4. ОПФР – особенности психо-физ развития

5. ВШК – внутренне школьный контроль

6. Одаренные

7. Опекунские дети

Документация педагога психолога

1. Годовой план психолога

2. Отчет

3. График работы

4. Законодательная база

5. Банк психодиагностических методик

6. Банк коррекционных программ

7. Протоколы исследований

8. Журнал консультационной работы

9. Журнал коррекционной работы

10. Журнал посещения занятий

11. Журнал учета на дому

12. План работы на месяц

13. Циклограмма (расписание как свой ежедневник)

Психол аспекты современных методов обучения

1. Традиционные методы обучения (метод – способ достижения цели, приобретения знаний):

1.2. Метод обучения – система последовательных и взаимосвязанных действий учителя и ученика, обеспечивающих усвоение содержания образования

Традиционная классификация методов обучения:

- практический – опыт, упражнения, учебно-производственный труд

- наглядный – иллюстр, демонстр, наблюдения

- словестный – беседа, рассказ, лекция, объяснение

- работа с книгой – чтение, изучение, реферир, изложение

- видеометод – просмотр, с электронным учителем

Групповые формы активных методов обучения:

-групповая деятельность – совместная деятельность в группах высшего уровня развития в среднем 2-7 человек

- группа м.б. индивидуально-личностным признаком

- гомогенной

- гетерогенной

При групповой форме огранизации могут решаться все дидактические задачи:

- изучение нового мат-ла

- закрепление старого

- повторение

- применение знаний на практике

- решение творческих задач

Методы активизации резервных возможностей личности

Основные положения:

1. Психолого-педагогические принципы организации УД (организация через систему коллективных усилий)

2. Психолого-методические принципы обучения:

a. Двуплановость процесса обучения

b. Глобальное использование всех средств и каналов воздействия на психику учащегося

c. Сочетание осознаваемого и неосознаваемого

d. Индивид обучение через групповое

Проблемно-конфликтное групповое обучение

Типы взаимодействия в группах:

1. Кооперация (сотрудничество)

2. Конфликт (соперничество)

3. Соревнование

Начало – создание конфликтн ситуации, активизирующей групповую работу

Проблемная ситуация – интеллект затруднение человека, ненахождением им объяснения какому-либо факту, явлению, конфликт между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новое явление

Конфл.сит – соревнование – сотрудничество

Виды,этапы и функции групп форм обучения

Виды: бригадные, звеньевые, кооперативно-групповые, дифференцированно-групп, парная работа

Этапы: кооперация, конфликт, соревнование

Функции: обучающая, развивающая, воспитывающая

Интерактивные методы обучения:

Эврестическая беседа, сократовская беседа, дидактическая игра, мозговой штурм, дискуссия, круглый стол, тренинг, практические методы

Структура учебной деятельности:

Внешняя структура:

1. Учебная мотивация

2. Учебн задачи

3. Учебн действия

4. Действия контроля

5. Действия оценки

Учебная мотивация

Познавательные:

1. Широкие познават (ориентация учащихся на овладение ЗУН)

2. Учебно-познават мотивы (ориентир на усвоение способов добычи знаний)

3. Мотивы самообразования направленность на самообразование)

Социальные:

1. Широкие соц мотивы (стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу)

2. Узкие соц мотивы (стремление занять определен позицию, получить одобрение

3. Мотивы соц сотруднич – ориентация на других людей

Учебные задачи

По леонтьеву задача – это цель, данная в определенных условиях.

Структура учебной задачи (по Бали)

1. Предмет задачи в исходном состоянии

2. Мождель требуемого состояния задачи

Псих требования к задачам (Мамбиц)

1. Конструируется целый набор задач

2. Задача должна обеспечиватьдостижение ближайших и отдаленных целей

3. УЗ должны обеспечивать усвоение системы средств, необходимых для успеха учебн деят-ти

4. Средства деят-ти – должен быть продуктом обучения

Учебные действия

1. Восприятие сообщений (слушание, беседа учит)

2. Наблюдения, организуемые на урках в школе или вне ее

3. Сбор и подготовка материалов по предлож учителем илиучеником тнмы

4. Предметно-парктические действия

5. Устное или письменное изложение

6. Языковое, предметно-практическое или любое другое воплощ сит

7. Подготовка, проведение и оценка эксперим, выдвижение и проверка гипотез

8. Выполнение различных задач и упражнений

9. Оценка качества действия, события, поведения

Действия контроля

Контроль – соотнесение хода и результата деятельности

3 звена действия контроля:

1. Модель желаемого результата действия

2. Процесс сравнения этого образа и реального действия

3. Принятие решения о продолжении или коррекции

Стадии самоконтроля (Блонский)

1. Отсутствие самоконтроля – еще не усвоил и не может контролир

2. Полный самоконтроль – проверка полноты и правильности восприятия

3. Выборочный самоконтроль – контроль над самым главным

4. Отсутствие видимого самоконтроля – контроль на основе прошлого опыта

Действия оценки

Действия оценки (самооценки) – позволяют определить в какой степени усвоен материал

Действие оценки м.б. выражено:

1. В форме развернутого суждения (парциальная оценка)

2. В свернутой форме – отметка

Самоогранизация УД

Личностно-деятельный подход:

1. Самостоятельная работа – высший вид УД

2. Приемы формир положит-го отношения к обучению по Марковой

3. Приемы к-ры чтения и слушания, краткой рациональной записи

4. Приемы запоминания

5. Приемы состредоточения внимания поэтапной проверки своей работы

6. Приема поиска доп информации

7. Приемы подготовки к экзаменам и зачетам, семинарам, лаб работам

8. Приемы рациональной организации времени

Развивающее обучение

Обучение и развитие

Обучение – целенаправленная последовательная передача общественно-исторического опыта в спец организованных условиях

Цель обучения – развитие ребенка:

1. Развитие познавательной сферы

2. Р псих структуры и содержания учебн деят

3. Р личности учащегося

Соотношение обучения и развития:

1. Обучение и есть развитие (джеймс, Торрандайк, уотсон, коффка)

2. Обучение есть только внешнее условие созревания. Развитие впереди обучения (штерн, пиаже)

3. Обучение идет впереди развития, вызван в нем новообразования (выготский)

Теория Пиаже

Суть: этапы псих развития = этапы развития интеллекта

Ассимиляция – интеграция нового опыта, исходя из существующих ментальных структур без их изменения

Аккомодация – изменение имеющихся ментальных структур в целях объединения старого и нового опыта

Уравновешивание – стремление интеллекта сохранить баланс между ассимиляцией и аккомодацией

Стадии развития логики мышления:

1. Моторные действия

2. Дооперационный период

3. Конкретные операции

4. Формальные операции

Соотношение обучения и развития

Выготский – «обучение не тождественно развитию, идет впереди развития и ведет его за собой»

2 уровня умственного развития ребенка:

1. Ур актуального развития

2. Ур зоны ближайшего развития

Зона ближайшего развития – расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного, которое определяется с помощью задач решаемых под руководством взрослого

Гальперин – теория поэтапного формирования умственных действий

Любое действие:

1 этап – мотивационный - отношение к деятельности

2 этап – формирование ориентированной основы действия – деление действия на элементы

3 этап – организация материального и материализованного действия

4 этап – внешнеречевой – перенос действия в план громкой речи

5 этап – формирование действия во «внешней речи про себя»

6 этап – формирование умственного действия

3 уровня обладания умственным действием (гальперин):

1. Предметного манипулирования

2. Громкой речи без опоры на предмет

3. Действия в уме

По мнению гальперина любое действие состоит из 2-х частей:

1. Ориентировочная

2. Исполнительская

Развивающее обучение занкова

Принципы:

1. Обучение на высоком уровне трудности

2. Ведущей роли теоретических Знаний в обучении

3. Быстрый темп в изучении программного материала

4. Осознание учащимся процесса учения

5. Работа над развитием всех учащихся

Развивающее обучение Давыдова

Принципы:

1. Содержание обучения направленное натразвитие у exfob[[cz теоретического мышления и творческих способностей

2. Собственные активные действия учащихся по решению учебных задач в учебной деятельности

3. Формирование у учащихся умения учиться

4. Использование методик от абстрактного к конкретному

Психология воспитания.

Воспитание – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятеьной обществ. Жизни и производственному труду

Принципы воспитания:

1. Научности

2. Природосообразности

3. Культуросообразности

4. Ненасилия и толерантности

5. Связи воспитания с жизнью

6. Открытости воспитательных систем

7. Вариативности деятельности

8. Эстетизации

Задачи воспитания:

1. Нравственное развитие личности

2. Формирование патриотизма и гражданственности

3. Развитие самосознания личности

4. Формир трудовых и жизненных навыков

5. Формир ответственного поведения

6. Формир здорового образа жизни

7. Развитие эмоциональной сферы личности

8. Развитие чувства прекрасного

9. Развитие экологического сознания

Предмет псих воспитания

1. Псих воспит – отрасль ПП, исследующая псих сущность воспитательного процесса

2. Предмет псих воспитания – формирование и развитее личности в процесс воспитания

К воспитанию относится формирование интеллекта

Воспитательные системы

Основные напрв=авления в воспитании на начало 20в.:

1. «школа учебы» каптерев, вахтеров, чехов – предпочтение знаниям

2. «трудовая школа» - макаренко, шацкий, блонский – ориентация на труд как самоценность и элемент науки

3. «свободные школьные общины» - принципы свободного развития ученика, сотрудничества и ответственности

4. Система воспитания – совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной соц стр-ры (семья, школа)

Воспитательные системы:

1. Дальтон-план – с-ма организации учебно-воспитательной работы в школе, основанная на принципе индивидуального обучения

Название получило от г.Дольтон, где она была впервые применена

Автор – Елена Паркхерст, американский педагог

Принципы:

1. Свобода ученика – возможность учиться в индивид ритме

2. Его взаимодействие с группой – общение учащихся всех возрастов

3. Распределение учебного времени – получение задания в начале месяца и вsgjkytybt по своему усмотрению

Уроки:

Основные – иностр языки, матем

Второстепенные – музыка, труд

Недостатки – порождает спешку, не обеспечивает прочного усвоения знаний, снижает роль учителя

2. Техника Френе

Франц педагог Френе Селестен

Техника «свободные тексты» - письменные сочинения учеников

Система карточек-фишек – вместо учебников. Каждая карточка содержала определенную часть учебного материала, либо либо конкретное задание: текст для грамматического упражнения, вопросы по географии и истории, арифметические задачи, которое имело свой номер и систематизирвалась в спец карточке

Типографический станок (пресс) для публикации текстов

Отсутствие уроков и общих учебных программ

Темп изучения индивидуален

Оценок нет

3. Вальфдорская педагогика

Основатель – Штейнер, 1919г, г.Штутрагр

Цель – воспитание гармоничной личности

Основные положения:

a. Особая роль подражания и авторитетаОдин учитель ведет все занятия с 1 по 8 класс

b. Принцип свободы (отсутствие страха)

c. Преодоление психологический барьеров

d. Разностороннее развитие личности (мыслительное, эмоциональное, волевое)

e. Учет сенситивных периодов в развитии человека

f. Образное изложение материала

Гигиена преподавания – ориентация на ритм дня, недели, года, преподавание «эпохами» - концентрация учебного материала, с целью его органического преподавания и восприятия.

4. Яснополянская школа Толстого

1859-1862 начальная школа, открытая Толстым в его усадьбе ясная поляна для крестьянских детей окрестных деревень

Опытно-педагогическое заведение, в котором обучение строилось на основе активности, самодеятельности и творческой инициативы детей, уважения личности ребенка, учета его интересов. Кроме препадавания русского языка и арифметики, с детьми велись беседы по историю, естествознанию, на эпические темы, занятия гимнастикой, пением, рисованием, столярным трудом, проводились экскурсии.

Все это выдвинуло Я.ш. в число передовых народных школ 60-хгг 19в. Наличие в Я.ш. полной свободы детей в выборе видов занятий вне тр=вердого учебного расписания являлось отражением идей свободноговоспитания.ч

5. Система монтессори (изначально ориентирована была на умственно отсталых детей)

Мария монтессори – первая женщина-врач в италии, ученый, педагог, психолог

Главный принцип системы монтессори – «помоги мне сделать это самому»

Принципы:

a. Свободы

b. Подготовленного окружения

c. Поляризации внимания

d. Самостоятельности

Важным элементом педагогики монтессори была развивающая среда (подготовленная)

Среда разделена на 5 зон:

1. Зона упражнений в повседневной жизни

2. Зона сенсорного воспитания

3. Математическая зона

4. Зона языка (родного)

5. Зона космоса

6. Зона классов

Дидактический материал


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: