Общие требования. Требования к системам менеджмента качества в соответствии

Требования к системам менеджмента качества в соответствии

со стандартами ИСО серии 9000:2000

Глобальный подход к сертификации определил ряд задач, связанных с ростом доверия к безопасности продукции и к изготовителям, испытательным лабораториям и органам по сертификации. Одним из основных принципов является модульная система испытаний и сертификации продукции для оценки ее соответствия стандарту, другим — содействие заключению соглашений между независимыми органами о взаимном признании результатов испытаний и сертификатов в секторах экономики, подлежащих законодательному регулированию, применение европейских стандартов на системы качества и требования к аккредитованным органам сертификации.

Согласно Общему руководству качеством (ИСО 10013: 95) система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечивалась уверенность в следующем:

• система правильно понимается, применяется, получает необходимое обеспечение и обладает необходимой эффективностью;

• выпускаемая продукция действительно удовлетворяет запросам и ожиданиям потребителя;

• учитываются нужды общества и требования к охране окружающей среды;

• основное внимание уделяется предотвращению проблем, а не их выявлению после возникновения. Система качества, как правило, взаимоувязана со всеми видами деятельности, определяющими качество продукции. Ее действие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции и процессы, от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных требований.

Система менеджмента качества

Организация должна разработать, задокументировать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества и постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего международного стандарта.

Организация должна:

а) Определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации;

б) Определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

в) Определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;

г) Обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов (и их мониторинга);

д) Осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;

е) Принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Если организация решает передать сторонним организациям выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продукции требованиям, она должна обеспечить со своей стороны контроль за таким процессом. Управление им должно быть определено в системе менеджмента качества.

В процессы, необходимые для системы менеджмента качества, следуетвключатьпроцессы управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла продукции и измерения.

Если организация принимает решение о необходимости создания системы менеджмента качества, то должна быть запланирована ее разработка в соответствии с требован приведенными в ИСО 9001:2000.

Организации необходимо:

• Принять решение;

• Задокументировать;

• Внедрить;

• Поддерживать;

• Постоянно совершенствовать систему менеджмента качества.

В соответствии с этим решением в организации должны быть определены процессы, которые выполняются. Все виды деятельности, осуществляемые в организации и планируемые к включению в систему менеджмента качества, должны быть рассмотрены с точки зрения процессного подхода.

При идентификации процессов, включаемых в систему менеджмента качества, организация-разработчик системы должна дать себе ответ на следующие вопросы:

Какие процессы будут включены в систему менеджмента качества?

то является потребителем каждого процесса (внутренние и/или внешние потребители)?

Каковы требования этих потребителей?

Каковы входные и выходные данные для каждого процесса?

Кто является владельцем процесса?

Для обеспечения выполнения каких процессов необходимо привлечение дополнительных ресурсов?

Каждый процесс, происходящий в организации и включенный в систему менеджмента качества, может быть представлен в обобщенном виде.

По требованиям ИСО 9001:2000 для описания системы менеджмента качества организация должна определить процессы в соответствии со структурной моделью по четырем взаимосвязанным блокам процессов. Система менеджмента качества должна охватывать все виды деятельности, влияющие на качество выпускаемой продукции, в том числе на:

- управленческую деятельность;

- деятельность по управлению ресурсами;

- производственную деятельность;

- деятельность по контролю, измерениям, анализу, улучшению.

Система менеджмента качества, таким образом, должна включать не только процессы, касающиеся выпуска продукции (те, которые непосредственно определяют производство продукции или предоставление услуги), но и процессы управления, мониторинга, измерения, анализ, улучшения, управления ресурсами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: