Феномены абсолютного в личности человека

1. Уникальность, неповторимость. В каком-то смысле и каждая кошка является уникальной, со своим неповторимым характером. Однако, все кошки хотят одного и того же: еды, ласки, кота и места. Философ эпохи Возрождения Пико делла Мирандола назвал все живые существа существами определенного образа, а человека – существом неопределенного образа, который сам творит судьбу по собственному проекту. И каждый такой проект является уникальным. Семантическим, символическим подтверждением этому в человеческой культуре является хотя бы то, что культура стремится однозначно идентифицировать каждого человека: фамилия-имя-отчество, ИНН, пенсионный страховой номер. С точки зрения культуры, каждый человек свободно строит свою судьбу и несет личную, персональную ответственность – не так важно, перед кем. Наконец, важно подумать, за что же мы ценим друг друга в первую очередь? Быть может, вторично мы оцениваем качества характера, но впервые влюбляемся мы в неповторимый образ, впервые происходит уникальная встреча людей, и лишь потом она «обобщается» сравнением с другими людьми и встраиванием в общественные отношения. И, естественно, если личность уникальна, неповторима, единственна в своем роде, то она абсолютна. Ибо Абсолют всегда один, и нет ему подобного.

2. Индивидуальность. Что это означает? С точки зрения психологии индивидуальность человека состоит в его отличии от всех других людей, то есть в той же уникальности и неповторимости. Однако давайте здесь повторим процедуру, которую мы осуществили при анализе смысла слова «свобода», попытаемся найти этимологию слова «индивидуальность». Это слово происходит от латинского «individuum», это латинское причастие можно разделить на приставку и основную часть: «in-dividuum». Латинская приставка «in» означает отрицание «не», а причастие «dividuum» схоже с английским глаголом «to divide» – «делить». Таким образом, суммарно получаем: индивидуальность, индивидуум – это нечто неделимое, целостное. Итак, личность не есть сумма частей тела и так же не есть сумма психологических качеств или составляющих личности. Мы интересны друг другу, влюбляемся друг в друга не за набор черт и качеств, а как целостный образ уникального человека. И наоборот, когда «любовь уходит», мы разделяем человека на качества, говорим, что не можем смириться с какими-то чертами его характера и т. д. Наша неделимость, целостность есть проявление абсолютного в нас. Ибо все, что относительно, всегда делится на части, а абсолютное единично и на части не делится. Подобно этому, смерть есть распад живого тела на мертвые части. Но то, что не может распасться на части – не умирает. Здесь – истоки религиозной интуиции о бессмертии «души». И именно то, что религия называет душой человека, философия называет личностью человека.

3. Времяобъемлющее единство человеческого «Я». Это кажущееся громоздким философское определение имеет своей основой очень простой феноменологиический эксперимент. Представьте себе альбом с вашими фотографиями от рождения до нынешнего возраста. И вот вы смотрите на ваши младенческие фото. Какая первая глубокая «философская» мысль возникает при этом у вас? «Неужели это я?» Вы на младенческой фотографии и вы сейчас кажетесь абсолютно разными: разный характер, выражение лица и многое-многое другое… И, тем не менее, на этот «философский» вопрос приходится дать простой и элементарный ответ: на младенческой фотографии изображены именно вы. Итак, время прошло, вы сильно изменились внешне и внутренне. Однако «Я» осталось «Я». Время – показатель изменчивости и относительности. А поскольку это самое «Я» остается единым в потоке времени, значит оно как-то существует над ним, значит в нем есть нечто абсолютное.

Теперь обозначим последнее из обнаруженных нами абсолютных качеств человека:

7. ВНУТРЕННИЙ ДИНАМИЗМ – СВОЙСТВО ЧЕЛОВЕКА ИЗМЕНЯТЬСЯ НЕ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ПРИРОДЫ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, А ПО СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ И В НУЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ.

Это абсолютное качество человека в чем-то противоположно времяобъемлющему единству «Я». Кроме того, оно является одним из проявлений двух других качеств: таких, как свобода и выход из себя. Тем не менее здесь мы акцентируем внимание еще на одном личностном феномене.

Может ли человек с возрастом не стареть, а молодеть – хотя бы в некоторой степени? Может, причем даже телом, если следит за ним. Однако, человек может продлить себе жизнь на земле и даже молодость, если ведет активный образ жизни, активный в плане богатства интересов и творчества. И, наоборот, чем в более пассивном, «растительном» состоянии находится дух человеческий, тем больше скрытых ресурсов жизни проявляет и тело. Перефразируя известную пословицу здесь можно сказать: «Здоровый дух оздоровляет и тело».

Что мы не назвали из абсолютных качеств человека, из того, что делает человека человеком и составляет специфически человеческое свойство? Мы не назвали рассудок или разум, понимаемый как способность человека к отвлеченному логическому мышлению и связанной с ним речевой деятельности.

Начиная с XVII века, и до конца XIX–начала XX века, разум или рассудок считались главными качествами, определяющими такое существо, как человек. Даже биологический вид человека был назван Homo Sapiens, «человек разумный». Однако давайте попытаемся выяснить роль рассудка или разума в жизни человека. Является ли он, во-первых, абсолютным или относительным качеством человека? Еще раз напомним: то, что в человеке абсолютно, определяется человеком и только им самим, не зависит от окружения и внешних обстоятельств. А то, что в человеке относительно, так или иначе зависит от внешней среды, природы и обстоятельств. Что же исследует рассудок и разум? Он исследует законы внешней среды, помогает человеку адекватно приспосабливаться ко внешним обстоятельствам, научает человека познавать эти законы, приспосабливаться к ним и творчески использовать их в своих целях. Иначе говоря, рассудок и разум оперируют не сферой человеческой свободы, а сферой природной необходимости, сферой причинно-следственных связей, сферой относительного. Вот почему рассудочно-разумное мышление «работает», прежде всего, в сфере науки и техники.

Получается интересная вещь. То, что некогда считалось главным и определяющим свойством человека, оказывается востребованным именно для приспособления человека к окружающему миру. Сам рассудок или разум не есть нечто абсолютное, определяемое человеком. Правда, это приспособление носит активный и творческий характер и связано с таким абсолютным качеством человека, как творчество, создание нового, несуществующего в природе. Но здесь относительное и абсолютное, разум и творчество, взаимно проникают друг в друга в процессе научно-технического творчества. Ибо человек есть двойственное существо, как мы уже отмечали, в котором абсолютное и относительное находятся в борьбе и гармонии.

Так, например, рассудок и разум помогли человеку познать природные законы строения атомного ядра. Однако дальше уже дело творческого гения человека, дело его свободного выбора, - решать, как использовать эти законы. Можно использовать их для создания атомных электростанций или изотопной медицины – на пользу человеку. А можно их использовать для создания разрушительного ядерного оружия. Иначе говоря, сам рассудок или теоретический разум нейтрален и относителен. Его дело – сводить множество конкретных явлений в природном мире к абстрактному единству. Но уже дело практического разума человека, то есть дело его свободной воли, сопряженной с мудрым знанием обстоятельств, - решать, применить ли данные рассудка на добро или во зло.

Сам разум не есть абсолютное качество человека. Это видно еще из того, что само по себе знание или информация не делают человека счастливым или несчастным, не дают смысл жизни человеку. В ХХ веке эта мысль стала практически очевидной, ибо появилось создание, иное, нежели человек, однако обладающее всей логической мощью человека – это компьютер. Компьютер даже более точен, более логичен, более последователен, чем человек. Он не обладает лишь тем, что философия ХХ века стала считать самым главным в человеке – его свободной волей и творческим даром. Вся философия XVII–XIX века, философия Нового Времени, рефлексировала по поводу разума человека и строила философию как строгую науку, построенную по законам разума. XX век показал, что это является иллюзией. Реальная, практическая жизнь человека содержит в себе разумный элемент, но вся полнота человеческого опыта является трансрациональной, содержащей в себе как рациональный, так и иррациональный моменты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: