Требования к системам менеджмента качества в соответствии
со стандартами ИСО серии 9000:2000
Глобальный подход к сертификации определил ряд задач, связанных с ростом доверия к безопасности продукции и к изготовителям, испытательным лабораториям и органам по сертификации. Одним из основных принципов является модульная система испытаний и сертификации продукции для оценки ее соответствия стандарту, другим — содействие заключению соглашений между независимыми органами о взаимном признании результатов испытаний и сертификатов в секторах экономики, подлежащих законодательному регулированию, применение европейских стандартов на системы качества и требования к аккредитованным органам сертификации.
Согласно Общему руководству качеством (ИСО 10013: 95) система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечивалась уверенность в следующем:
• система правильно понимается, применяется, получает необходимое обеспечение и обладает необходимой эффективностью;
• выпускаемая продукция действительно удовлетворяет запросам и ожиданиям потребителя;
• учитываются нужды общества и требования к охране окружающей среды;
• основное внимание уделяется предотвращению проблем, а не их выявлению после возникновения. Система качества, как правило, взаимоувязана со всеми видами деятельности, определяющими качество продукции. Ее действие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции и процессы, от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных требований.
Система менеджмента качества
Организация должна разработать, задокументировать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества и постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего международного стандарта.
Организация должна:
а) Определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации;
б) Определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
в) Определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
г) Обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов (и их мониторинга);
д) Осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
е) Принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Если организация решает передать сторонним организациям выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продукции требованиям, она должна обеспечить со своей стороны контроль за таким процессом. Управление им должно быть определено в системе менеджмента качества.
В процессы, необходимые для системы менеджмента качества, следуетвключатьпроцессы управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла продукции и измерения.
Если организация принимает решение о необходимости создания системы менеджмента качества, то должна быть запланирована ее разработка в соответствии с требован приведенными в ИСО 9001:2000.
Организации необходимо:
• Принять решение;
• Задокументировать;
• Внедрить;
• Поддерживать;
• Постоянно совершенствовать систему менеджмента качества.
В соответствии с этим решением в организации должны быть определены процессы, которые выполняются. Все виды деятельности, осуществляемые в организации и планируемые к включению в систему менеджмента качества, должны быть рассмотрены с точки зрения процессного подхода.
При идентификации процессов, включаемых в систему менеджмента качества, организация-разработчик системы должна дать себе ответ на следующие вопросы:
Какие процессы будут включены в систему менеджмента качества?
то является потребителем каждого процесса (внутренние и/или внешние потребители)?
Каковы требования этих потребителей?
Каковы входные и выходные данные для каждого процесса?
Кто является владельцем процесса?
Для обеспечения выполнения каких процессов необходимо привлечение дополнительных ресурсов?
Каждый процесс, происходящий в организации и включенный в систему менеджмента качества, может быть представлен в обобщенном виде.
По требованиям ИСО 9001:2000 для описания системы менеджмента качества организация должна определить процессы в соответствии со структурной моделью по четырем взаимосвязанным блокам процессов. Система менеджмента качества должна охватывать все виды деятельности, влияющие на качество выпускаемой продукции, в том числе на:
- управленческую деятельность;
- деятельность по управлению ресурсами;
- производственную деятельность;
- деятельность по контролю, измерениям, анализу, улучшению.
Система менеджмента качества, таким образом, должна включать не только процессы, касающиеся выпуска продукции (те, которые непосредственно определяют производство продукции или предоставление услуги), но и процессы управления, мониторинга, измерения, анализ, улучшения, управления ресурсами.