Осуществление проекта бенчмаркинга и выгоды от него

При осуществлении бенчмаркинга работники предприятия работают в командах, состоящих из представителей разных служб. Важнейшими составляющими деятельности сотрудников и организации являются планирование и ориентация на создание ценностей, а также компетентность в области работы с клиентами, технологии и культуры предпринимательской деятельности. Как видно, бенчмаркинг является видом деятельности, которая связана с клиентами, технологией и культурой предпринимательства и осуществляется при планировании, с ориентацией на создание ценности и компетентность. Кроме того, бенчмаркинг относят к совокупности управленческих инструментов, таких как глобальное управление, качеством, измерение удовлетворённости покупателей, которые предприятия сейчас применяют.

Как внедрить соответствующую стратегию, чтобы стать лучшим из лучших?

Что должно быть изменено или сохранено на предприятии, чтобы стать лучшим?

Почему собственное предприятие не является лучшим?

Однако большинство специалистов придерживается мнения, что бенчмаркинг означает заимствование методов управления у других, успешно работающих, при помощи сравнения с другими областями предпринимательской деятельности или конкурентами и выявления слабых сторон своего предприятия.

На фирме «ICI fibres» (производство волокон) бенчмаркинг рассматривают как обучение на основе сравнения, которое имеет два уровня - стратегический и уровень отдельных процессов.

Анализ содержания бенчмаркинга показывает, что его можно рассматривать как направление маркетинговых исследований.

В Японии, где бенчмаркингом занимаются уже длительное время, наиболее распространенной формой является товарный бенчмаркинг, который основан на психологии «и я тоже». Менее популярен бенчмаркинг функций и процессов.

Определяя эффект, который может обеспечить бенчмаркинг, следует иметь ввиду, что никогда и никем не подвергался сомнению факт выгодности обмена опытом и его изучения. Правда не следует забывать, что «перекрестное опыление» плодотворно не для всякого предприятия. Поэтому необходимость проведения бенчмаркинга должна быть доказана. Бенчмаркинг становится искусством обнаружения того, что другие делают лучше нас и изучение, усовершенствование и применение их методов работы.

Таким образом, польза бенчмаркинга состоит в том, что производственные и маркетинговые функции становятся наиболее управляемыми, когда исследуются и внедряются на своем предприятии лучшие методы и технологии других, не собственных предприятий или отраслей. Это может приводить к совершенствованию предпринимательства, повышению эффективности, созданию полезной конкуренции и удовлетворению потребностей покупателей.

По существу имеется два основных вида бенчмаркинга - внутренний и внешний бенчмаркинг.

Под внутренним бенчмаркингом подразумевается сопоставление процессов в рамках одного предприятия или концерна. Поскольку в данном случае никакого сравнения с внешними процессами и чужой технологией не производится, то потенциал для инноваций здесь весьма ограничен.

Значительно больше пользы от внешнего и межотраслевого бенчмаркинга. В ходе сравнения собственных процессов (на своем предприятии) с наиболее успешными процессами по всей промышленности выделяется предприятие, обладающее особенно высоким потенциалом новых импульсов и инноваций.

Проект бенчмаркинга проводится с целью улучшения тех или иных аспектов процесса деловой активности предприятия. Основой для этого является подготовка информации о внутренних процессах и определение систематического метода сбора данных. Хорошо зарекомендовавшим себя подходом является составление анкет с соответствующими ключевыми показателями эффективности (КПЭ, на английском языке KPIs – key performance indicators). КПЭ представляют собой показатели для определения объёмов деловой активности. Составив такой опросный лист, можно приступать к целенаправленному выявлению подходящих для анкетирования предприятий с направлением им соответствующих запросов для проекта бенчмаркинга.

Опыт долгосрочного применения бенчмаркинга показывает, что прямое сравнение предприятия с его непосредственным конкурентом практически невозможно. Для этого больше подходят, в частности, предприятия, имеющие идентичные или аналогичные способы производства или процессы деловой активности. Первичный анализ преимуществ и недостатков производится, как правило, на основе сопоставления количественных показателей, занесенных в анкету.

На следующем этапе производится качественное сравнение процессов деловой активности. Для этого проводятся соответствующие семинары, а процессы деловой активности подвергаются сравнению и анализу на местах, в ходе взаимных визитов на предприятия. Благодаря обмену опытом выявляются новаторские ресурсы, и разрабатывается определение конкретного успешного практического опыта как лучшей практики. Идентифицированные положительные компоненты могут затем быть быстро адаптированы к соответствующим условиям и целенаправленно внедрены на родном предприятии.

Пример межотраслевого бенчмаркинга: сравнение предприятия - изготовителя компьютеров с посылторговой организацией. Исходным пунктом для проекта бенчмаркинга были имевшиеся у изготовителя компьютеров трудности с процессами комплектования и доставки товара. В этой связи отмечались высокие издержки и неудовлетворительная пунктуальность поставок (своевременность), составлявшая лишь 70%. После составления описания производственных процессов и опросного листа были направлены запросы в адрес различных предприятий. В качестве походящего предприятия-партнера удалось привлечь к участию в проекте крупную организацию посылочной торговли бытовыми товарами. Предприятие славилось эффективностью исполнения заказов и пунктуальностью поставок. Уроки, вынесенные из этого проекта, были колоссальны. Производителю компьютеров удалось оптимизировать свою сферу исполнения заказов в течение всего лишь 6 месяцев. В результате экономия затрат составила 10%, а поставки в срок товаров достигли 95%.

В поиске лучшей практики промышленные предприятия, ориентированные на инновационную деятельность, сталкиваются с рядом проблем, а именно:

· разработкой непрерывного процесса самоусовершенствования, основанного на постоянном сборе и анализе информации о конкуренте;

· в совершенствовании показателей для сравнения предыдущего опыта со стандартами и достижениями предприятий лидеров;

· изучением процессов и методов, используемых конкурентами в разрешении проблем, т. е. разработкой системы бенчмаркинга передового опыта.

Перспективы использования бенчмаркинга внедряющие его предприятия связывают с заимствованием лучшей практики работ, развитием творческого потенциала и мотивации сотрудников, а также более быстрым преодолением сопротивления персонала нововведениям.

Внедрение бенчмаркинга позволяет усовершенствовать планирование, управление и производство на предприятии и повысить его конкурентоспособность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: