Лекция № 2. Предмет. Содержание. Психолого-педагогическая основа

Предмет. Содержание. Психолого-педагогическая основа.

Методика преподавания литературы как научная дисциплина.

ЛЕКЦИЯ № 1

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

Методика преподавания литературы – наука о том, какими путями и средствами обучать воспитывать и развивать учащихся на уроках литературы.

В центре методики литературы стоит изучение закономерностей учебного процесса. Схематически взаимосвязь элементов учебного процесса мы можем представить следующим образом:

Содержание организация урок

образования учебного внеклассная работа

и принципы процесса факультатив

ученик учитель

методы и средства наглядные

приемы общие обучения технические

работы частные

I. Содержание образования находит отражение в государственных документах, таких как стандарты, программы и учебники. На основе программы учитель ставит перед собой дальние и ближние цели.

До 1972 года программа по литературе определяла только круг знаний. Понадобилось 10 лет, чтобы в программу были введены умения. В МПЛ отработаны различные приемы анализа художественного произведения. Они тесно связаны с путем рассмотрения художественного произведения, которое выбирает учитель. В МПЛ, где основным предметом изучения является текст худ. произвед., важно выбрать путь анализа.

Содержание образования – система знаний, умений, навыков.

II. Методы и приемы обучения.

Среди них выделяются: для средних классов

- по сюжету, вслед за автором;

- образно-концептуальный

для старших классов

- идейно-тематический, проблемный;

- пообразный;

- композиционный;

- стилистический;

- целостный;

а) В 1969 г. И.Я. Лернер и М.И. Скаткин предложили в основу классификации методов положить деятельность ученика:

· объяснителльно-иллюстративный репродуктивный

- эвристический (частно-поисковый)

- проблемный

- исследовательский

В 1972 г. Н.И. Кудряшов на основании этой классификации предложил классификацию методов на уроках литературы:

- метод творческого чтения и творческих заданий

- эвристический

- исследовательский

- репродуктивный

Для методики литературы проблема методов анализа является центральной.

Отказаться от методов анализа в школьной практике нельзя, литература требует дисциплинированности ума, а не только образной памяти и силы чувств. За процессом непосредственного восприятия идет процесс обдумывания и оценки художественного произведения.

б) Принципы обучения так же,как и методы,являются общими и специальными.

Общие: направленность. доступность, наглядность и т.д.

Частные принципы отражают специфику предмета. Например, один из принципов целостного восприятия к целостному осмыслению.

В литературе добиться целостного восприятия – это значит приблизиться к авторскому замыслу, к концепции мира и человека у писателя.

III. Формы организации учебного процесса всегда были предметом пристального внимания и изучения. Каждый этап развития методики выдвигал свою теорию типов и видов уроков. Начало ХХ века В.В. Голубков предложил свою классификацию уроков по этапам изучения произведения:

а) вступительные уроки

б) уроки изучения художественного произведения

в) уроки обогащения теорией и критикой

г) заключительные уроки.

В середине ХХ века Н.И. Кудряшов предложил более сложную классификацию:

а) уроки восприятия и изучения художественного произведения,

б) уроки истории и теории литературы,

в) уроки развития речи.

В современной практике литературного образования типология уроков продолжает совершенствоваться. В программе Курдюмовой уроки литературы в среднем звене (5-8 кл.) распределены по 3-м кругам:

1 круг – произведения для чтения и изучения

2 круг – произведения для чтения и обсуждения

3 круг – внеклассное чтение.

1. Средства обучения изменяются всегда при изменении характера обучения. В 19 веке методика литературы освоила наглядность: иллюстрации, репродукции картин художников. В конце 19 в. учебный процесс пришли технические средства обучения: волшебный фонарь, граммофон. 20 в. обогатил процесс обучения дидактическими средствами обучения. экранно-звуковые,компьютерные технологии -20-21 вв.

2. Ученик в современной методике литературы -фигура значительная, он интересует методику литературы как читатель.

Выделяют три уровня восприятия чтения:

а) наивный реализм,

б) эмоционально- образное восприятие,

в) эстетическое восприятие

Учитель интересует методику литературы с точки зрения его пригодности к организации учебно-воспитательного процесса.

Выделяют категории учителей:

1. учитель –новатор. Е. Н Ильин известен как организатор педагогики сотрудничества.

2. учитель-мастер - учитель, овладевший современными методами обучения

3. современный учитель

4. профессионально непригодный

Кроме общих вопросов обучения, методика литературы и психология изучают совместно читательское восприятие.

Современные литературоведческие исследования помогают проникнуть в характер деятельности читателя, кроме того дают возможность обнаружить новые подходы к анализу художественного произведения на уроке.

Видеть учебный процесс в целом, прогнозировать его содержание и структуру на будущее помогает история методики. Очевидно, в скором времени возникнет возможность увидеть цикличность в развитии методики литературы и это даст возможность научно обосновать стратегии и тактику теории и практики в школе.

Литература.

1. Рез З.Я. Методика преподавания литературы. М.: 1985, С.11-18.

2. Голубков В.В. Методика преподавания литературы в школе. М.: 1962. С. 25-53.

3. Никольский В.А. Преподавание литературы в средней школе. М.: 1968, с. 6-20.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: