Предмет. Содержание. Психолого-педагогическая основа.
Методика преподавания литературы как научная дисциплина.
ЛЕКЦИЯ № 1
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
Методика преподавания литературы – наука о том, какими путями и средствами обучать воспитывать и развивать учащихся на уроках литературы.
В центре методики литературы стоит изучение закономерностей учебного процесса. Схематически взаимосвязь элементов учебного процесса мы можем представить следующим образом:
Содержание организация урок
образования учебного внеклассная работа
и принципы процесса факультатив
ученик учитель
методы и средства наглядные
приемы общие обучения технические
работы частные
I. Содержание образования находит отражение в государственных документах, таких как стандарты, программы и учебники. На основе программы учитель ставит перед собой дальние и ближние цели.
До 1972 года программа по литературе определяла только круг знаний. Понадобилось 10 лет, чтобы в программу были введены умения. В МПЛ отработаны различные приемы анализа художественного произведения. Они тесно связаны с путем рассмотрения художественного произведения, которое выбирает учитель. В МПЛ, где основным предметом изучения является текст худ. произвед., важно выбрать путь анализа.
|
|
Содержание образования – система знаний, умений, навыков.
II. Методы и приемы обучения.
Среди них выделяются: для средних классов
- по сюжету, вслед за автором;
- образно-концептуальный
для старших классов
- идейно-тематический, проблемный;
- пообразный;
- композиционный;
- стилистический;
- целостный;
а) В 1969 г. И.Я. Лернер и М.И. Скаткин предложили в основу классификации методов положить деятельность ученика:
· объяснителльно-иллюстративный репродуктивный
- эвристический (частно-поисковый)
- проблемный
- исследовательский
В 1972 г. Н.И. Кудряшов на основании этой классификации предложил классификацию методов на уроках литературы:
- метод творческого чтения и творческих заданий
- эвристический
- исследовательский
- репродуктивный
Для методики литературы проблема методов анализа является центральной.
Отказаться от методов анализа в школьной практике нельзя, литература требует дисциплинированности ума, а не только образной памяти и силы чувств. За процессом непосредственного восприятия идет процесс обдумывания и оценки художественного произведения.
б) Принципы обучения так же,как и методы,являются общими и специальными.
Общие: направленность. доступность, наглядность и т.д.
Частные принципы отражают специфику предмета. Например, один из принципов целостного восприятия к целостному осмыслению.
|
|
В литературе добиться целостного восприятия – это значит приблизиться к авторскому замыслу, к концепции мира и человека у писателя.
III. Формы организации учебного процесса всегда были предметом пристального внимания и изучения. Каждый этап развития методики выдвигал свою теорию типов и видов уроков. Начало ХХ века В.В. Голубков предложил свою классификацию уроков по этапам изучения произведения:
а) вступительные уроки
б) уроки изучения художественного произведения
в) уроки обогащения теорией и критикой
г) заключительные уроки.
В середине ХХ века Н.И. Кудряшов предложил более сложную классификацию:
а) уроки восприятия и изучения художественного произведения,
б) уроки истории и теории литературы,
в) уроки развития речи.
В современной практике литературного образования типология уроков продолжает совершенствоваться. В программе Курдюмовой уроки литературы в среднем звене (5-8 кл.) распределены по 3-м кругам:
1 круг – произведения для чтения и изучения
2 круг – произведения для чтения и обсуждения
3 круг – внеклассное чтение.
1. Средства обучения изменяются всегда при изменении характера обучения. В 19 веке методика литературы освоила наглядность: иллюстрации, репродукции картин художников. В конце 19 в. учебный процесс пришли технические средства обучения: волшебный фонарь, граммофон. 20 в. обогатил процесс обучения дидактическими средствами обучения. экранно-звуковые,компьютерные технологии -20-21 вв.
2. Ученик в современной методике литературы -фигура значительная, он интересует методику литературы как читатель.
Выделяют три уровня восприятия чтения:
а) наивный реализм,
б) эмоционально- образное восприятие,
в) эстетическое восприятие
Учитель интересует методику литературы с точки зрения его пригодности к организации учебно-воспитательного процесса.
Выделяют категории учителей:
1. учитель –новатор. Е. Н Ильин известен как организатор педагогики сотрудничества.
2. учитель-мастер - учитель, овладевший современными методами обучения
3. современный учитель
4. профессионально непригодный
Кроме общих вопросов обучения, методика литературы и психология изучают совместно читательское восприятие.
Современные литературоведческие исследования помогают проникнуть в характер деятельности читателя, кроме того дают возможность обнаружить новые подходы к анализу художественного произведения на уроке.
Видеть учебный процесс в целом, прогнозировать его содержание и структуру на будущее помогает история методики. Очевидно, в скором времени возникнет возможность увидеть цикличность в развитии методики литературы и это даст возможность научно обосновать стратегии и тактику теории и практики в школе.
Литература.
1. Рез З.Я. Методика преподавания литературы. М.: 1985, С.11-18.
2. Голубков В.В. Методика преподавания литературы в школе. М.: 1962. С. 25-53.
3. Никольский В.А. Преподавание литературы в средней школе. М.: 1968, с. 6-20.