Учет и распределение расходов на продажу

Д90 К43.

Таблица 2

Продукции из

Готовой продукции

Остаток

Таблица 1

Показатели Твердая учетная цена, руб. Фактическая себестоимость, руб. Отклонение (+,-), РУб.

на начало месяца 250 000 300 000 +50 000

Поступило гото­вой

производства 2 450 000 2 454 000 +4 000

Итого 2 700 000 2 754 000 +54000

Сумму отклонения организация распределила по средневзве­шенному проценту отклонений на отгруженную (реализованную) продукцию и ее остатки на складе

Показатели Твердая учетная цена,руб. Фактическая себестоимость, руб. Отклонение (+,-), руб.
Отгруженная (реализованная) продукция 2 600 000 2 652 000 +52 000
Остаток готовой продукции на скла­де на конец месяца   100 000   102 000   +2 000
Итого   2754000 +54000 +54000

Для этого были произведены следующие расчеты:

1. Рассчитан процент отклонений:

(54 000 руб.: 2 700 000 руб.) х 100 - 2%.

2. Определено, какая часть отклоненийотносится:

а) на отгруженную продукцию:

2 600 000 руб. х 2% ° 52 000 руб.,

б) на остаток продукции на складе:

100 000 руб. х 2% = 2000 руб.

Таким образом, сумма фактической себестоимости отгружен­ной продукции составила

2 652 000 руб. (2 600 000 руб. + 52 000 руб.),

а оставшейся на складе продукции — 102 000 руб. (100 000 руб. + + 2000 руб.)

Примечание. Если организация для учета выпуска использу­ет счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», в этом расчете нет необходимости.

12.2. УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Количественный учет готовой продукции по ее видам и местам хранения может быть организован двумя способами:

1) в сортовых карточках складского учета (в бухгалтерии составляют или обрабатывают группировочные ведомости оприходо­вания продукции по ее видам в разрезе подразделений - изготовителей и мест хранения);

2) бескарточным способом (ежедневно составляют оборотные ведомости учета выпуска из производства и движения готовых изде­лий в разрезе складов и других мест хранения).

При создании полностью автоматизированных складов учет гото­вой продукции на складах заменяют оператив­ные машинограммы остатков и движения готовой продукции по каж­дому наименованию и виду.

Выпуск продукции из производства оформляют приемо-сдаточ­ными накладными, спецификациями, приемными актами. Цену простав­ляют исходя из данных номенклатуры-ценника, где должны быть указаны вид каждого изделия, его отличительные признаки, код, номенклатурный номер и учетные цены.

В текущем учете продукция (работы, услуги) группируетсяпо сле­дующим укрупненным позициям: • изделия основного производства; • запасные части;

• товары широкого потребления, изготовленныеиз отходов;

• выполненные работы и оказанные услуги.

Для учета выпуска готовых изделий из производства бухгалте­рия составляет ведомость выпуска готовой продукции, сданной на скла­ды организации, в натуральном и стоимостном выражении.

Синтетический учет выпуска продукции из производства можно вести двумя способами:

1) с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

2) без использования счета 40.

ü Учет с использованием счета 40. По дебету счета 40 отражают фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), а по кредиту нормативную (плановую) себестоимость.

Д 40 К 20 (23) - отражают фактическую производственнуюсебестоимость выпущенной продукции, сдан­ных работ и оказанных услуг или показывают прямые фактические расходы на их производство.

Д 43 (90) К 40 - учитывают норматив­ную (плановую) себестоимость произведенной продукции или вели­чину прямых затрат на ее изготовление.

Путем сопоставления дебетовых и кредитовых оборотов по сче­ту 40 на 1-е число месяца определяют отклонение фактической себе­стоимости продукции от плановой, которое списывают Д 90 «Продажи». К 40 1) превышение фактической себестоимости продукции над нормативной (плановой) списывают дополнительной записью,

2) а экономию - способом «сторно».

Счет 40 закрывают ежемесячно, и сальдо на отчетную дату он не имеет.

ü Учет без использования счета 40. Синтетический учет нали­чия и движения готовой продукции осуществляют на активном счете 43 «Готовая продукция». Готовые изделия, приобретенные в качестве товаров для продажи, учитывают на сче­те 41 «Товары».

Д 43 К 20 - Оприходование готовой продукции по учетным ценам из производства.

Д 43 К 20 - отражают отклонения дополнительной проводкой на перерасход

/ 43 20 / - или «сторно» на экономию

Синтетический учет отпуска, отгрузки готовой продукции.

При отпуске продукции сторонним потребителям выписывают приказ-накладную на отгрузку продукции, или извещение об отправке, или приказ на отпуск, а транспортными накладными подтверждают факт передачи гру­за транспортной организации. Организации-покупатели предъявляют доверенности для получения груза. Для учета расчетов с покупателями выписывают счет-фактуру, который регистрируют в книге продаж.

Данные каждого счета-фактуры заносят в раздел II «Ведомости учета и реализации продукции (работ, услуг)» № 16, где отражают все сводные данные по отгрузке и продаже.

*Фактическую стоимость выполненных работ и ока­занных услуг на сторону списывают со счетов затрат на производство: Д 90 К 20, 23.

*Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию списы­вают по учетным ценам:

По окончании месяца определяют отклонение фактической себе­стоимости отгруженной (реализованной) продукции от ее стоимости по учетным ценам и списывают

в Д 90 К43 дополнительной проводкой или способом «сторно» такая же проводка.

*Готовую продукцию, товары, переданные другим организациям для реализации на комиссионных началах, списывают в Д 45 К 43, 41. При поступлении извещения от комиссионера о продаже пере­данных ему изделий и товаров их списывают следующими проводка­ми (одновременно): 1) Д 90 К 45 себестоимость продукции, товаров;

2) Д 62 К 90 продажная стоимость продукции.

*Продукцию, полностью потребляемую на самом предприятии, учитывают на счетах 10, 21 и др. — в зависимости от ее назначения.

Пример 2. Поставщик отгрузил покупателю продукцию на сум­му 177 000 руб., в том числе НДС — 27 000 руб. Себестоимость реализованной продукции составила 90 000 руб. Покупатель произвел оплату продукции через пять дней после ее получения. Согласно принятой учетной политике поставщик определяет выручку для целей налогообложения по моменту отгрузки.

В бухгалтерском учете поставщика должны быть сделаны сле­дующие проводки:

Д 62 К 90-1 «Выручка» — 177 000 руб. — отражена выручка от реализации продукции;

Д 90-3 «НДС» К 68, субсчет «Расчеты по НДС» - 27 000 руб. — начислен НДС к уплате в бюджет;

Д 90-2 «Себестоимость продаж» К 43 — 90 000 руб. — спи­сана себестоимость реализованной продукции;

Д 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» К 99 — 60 000 руб. (177 000 руб. - 27 000 руб. - 90 000 руб.) - выявлен финан­совый результат (прибыль) от реализации продукции.

Д 51 К 62 — 177 000 руб. — поступила оплата от покупате­ля;

Расходы на продажу связаны со сбытом продукции и вместе с про­изводственной себестоимостью образуют полную себестоимость про­дукции, а значит, влияют на финансовый результат. В состав расходов на продажу включают:

расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой про­дукции (стоимость услуг собственных вспомогательных цехов, заня­тых изготовлением тары и упаковки; стоимость тары, приобретенной на стороне);

расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и т.п.; оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор);

комиссионные сборы (и отчисления), уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям, в соответствии с договорами;

затраты на рекламу (расходы на объявления в печати и по теле­видению, проспекты, каталоги, буклеты; расходы на участие в выстав­ках, ярмарках; передача в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупателям или посредническим организаци­ям бесплатно образцов товаров и другие расходы);

прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке и т.п.).

Затраты на тару включаются в расходы на продажу в тех случаях, когда затаривание и упаковка готовой продукции производятся после ее сдачи на склад. Если затаривание производится в цехах до сдачи готовой продукции на склад, то стоимость тары включается в произ­водственную себестоимость продукции.

Величина расходов на продажу зависит от уровня франко-цены, по которой реализуется продукция:

• франко-склад поставщика; • франко-станция отправителя;

• франко-станция назначения; • франко-склад покупателя.

Каждый уровень показывает, до какой точки пути следования расходы на доставку включены в состав цены. Расходы выше этого уровня покупатель может оплачивать самостоятельно или возмещать поставщику сверх цены по отдельным позициям в счете.

Для поставщика важно сократить сумму услуг сторонних транс­портных организаций, учитываемых в цене продукции. Если такие услуги не входят в цену продукции и показаны в счетах отдельно, то в объеме продаж их не учитывают. Организация выступает лишь в качестве посредника в расчетах между покупателями и транспорт­ными организациями. До полного окончания расчетов такие транзит­ные суммы учитывают на счете 45 «Товары отгруженные».

Все расходы, которые входят в цену продукции, учитывают на сче­те 44 «Расходы на продажу». Счет активный; сальдо равно сумме про­изведенных расходов, которые приходятся на отгруженную, но не реа­лизованную продукцию; оборот по дебету составляют затраты, связанные с отгруженной продукцией; обо­рот по кредиту — затраты, списанные в отчетном месяце на реализо­ванную продукцию. На промышленных предприятиях счет 44 сальдо не имеет.

Дебет 44 корреспондирует со счетами первичных расходов 02,04, 05,10, 23, 60, 69, 70 и др

Аналитический учет расходов на продажу ведут в ведомости № 15 на основании разработочных таблиц, листков-расшифровок и т.п. В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы на продажу можно признавать в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности. В учетной политике организация может предусмотреть один из двух вариантов списания расходов на упаковку и транспортировку, входя­щих в состав расходов на продажу:

1) включение в себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем;

2) распределение между отдельными видами реализационной про­дукции ежемесячно исходя из веса продукции, объема, производствен­ной себестоимости или других показателей, предусмотренным в отрасле­вых Инструкциях по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Все остальные расходы на продажу (за исключением расходов на упаковку и транспортировку) ежемесячно относят на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: