Порядок составления консолидированной бухгалтерской отчетности

Наиболее распространенной формой групповых бухгал­терских документов является консолидированный бухгалтерский отчет, составленный на основе самостоятельных отчетов всех компа­ний, входящих в группу, и призванный показать результаты деятель­ности компании - холдинга и зависимых компаний, как если бы это была одна организация.

Составление консолидированной отчетности является требова­нием международных стандартов финансовой отчетности. В последние годы появились нормативные документы и методи­ческие указания по составлению консолидированной отчетности.

В настоящее время сводные отчеты составляют при формирова­нии сводной отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти, которая включает следующие формы:

бухгалтерский баланс — форма № 1;

отчет о прибылях и убытках — форма № 2;

отчет об изменениях капитала — форма № 3;

отчет о движении денежных средств — форма № 4;

приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

специализированные формы; пояснительную записку.

Таким образом, составляется сводная отчетность по подведом­ственным организациям, являющимся самостоятельными юридиче­скими лицами, но не обладающими единой собственностью и не объ­единенными системой участий.

Сводная годовая бухгалтерская отчетность формируется отдель­но по унитарным предприятиям и акционерным обществам (товари­ществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в феде­ральной собственности (независимо от размера их доли).

Сводную годовую бухгалтерскую отчетность представляют Мин­фину России, Минэкономики России и Госкомстату России.

Сводную годовую бухгалтерскую отчетность составляют также в рамках одного юридического лица на основе отчетных данных его под­разделений и филиалов, выделенных на отдельный баланс, но не явля­ющихся самостоятельными юридическими лицами.

Сводная годовая бухгалтерская отчетность заполняется и при наличии у организации дочерних и зависимых обществ.

Консолидированная отчетность в отличие от сводной отчетности должна показывать прежде всего инвесторам и другим заинтересован­ным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности груп­пы взаимосвязанных организаций, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Осо­бенно это важно при расчете финансовых показателей акционерных обществ, таких, как прибыль, приходящаяся на одну акцию.

Основная особенность составления консолидированных отче­тов — элиминирование (т.е. исключение) операций между компания­ми, входящими в группу, с целью устранения повторного счета в ито­говом (консолидированном) отчете группы.

Консолидированная отчетность подлежит аудиторской провер­ке. Аудиторская фирма утверждается акционерами на годовом собра­нии и должна иметь соответствующую лицензию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: