ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ, ФОРМИРУЕМОЙ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете», ПВБУ и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
Согласно МСФО финансовые отчеты должны быть доступны для понимания. Качественными признаками отчетной информации являются уместность и достоверность (надежность).
Отчетная информация считается уместной, если она способна повлиять на стоимостную оценку или на решение, принимаемое в настоящее время или на будущее. Достоверность (надежность) Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная по правилам, установленным нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет в РФ. Достоверность (надежность) информации, представляемой в бухгалтерских (финансовых) отчетах, обеспечивают:
правдивость представленных данных; нейтральность; осмотрительность; сопоставимость; существенность.
|
|
Состав бухгалтерской отчетности определен Федеральным законом «О бухгалтерском учете», а порядок ее формирования — ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций», который содержит образцы форм бухгалтерской отчетности. Содержание образцов форм могут изменяться в зависимости от характера деятельности организации, объема и видов деятельности, состава активов и обязательств и других факторов.
Организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
• бухгалтерский баланс — форма № 1;
• отчет о прибылях и убытках — форма № 2.
Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней до окончания отчетного периода.
Годовая бухгалтерская отчетность включает:
• бухгалтерский баланс — форма № 1;
• отчет о прибылях и убытках — форма № 2;
• отчет об изменениях капитала — форма № 3;
• отчет о движении денежных средств — форма № 4;
• приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;
• отчет о целевом использовании полученных средств — форма № 6;
• пояснительную записку;
• итоговую часть аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту.
Данный состав бухгалтерской отчетности, как правило, характерен для средних и крупных организаций.
Для ряда субъектов предпринимательства законодательством предусмотрен облегченный вариант составления годового отчета.
|
|
Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять отчеты об изменениях капитала, движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.
Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, должны платить единый налог.
При этом им не надо начислять ряд других налогов: налог на прибыль, НДС, налог на имущество, ЕСН. Остальные налоги и взносы, которые не засчитываются в счет уплаты единого налога, организации платят в общеустановленном порядке. Это относится, в частности, к взносам на обязательное пенсионное страхование, таможенным пошлинам, транспортному налогу.
Главное преимущество упрощенной системы налогообложения заключается в том, что перешедшие на такую систему организации могут не вести бухгалтерский учет и не составлять бухгалтерскую отчетность. Однако они должны вести бухгалтерский учет основных средств.
Следует отметить, что при упрощенной системе налогообложения организации обязаны представлять статистическую отчетность и соблюдать порядок ведения кассовых операций. Кроме того, такие налогоплательщики должны исполнять обязанности налоговых агентов, например по НДФЛ.
Некоммерческие организации в форме потребительских кооперативов, религиозных организаций, фондов, учреждений, общественных объединений и др., которые не ставят перед собой задачи извлекать прибыль и распределять ее между учредителями за исключением общественных организаций, составляя годовой отчет, обязаны составлять:
• бухгалтерский баланс — форма № 1;
• отчет о прибылях и убытках — форма № 2;
• отчет об изменениях капитала — форма № 3;
• отчет о движении денежных средств — форма № 4;
• приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;
• пояснительную записку.
В соответствии с «Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности» при отсутствии данных для заполнения некоммерческие организации могут не составлять формы № 3, 4, 5.
Вместе с тем всем некоммерческим организациям рекомендовано составлять отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
В последнее время широко обсуждались вопросы, связанные с составлением бухгалтерской отчетности коммерческих организаций по международным стандартам финансовой отчетности. В конечном итоге пришли к тому, что представлять итоговую информацию в соответствии с МСФО должны только те организации, которым это необходимо по роду их деятельности. Таковыми признаны открытые акционерные общества, акции которых котируются на рынке ценных бумаг, в части формирования консолидированной (сводной) финансовой отчетности. При этом переход на формирование консолидированной финансовой отчетности по МСФО будет осуществляться поэтапно.