Караоке-капитализм

В своей работе «Караоке-капитализм» Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале развивают идеи о том, что в мире караоке-капитализма индивидуальный выбор бесконечен, но не даром. Вы платите либо способностями, либо наличными. В "Караоке-клубе" страны компании и отдельные люди сталкиваются с неизбежным выбором: копировать других или создавать свое собственное будущее. Пользуясь бенчмаркингом и лучшими методами, вы станете всего лишь одним из многих.
Не подражайте - изобретайте! Как бы хорошо мы ни умели имитировать, настоящего успеха так достичь не удастся. Настоящие новаторы всегда побеждают имитаторов, и важно самому решать проблему, а не копировать ее решение. Каждый из нас знает, что такое караоке-бар. Там мы все можем попробовать себя в роли Элвиса Пресли или Фрэнка Синатры. В основе караоке лежит принцип копирования: нужно как можно лучше повторить оригинал. Все повторяют друг друга – именно это сегодня происходит и в бизнесе.

Большинство бизнес-школ мира используют одни и те же книги. Не важно, где Вы получите диплом MBA – в Бостоне или Бомбее: везде все те же старые добрые учебники Филипа Котлера, Майкла Портера и других. Авторы книги задаются вопросом: как же можно ждать от выпускников МВА каких-либо изменений?

Копирование других – это не решение. Подражание не приводит к успеху. Одни просто поют под караоке, а другие сочиняют песни, которые потом вслед за исполнителями поют сотни людей в караоке-барах по всему миру. Выбор очевиден. Мы можем довольствоваться исполнением чужих слов под чужой ритм и мелодию либо пытаться освободиться от однообразия уже спетых песен. Копировать или творить.

Авторы предлагают рецепт, позволяющий выбраться из этого «королевства кривых зеркал», где все бесконечно отражается.

Не копируйте, а изобретайте новое. Мы вынуждены заниматься бизнесом в дискретные, «прерывистые» времена. Прошлое не всегда является хорошим предсказателем будущего. Компаниям следует уметь забывать. Чтобы строить, необходимо научиться разрушать. Мы должны быть уверены, что избавились от всего прежнего и таким образом освободили место новому.

Привлекайте самых талантливых сотрудников. Исследование показывает, что три четверти руководителей по всему миру ставят человеческий труд, с точки зрения стратегической важности, впереди производительности и технологий. Это же исследование обнаруживает, что 80% руководителей склонны считать, что к 2010 году привлечение и удержание людей станет главной стратегической задачей. Растущая разница между лучшими и остальными – факт.

Учитывайте, что мы живем в эпоху индивидуализма и изменчивых ценностей. Мы стали радикально отличаться друг от друга – особенно это касается молодого «поколения Я», которое состоит из информированных, неформальных, нетерпеливых, энергичных, космополитичных и исключительно индивидуалистичных особей. Когда-то ценности были вечными. Мы умирали с тем же набором ценностей, на которых были воспитаны. Сегодня они становятся временными. Нормы прежде заменяли нам кожу, теперь они вроде рубашки – нетрудно выбирать их по своей прихоти, и многие делают это. В мире караоке-капитализма можно одновременно быть приверженцем разных верований. Мы принадлежим не к одному племени, а сразу к нескольким. Можно быть членом сообщества академиков, племени родителей, художников или финнов. Ценности все более преходящи.

Главное — эмоциональность. Авторы утверждают, что в караоке-мире есть только два способа добиться устойчивой конкурентоспособности: использовать либо несовершенство рынка, либо несовершенство человека. Соответственно, возможны инновации на стороне предложения и на стороне спроса. Первая стратегия предполагает рациональные инновации – создание уникальных бизнес-моделей, хорошо приспособленных к новым условиям бизнеса. Вторая предполагает «эмоциональные» инновации – потребителя можно привлекать и удерживать, создав притягательную атмосферу, хорошее настроение. Большая часть теории и практики управления основывалась на базовом предположении о рациональности человека. Казалось, чтобы убедить людей купить товар, надо просто придумать апеллирующие к их разуму аргументы, побольше и получше. Забудьте об этом. Хотя многие люди и пытаются действовать рационально, мы все эмоциональные существа. Отношения с потребителями нуждаются в постоянной подпитке. «Что ты сделал для меня в последнее время?» – именно это интересует потребителя.

«Мы не можем производить товары дешевле, чем в странах Дальнего Востока, но мы можем делать это лучше при помощи дизайна и инноваций», – говорит британский дизайнер Теренс Конран. Ему вторит Роберт Хейес из Harvard Business School, утверждая, что «пятнадцать лет назад компании соперничали по цене. Сегодня – по качеству. А завтра – в области дизайна». Удачное соотношение цены и качества для любой компании в любой отрасли необходимо, но не достаточно. Делая все правильно, Вы получите билет на хорошее место, но это не позволит Вам выиграть матч. «Эмоциональный» бизнес требует улучшить соотношение цены и смысла.

Некоторые компании долгие годы используют силу эмоций. «В Sony мы исходим из того, что товары наших конкурентов будут точно такими же с точки зрения технологий, цены, качества и рабочих характеристик. Дизайн – это единственное, что отличает один товар на рынке от другого», – говорит Нория Ога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: