Развитие и вовлечение персонала

Процессный подход к управлению на основе фактов

▪ это управление организацией с помощью взаимозависимых и взаимосвязанных систем и процессов

Лучшие организации имеют эффективную систему управления, учитывающую нужды и ожидания всех заинтересованных сторон и разработанную с целью их максимального удовлетворения. Систематическая реализация политики, стратегий, планов организации возможна только при наличии регламентированных взаимосвязанных процессов. Эти процессы требуют непрерывного и эффективного управления, выполнения и улучшения. Управленческие решения принимаются на основании надежной информации о текущем и прогнозируемом состоянии бизнес-процесса или его отдельных этапов, о потребностях заинтересованных сторон, их мнениях и ожиданиях, о деятельности других организаций, включая конкурентов. Управление компаниями ведется с учетом всех внутриорганизационных требований. Все это способствует установлению высокого уровня доверия к организации со стороны всех заинтересованных сторон.

▪ это увеличение вклада работников посредством их развития и вовлечения в процесс совершенствования

Лучшие компании осознают необходимость повышения компетенции и профессионализма организации для достижения поставленных целей и решения стратегических задач. Они подбирают и обучают сотрудников, чтобы обеспечить, поддерживать и повышать конкурентоспособность организации сегодня и в будущем. Индивидуальное развитие позволяет людям раскрыть и реализовать свой потенциал.

Ведущие организации признают важность интеллектуального капитала своих работников и используют их знания с выгодой для организации. Они стараются поощрять и награждать людей с целью повысить их лояльность к организации. Компании стремятся раскрыть потенциал работников и активно вовлекают людей, культивируя общие ценности, расширяя зоны полномочий и ответственности, создавая атмосферу доверия и открытости в организации. Принципы причастности и вовлечения работников в лучших компаниях используются для реализации идей и планов по совершенствованию.

6. Непрерывное обучение, инновации и улучшение

▪ это вызов существующему положению и проведение эффективных изменений с применением знаний и реализацией потенциалы инноваций и улучшений

Лучшие организации находятся в процессе непрерывного обучения, как на своем опыте, так и на примере других. Они применяют внутренний и внешний бенчмаркинг, привлекают и используют знания своих работников для организационного обучения. Открытость позволяет получить и использовать идеи всех своих заинтересованных сторон. Организации, смотря в завтрашний день, осторожны и охраняют свою интеллектуальную собственность и эксплуатируют ее с целью приумножения производимых ценностей.

7. Развитие партнерских отношений

▪ это развитие и поддержка плодотворных партнерских отношений

Лучшие организации сознают, что в быстро меняющемся мире успех может зависеть от надежных партнерских отношений. Партнерство позволяет преумножать ценность для заинтересованных сторон. Партнерские отношения могут возникать с поставщиками, потребителями, обществом в целом, даже с конкурентами, и эти отношения строятся на взаимной выгоде сторон. Совместная работа по достижению общих целей, поддержке друг друга с помощью консультаций, обмена знаниями, ресурсами основана на взаимном доверии, уважении и открытости.

8. Корпоративная социальная ответственность

▪ это построение структуры, при которой организация стремится понимать и удовлетворять ожидания всех своих заинтересованных сторон

Лучшие организации придерживаются принципа открытости и ответственности перед обществом. Они рассматривают и активно реализуют различные социальные инициативы, решают вопросы экологии окружающей среды и т.п. Открытость и ответственность перед всеми заинтересованными сторонами позволяет удовлетворять интересы общества как в локальном, так иногда и в глобальном масштабе. Лучшие организации с целью сокращения рисков ищут возможности для взаимовыгодных отношений с обществом, поддерживая и повышая уровень доверия к организации. Они осознают свое влияние, как на сегодняшнюю, так и будущую ситуацию в обществе, и минимизируют негативные воздействия со своей стороны.

Ниже приведено содержание фундаментальных концепций EFQM с дополнительными комментариями (табл.5. 4).

Табллица 5.4. Содержание фундаментальных концепций совершенствования

Концепция и её содержание Комментарии
1. Ориентация на результат Достижение результатов, которые отвечают интересам всех стейкхолдеров. Большинство организаций знают свои финан­совые результаты, но этого мало. Многие предприятия понимают, что должны знать больше о своей деятельности, в том числе о результатах и результативности своих процессов.
2. Ориентация на потребителя Создание значимой для потребителя ценности, максимальное удовлетворение нужд и поже­ланий настоящих и будущих потребителей. Идея стара как мир. Помните советское «Кли­ент всегда прав!» на стенах комбинатов быто­вого обслуживания. Сейчас приходит время, когда всё большее число организаций придают этому лозунгу смысл.
3. Лидерство и постоянство цели Лидеры олицетворяют модель поведения для работников, демонстрируя постоянство цели, они способны убедить в своей правоте и повести за собой людей. «Постоянство цели» не исключает возмож­ность изменений стратегических и оператив­ных планов, но требует стабильности в отно­шении ценностей организации и принципов ее деятельности.
4. Процессный подход к управлению на основе фактов Управление организацией с помощью взаимо­зависимых и взаимосвязанных систем и про­цессов на основе фактов, включая мнения всех заинтересованных сторон, не полагаясь только на интуицию и эмоции менеджеров Лучшие организации: не управляются «из бун­кера», при принятии решений не следует по­лагаться на «догадки». Интуицию высшего руководства ещё никто не отменял, но также никто не отменял того факта, что управлять системно лучше, а управлять системой про­цессов эффективнее, чем управлять людьми.
5. Развитие и вовлечение людей Работники смогут себя реализовать полностью тогда, когда они искренне разделяют общие ценности, а организационная культура осно­вана на доверии и поощрении их инициативы Трудовой коллектив тогда будет максимально эффективен, когда поймет, что с его мнением считаются, когда поймёт степень своего воз­действия на результаты бизнеса, а также когда сможет ощутить на своей зарплате свои уси­лия по улучшения деятельности своего предприятия
6. Непрерывное обучение, инновации и улуч­шение Проведение эффективных изменений с при­менением знаний и поиском возможностей, для инноваций и улучшений. Лучшие организации - это самообучающиеся организации, которые, находятся в процессе непрерывного обучения, как на своем опыте, так и на примере других, применяя внешний и внутренний бенчмаркинг. Открытость позво­ляет использовать опыт всех стейкхолдеров,
7. Развитие партнёрских отношений Развитие и поддержка плодотворных партнер­ских отношений на принципах доверия, обме­на знаниями и совместной деятельности Четвёртая заповедь Э. Деминга гласит: «Покончите с практикой закупок по самой дешевой цене». Стремитесь к тому, чтобы по­лучать все поставки данного компонента только от одного поставщика на основе уста­новления долговременных отношений взаим­ной лояльности и доверия. Целью в этом слу­чае является минимизация общих затрат, а не только первоначальных затрат.
8. Корпоративная социальная ответственность Построение в долгосрочной перспективе структуры, при которой организация стремится понимать и удовлетворять ожидания всех своих заинтересованных сторон, включая общество в целом Организации на Западе стали осознавать важность фактора социальной ответственности для развития бизнеса лишь недавно, зато многие российские предприятия особенно градообразующие делают это давно. Но зачастую в ущерб основному бизнесу. Растёт число организаций, которые обнаруживают, что люди предпочитают работать в организациях, которые заботятся об обществе. Управление персоналом и социальной ответственностью оказались очень сильно взаимосвязанными

Сведения о фундаментальных концепциях EFQM помещёны после информации о структуре модели. Как правило, публикации о модели EFQM, напротив, начинаются с описания концепций, или же авторы вовсе обходят стороной идеологическую основу модели EFQM как инструмента совершенствования. Обычно, интерес у пользователей модели вызывает сама модель, поэтому первые страницы о фундаментальных концепциях остаются незамеченными. Вместе с тем, нет смысла начинать применять модель до тех пор, пока вы не «вживите» в деятельность организации фундаментальные концепции совершенствования.

У пользователей модели EFQM довольно часто возникают вопросы, связанные с присутствием фундаментальных концепций в методике совершенствования EFQM:

1. Зачем EFQM предлагает и модель, и фундаментальные концепции? Концепции – это философия, которую не всегда просто применить на практике, это принципы управления любой организацией. Модель, в свою очередь, – прикладной инструмент, разработанный с целью применения для улучшений.

2. Связаны ли концепции и модель? Прямую связь всех концепций и всех элементов модели разглядеть сложно. Более того, искать эти связи нет строгой необходимости для пользователей модели. Мотор автомобиля тоже заключает в себе множество концепций (принципов, физических законов и т.д.), но эти концепции преобразованы в инженерное решение, подробности же этой метаморфозы интересуют мало кого из автолюбителей. Тем не менее, модель EFQM и фундаментальные концепции имеют ряд взаимосвязей, очевидных для стереоскопического взгляда на проблему (табл. 5.5).

Таблица 5.5. Взаимосвязь фундаментальных концепций и критериев

модели EFQM

  Критерии (субкритерий) модели EFQM Фундаментальные концепции
Ориентация на результат Ориентация на потребителя Лидерство и постоянство цели Процессный подход к управлению на основе фактов Развитие и вовлечение людей Непрерывное обучение, инновации и улучшение Развитие партнёрских отношений Корпоратива я социальная ответственность
  В О З М О Ж Н О С Т И   Лидерство a     +     +   +
b     + +        
c   + +     + + +
d     +   + +    
e     +     +    
  Политика и стратегия a + +   + +   + +
b +     +   +   +
c + + +   +   + +
d +     +        
  Люди a       + +     +
b +       + +    
c         + +    
d         + +    
e         +     +
  Партнёрство и ресурсы a             + +
b               +
c               +
d               +
e       +   +    
  Процессы a +     +       +
b +     +   +    
c   +       + +  
d   +            
e   +         +  
Р Е З У Л Ь Т А Т Ы Результаты для потребителей a + +   +        
b + +   +        
Результаты для работников a +   + + +      
b +     + +      
Результаты для общества a +     +       +
b +     +       +
Ключевые результаты деятельности a +     +     +  
b +     +     +  

МАТРИЦА ОЦЕНКИ RADAR

Смысловым завершением «полного пакета» совершенствования бизнеса по версии EFQM является матрица оценки RADAR(рис. 5.6).

Рис. 5.6. Система оценки RADAR

RADAR – это оценочный механизм на базе модели совершенствования EFQM. За аббревиатурой RADAR кроется цикл оценки системы:

Results (Результаты)

Approach (Подход)

Deployment (Внедрение, развёртывание подхода по уровням организации)

Assessment and Review Оценка (или самооценка) и Пересмотр (анализ для пересмотра и попыток актуализации).

Группа критериев «Результаты» модели EFQM оценивается соответственно по показателю R esults, а критерии группы «Возможности» анализируются с учетом A pproach, D eployment, A ssessment and R eview.

Принципы четырёх стадий оценки (самооценки) по методике RADAR отражены в табл. 5.6.

Таблица 5.6. Принципы оценки RADAR

Элемент Что оценивается Как это делается в лучших организациях
Results Результаты Основные достижения предприятия, показатели его деятельности: финансовые, производственные, все показатели системы управления, которые отражают реализацию организационной политики стратегии В успешных организациях результаты отражают положительные тенденции и/или стабильное хорошее положение, соответствуют установленным целям и являются лучшими относительно других организаций. Достижение таких результатов обосновано применением грамотных подходов
Approach Подход Планы предприятия и основания их принятия, эффективность применяемых подходов для достижения планируемых результатов В успешных организациях применяемые подходы являются рациональными, продуманными, хорошо спланированными и регламентированными, чётко ориентированными на удовлетворении нужд заинтересованных сторон, Разрабатываемые подходы интегрированы в корпоративную политику и стратегию и взаимосвязаны
Deployment Внедрение Широта, системность применения подходов, как происходит их развёртывание внутри организации для реализации принятых планов и стратегий В успешных организациях подходы разрабатываются для всех направлений деятельности
Assessment and Review Оценка и пересмотр Как организация изучает используемее подходы, анализирует полученные результаты, определяет области дальнейшего совершенствования В лучших организациях подход и его реализация являются предметом постоянного измерения и изучения, полученные результаты используются для определения и ранжирования сильных и слабых сторон, планирования и реализации деятельности по совершенствованию

Методика RADAR даёт количественную оценку каждому показателю и позволяет выразить в цифрах уровень совершенства каждого критерия (субкритерия) и всей организации. Далее приведён упрощенный вариант матрицы оценки RADAR: для критериев группы «Результаты» – табл. 5.7, для критериев группы «Возможности» – табл. 5.8.

Таблица 5.7. RADAR: матрица оценки критериев #6-9 группы «Результаты»

Субкритерий _______________________________________________________________

(6.а, 6b … 9b – всего 8 оценочных листов)

РЕЗУЛЬТАТЫ (R ESULTS)

100-бальная шкала оценки, %

0 → 10нет информации или случайная информация

10 → 35некоторая позитивная информация и положительные тенденции

35 → 60определённая позитивная информация по половине показателей, тенденции хорошей работы

60 → 85явная позитивная информация по большинству показателей, тенденции отличной работы

85 → 100только позитивная информация, отличные результаты по всем показателям и направлениям

Таблица 5.8. RADAR: матрица оценки критериев #1-5 группы «Возможности»

Субкритерий _______________________________________________________________

(1.а, 1b … 5d, 5.е – всего 24 оценочных листа)

100-бальная шкала оценки, %

0 → 10нет информации или случайная информация

10 → 35некоторая позитивная информация и положительные тенденции

35 → 60определенная позитивная информация и положительные тенденции по некоторым направлениям

60 → 85явная позитивная информация и положительные тенденции по большинству направлений

85 → 100только позитивная информация по всем направлениям


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: