Состав бухгалтерской отчетности

ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ, ФОРМИРУЕМОЙ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчет­ности, определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете», ПВБУ и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Согласно МСФО финансовые отчеты должны быть доступны для понимания. Качественными признаками отчетной информации явля­ются уместность и достоверность (надежность).

Отчетная информация считается уместной, если она способна повлиять на стоимостную оценку или на решение, принимаемое в насто­ящее время или на будущее. Достоверность (надежность) Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформи­рованная и составленная по правилам, установленным нормативны­ми актами, регулирующими бухгалтерский учет в РФ. Достоверность (надежность) информации, представляемой в бух­галтерских (финансовых) отчетах, обеспечивают:

правдивость представленных данных; нейтральность; осмотрительность; сопоставимость; существенность.

Состав бухгалтерской отчетности определен Федеральным зако­ном «О бухгалтерском учете», а порядок ее формирования — ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и приказом Минфина Рос­сии «О формах бухгалтерской отчетности организаций», который содержит образцы форм бухгалтерской отчетности. Содержание образ­цов форм могут изменяться в зависимости от характера деятельности организации, объема и видов деятельности, состава активов и обяза­тельств и других факторов.

Организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

• бухгалтерский баланс — форма № 1;

• отчет о прибылях и убытках — форма № 2.

Организация должна сформировать промежуточную бухгалтер­скую отчетность не позднее 30 дней до окончания отчетного периода.

Годовая бухгалтерская отчетность включает:

• бухгалтерский баланс — форма № 1;

• отчет о прибылях и убытках — форма № 2;

• отчет об изменениях капитала — форма № 3;

• отчет о движении денежных средств — форма № 4;

• приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

• отчет о целевом использовании полученных средств — фор­ма № 6;

• пояснительную записку;

• итоговую часть аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соот­ветствии с законодательством подлежит обязательному аудиту.

Данный состав бухгалтерской отчетности, как правило, характе­рен для средних и крупных организаций.

Для ряда субъектов предпринимательства законодательством предусмотрен облегченный вариант составления годового отчета.

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упро­щенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчет­ности, могут не представлять отчеты об изменениях капитала, движе­нии денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (фор­мы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложе­ния, должны платить единый налог.

При этом им не надо начислять ряд других налогов: налог на прибыль, НДС, налог на имущество, ЕСН. Остальные налоги и взносы, которые не засчитываются в счет уплаты единого налога, организации платят в общеустановленном порядке. Это относится, в частности, к взносам на обязательное пенсионное страхование, тамо­женным пошлинам, транспортному налогу.

Главное преимущество упрощенной системы налогообложения заключается в том, что перешедшие на такую систему организации могут не вести бухгалтерский учет и не составлять бухгалтерскую отчетность. Однако они должны вести бухгалтерский учет основных средств.

Следует отметить, что при упрощенной системе налогообложения организации обязаны представлять статистическую отчетность и соб­людать порядок ведения кассовых операций. Кроме того, такие нало­гоплательщики должны исполнять обязанности налоговых агентов, например по НДФЛ.

Некоммерческие организации в форме потребительских кооперативов, религиозных организаций, фондов, учреждений, общественных объединений и др., которые не ставят перед собой задачи извлекать прибыль и распределять ее между учредите­лями за исключением общественных организаций, составляя годовой отчет, обязаны составлять:

• бухгалтерский баланс — форма № 1;

• отчет о прибылях и убытках — форма № 2;

• отчет об изменениях капитала — форма № 3;

• отчет о движении денежных средств — форма № 4;

• приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

• пояснительную записку.

В соответствии с «Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности» при отсутствии данных для заполнения некоммерческие организации могут не составлять формы 3, 4, 5.

Вместе с тем всем некоммерческим организациям рекомендова­но составлять отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

В последнее время широко обсуждались вопросы, связанные с составлением бухгалтерской отчетности коммерческих организаций по международным стандартам финансовой отчетности. В конечном итоге пришли к тому, что представлять итоговую информацию в соот­ветствии с МСФО должны только те организации, которым это необ­ходимо по роду их деятельности. Таковыми признаны открытые акци­онерные общества, акции которых котируются на рынке ценных бумаг, в части формирования консолидированной (сводной) финансовой отчетности. При этом переход на формирование консолидированной финансовой отчетности по МСФО будет осуществляться поэтапно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: