Ранняя греческая философия

Тема 3. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.

В истории культуры существовало несколько философских традиций, возникавших и развивавшихся почти независимо друг от друга. Это – европейская философия, философия Индии, философия Китая и Японии, арабо-мусульманская философия. Нетрудно заметить, что их границы практически совпадают с границами отмеченных в культуре религиозных систем.

Европейская философия, с этой точки зрения, так или иначе связана с христианством. Она либо логически готовит почву к приходу христианства (античная философия), либо практически совпадает с христианским богословием (средневековая философия), либо даже отталкивается от христианства вплоть до атеизма (философия от эпохи Возрождения до наших дней), все равно, однако, основываясь на исконно христианской идее о величии и абсолютной ценности человека, равного Богу.

В нашем курсе мы сознательно ограничиваемся именно историей европейской философии. Европейская философия возникла в Древней Греции в VII веке до нашей эры. Каковы же причины и предпосылки ее возникновения и развития?

1. Прогрессирующее разделение труда, классовое расслоение и выделение прослойки людей, не занятых производительным трудом – это общая социальная предпосылка.

2. Конкретная социальная предпосылка – появление в греческих полисах, в городах-государствах Древней Греции (особенно – в Афинах) больших групп свободных мужчин, бедных или богатых, но не занятых никаким производительным трудом. Всю работу за них выполняли женщины или домашние рабы, а сами они проводили все свое время в одном из следующих занятий: а) беседы, обсуждения и споры на личные, общественные, политические, религиозные и иные темы в собраниях в домах, в храмах и на городских площадях; б) участие в политических городских мероприятиях, выборах, народных голосованиях; в) участие во множестве религиозных церемоний и празднеств; г) участие в многочисленных пирах по личным, общественным и религиозным поводам; д) участие в спортивных состязаниях (Олимпийский Игры и др.); е) периодическое участие в городском ополчении в случае военных действий. Именно в этой среде однажды возникшая философия приобрела в Древней Греции массовую популярность, в буквальном смысле слова завладела умами.

3. Появление на базе образно-мифологического мышления, основанного на политеизме (многобожии), первой философской мысли, в дальнейшем ставшее основанием философского монотеизма (единобожия).

Эта мысль звучала так: ВСЁ ЕСТЬ ОДНО. Обратите внимание, высказывания типа «небо голубое» или «все люди смертны» еще не являются философскими. Философским является высказывание, сводящее совокупность всего существующего к одному, единому первоначалу.

И именно на базе подобной первой философской мысли и возникла первая философская школа Древней Греции:

Милетская школа (VII–VI в. до н.э., г. Милет)

Эта школа получила свое название от города Милет, греческого города, находившегося на западном побережье полуострова Малая Азия (сейчас это – территория Турции). В те времена всё западное побережье было усеяно греческими городами, и называлась эта территория Ионийская Греция.

Основателем милетской школы был Фалес. Он известен не только как философ, но и как математик (вспомним теорему Фалеса о подобии треугольников) и как астроном. Причем его достижения в астрономии достаточно весомы. В частности, он предсказал солнечное затмение, что при том уровне развития науки было серьезным достижением.

Учение Фалеса.

1. Всё, что существует в этом мире, является сложной комбинацией четырех простых элементов, называемых стихиями. Стихий четыре: огонь, вода, земля и воздух. Слово «стихия» переводится с греческого как «буква». И как из букв можно составить слова и предложения, так из стихий составлены все вещи в мире. Отдаленным аналогом стихий Фалеса в современной физике являются четыре агрегатных состояния вещества: плазма, газ, жидкость, твердое тело.

2. Стихии превращаются друг в друга путем сгущения и разрежения. Это тоже частично соответствует данным современной физики. Например, если сильно сжать газ, можно получить жидкость. А вот при сжатии жидкости далеко не всегда можно получить твердое тело.

3. Главной, первичной стихией является вода. ВСЁ ЕСТЬ ВОДА. Почему Фалес выбрал первостихией именно воду? Здесь не совсем уместны размышления современной науки типа «жизнь зародилась в воде» или «организм человека на 90% состоит из воды». Во времена Фалеса эти факты и теории не были известны. Да, человек не может жить без воды, но еще больше он не может жить и без воздуха. И вообще, какие есть основания переносить человеческие представления о жизни на весь космос? Основания у Фалеса были, и вот какие. Дело в том, что греки воспринимали весь космос как универсальный живой организм, как космическое животное, и называли его «макрокосм». Человека же они воспринимали в качестве уменьшенной модели всего космоса и называли его «микрокосм». Законы развития модели такие же, как и законы того, что она моделирует. Значит, как микрокосм, так и макрокосм рождаются схожим путем. А из чего рождается отдельный человек? Из семени. А семя есть вода. Следовательно, вода есть начало жизни как микрокосма, так и макрокосма, – как человека, так и всего космоса.

4. Сохранилось единственное высказывание Фалеса о душе: «душа состоит из особого психического тепла». Как можно интерпретировать это высказывание? По-видимому, Фалес полагал, что душа не сводима к комбинации четырех стихий материального мира. Общее греческое представление о соотношении души и тела было таково, что душа вечна и переселяется в разные тела (метемпсихоз). Значит, скорее всего, Фалес усматривал душу абсолютной и отличной от мира относительного – материального мира.

Следующим представителем милетской школы был Анаксимен. Особенность его учения одна: он считал первичной стихией не воду, а воздух: ВСЁ ЕСТЬ ВОЗДУХ. Возможно, Анаксимену не понравилась теория Фалеса о космических семенах, и он счел, что без воды человек все же может прожить несколько дней, а без воздуха умрет за минуты. И, как и Фалес, Анаксимен спроецировал свойства человека на всю Вселенную. Нечто новое и особенное высказал последний из представителей милетской школы – Анаксимандр: ВСЁ ЕСТЬ АПЕЙРОН (БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ). Здесь содержится важная идея. Анаксимандр впервые не сводит первоначало, Абсолют ни к чему чувственно-конкретному и называет главной его характеристикой беспредельность. Что это значит? То, что не имеет пределов, - не имеет конца и начала в пространстве и во времени, - то есть, оно вечно и бесконечно. Далее, то, что не имеет пределов, нельзя определить, а значит – рационально познать, ибо любое рациональное познание совершается через «определения», через отделение определяемого от всего остального.

Ксенофан из Колофона (VII-VI в. до н.э., г. Колофон)

Город Колофон, откуда Ксенофан был родом, также находился на западном побережье Малой Азии, а учение Ксенофана очень кратко: ВСЁ ЕСТЬ БОГ. Развивая мысль Анаксимандра, Ксенофан впервые назвал абсолютное начало Богом. До этого в греческой культуре понятие «бог» относилось лишь к персонифицированным мифологическим божествам греческого пантеона во главе с Зевсом. Ксенофан же впервые дал начало философскому монотеизму. Бог у Ксенофана – это не личность, не персонифицированный глава пантеона богов, а абсолютное и безличное первоначало.

Интересно и забавно с современных позиций, что Ксенофан постулирует, что этот Бог имеет круглую или шарообразную форму. Но просто круг тогда считался самой совершенной фигурой, и совершенному Богу подобало быть только круглым.

Гераклит Эфесский (VI-V в. до н.э., г. Эфес)

Этот философ, несомненно, является самой значительной фигурой во всем раннем периоде греческой философии. Он родился в очень знатной семье в городе Эфес – крупнейшем греческом городе западного побережья Малой Азии. Эфес считался священным городом богини Артемиды, а храм Артемиды Эфесской, наряду с египетскими пирамидами, в те времена считался одним из «семи чудес света». Гераклит родился в семье правителя, царя Эфеса, и был наследником царского престола. Однако, он отказался от престола, предпочтя посвятить себя философии. Факт, сам по себе достойный или уважения, или удивления – неординарный поступок, в любом случае. Современники и не столь дальние потомки дали Гераклиту два прозвища: Гераклит Плачущий и Гераклит Темный. Плачущим он выглядел, ибо всегда размышлял о конечности всего сущего. А «темным» его назвали из-за крайней запутанности его учения, сильно смущавшей современников. Сохранилось легендарное повествование о финале жизни Гераклита. Оно, по-видимому, легендарно, так как в нем проглядывает отрицательное отношение рассказчика к Гераклиту. Итак, якобы однажды вечером стареющий Гераклит шел по окрестностям Эфеса, воздев голову к небесам, и размышлял о бренности всего сущего. И поскольку себе под ноги Гераклит не смотрел, то он угодил в незарытую яму с навозной жижей, куда провалился и утонул …

Учение Гераклита.

1. ВСЁ ЕСТЬ ОГОНЬ. «Этот мир не создан никем из богов, никем из людей; но он есть вечный огонь, мерно разгорающийся и мерно затухающий». Итак, в отличие от Фалеса и Анаксимена, выбравших воду и воздух, Гераклит выбирает за первостихию огонь. Почему? Вновь примитивно выглядят здесь ответы вроде «солнце есть огненный шар, дающий жизнь» или «огонь костра, греющий в ночи». И даже ответ, следующий представленной цитате из Гераклита, что огонь –это самая динамичная из стихий, тоже ничего не объясняет. Ибо зачем выбирать самую динамичную стихию, а не саму статичную? Нет, у Гераклита была очень особая причина выбрать огонь как первоначало. Ну, прежде всего, Гераклит имел в виду не физический, а ДУХОВНЫЙ ОГОНЬ. Чтобы понять мотивы Гераклита, попытаемся представить себе картину из греческой жизни… Древние греки часто участвовали в разных религиозных церемониях в честь множества своих богов. Они назывались «мистерии». И в некоторых мистериях люди выпивали одурманивающий «священный» напиток (галлюциноген, возможно, на основе мухомора), и ложились в гроб с целью испытать, что испытывает душа, выходя из тела. Греки верили в переселение душ, в вечность души, меняющей свои тела после смерти. У них была пословица: СОМА – СЕМА. В переводе: тело – гроб, гроб души. Душа скована оковами тела, и стремится вырваться из них. Вот поэтому на церемониях они и ложились в гроб. Далее, некоторые «путешественники» к тайнам души, употребившие слишком большую дозу напитка, так и не возвращались в бренное тело. А кто возвращался, рассказывали удивительные вещи! Приходилось ли вам слышать об ощущениях людей, переживших клиническую смерть? Загадка в том, что почти все из них, независимо от вероисповедания и жизненного опыта видели одно и то же: туннель и свет в его конце. То же самое видели и вернувшиеся из «путешествия» греки. Из этого факта Гераклит сделал вывод: коль скоро душа, выходя из тела, первое, что видит, – это огонь, значит, этот самый духовный огонь и является первоначалом всего сущего.

2. «Огонь есть Логос, Логос есть огонь». Многозначное греческое слово «логос» может быть переведено как слово, мысль, разум и даже музыка. Следовательно, этот огонь является не только духовным, но и живым, и мыслящим.

3. Возникает логичный вопрос: ведь в этом мире большинство вещей вовсе не выглядят, как состоящие из огня. Скорее – из воды, земли, воздуха. Так каким же образом изначальный огонь творит конкретные вещи. Гераклит отвечает так: «Огонь творит вещи путем бега в противоположные стороны одновременно». Эта часть учения Гераклита стала для современников самой темной, и породила проблемы для греческой философии. Чтобы лучше понять мысль Гераклита, приведем несколько его цитат: «Жизнь есть смерть, а смерть есть жизнь» – можно понять эту мысль в духе греческих представлений о душе и теле: что жизнь в теле есть смерть души, а смерть тела есть освобождение души в вечность; можно прочитать мысль ближе к современности: рождаясь, человек движется к смерти, становясь к ней ближе каждый следующий день, но на пути к смерти он рождает новую жизнь – своего ребенка. «Бытие есть небытие, а небытие есть бытие» – смысл аналогичный, заметим лишь, что именно Гераклит ввел понятие «бытие» в философский обиход. «Всё течет, всё изменяется» и «нельзя войти в одну и ту же реку дважды».

Эти мысли Гераклита о динамизме и изменчивости мира вошли в пословицы.

Значение учения Гераклита.

1. Гераклит до крайности запутал греческую философию. В самом деле, если любое понятие обращается в свою противоположность, жизнь в смерть, а смерть в жизнь, то вообще четкое обозначение чего-либо в словах и понятиях становится крайне затруднительным.

2. Гераклит обогатил мировую философию учением о единстве и борьбе противоположных начал. Впоследствии это учение по-разному развивали Платон, Николай Кузанский, Гегель, Маркс. В этом учении всегда было много проблематичных и спорных моментов. Но первым здесь был именно Гераклит.

3. Христианские богословы называли Гераклита «христианином до Христа», находя в его учении христианские элементы. Давайте и мы найдем, что же христианского может быть в концепции Гераклита. Апостол Иоанн, один из ближайших учеников Иисуса Христа, начал свое Евангелие такими словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Всё чрез Него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть». Слово, по-гречески, – Логос, а Иоанн, когда писал это Евангелие, был епископом церкви города Эфес – родного города Гераклита. Несомненно, Иоанн не мог не знать учение знаменитейшего из эфесян. Сама христианская Троица есть воплощение единства противоположных начал, ибо Отец в Сыне, Сын в Отце и вместе они в Духе Святом. Огонь в Новом Завете есть символ сошествия Духа Святого на апостолов. После этого события прежние апостолы, трусливые и предающие своего Учителя, резко изменились и стали огненными, бесстрашными проповедниками Евангелия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: