Информационные модели. Новые информационные технологии организационного управления (ИСМ)

Новые информационные технологии организационного управления (ИСМ)

ИСО 9000 первый общепризнанный стандарт общего менеджмента, вобравший в себя достижения успешной практики многих компаний и ориентирован, прежде всего, на постановку организации деятельности. Раздел менеджмент ресурсов занимает в нем относительно небольшое место. Концепция стандарта основана на том, что именно хорошо организованные и хорошо управляемые компании обладают устойчивой способностью поставлять для потребителя продукцию/услуги требуемого качества.

Большинство современных систем организационного управления полностью реализуют принципы, отраженные в стандартах серии ИСО9000:2000, которые, фактически являются стандартами эффективной организации деятельности.

При использовании ИСМ, в соответствии с этими принципами в управлении организацией, прежде всего, необходимо обеспечить:

 стройную систему показателей, которая формирует правильную «настройку» работников на стратегию, гарантирует верный стратегический фокус.

 отлаженную и контролируемую систему процессов, непосредственно связанных с системой показателей и обеспечивающую прозрачность управляемых объектов;

 единое информационное пространство организации с быстрым доступом к данным и эффективными организационными коммуникациями исполнителей работ;

 накопление и мониторинг информации о персонале – главном ресурсе компании.

Еще раз подчеркнем различие между менеджментом ресурсов и менеджментом организации.

В английском языке эти понятия различаются даже терминологически - применительно к материальным, финансовым (и т.п.) ресурсам применяется термин управление («control»), а «менеджмент организации» - это и есть собственно менеджмент («management») в узком смысле этого слова.

Сейчас радикально сместились акценты в концепции «регулярного менеджмента» (ОУ). Если раньше его основным признаком была его документированность, то теперь им стало наличие бизнес-модели компании.

В основу новой (компьютерной!) парадигмы регулярного менеджмента был положен следующий подход: «Надо создавать не систему взаимосвязанных документов, а систему взаимосвязанных информационных моделей предприятия, которые и будут порождать требуемые документы».

Бизнес-модель, также как и документы, нуждается в регулярном сопровождении и актуализации – но делать это существенно проще!

Но бизнес-модель, это не только средство автоматической генерации документов-регламентов. Прежде всего, бизнес-модель - это корпоративная память организации, верхний уровень ее базы знаний, сведений о том «как устроен бизнес», возможно, самое ценное, что есть в компании, обладающей реальной управленческой стоимостью.

На, верхнем, уровне система процессов обычно описывается деревом функций. Функции здесь рассматриваются в качестве «свернутых» процессов. Все процессы-функции, как минимум, должны быть определены (идентифицированы как вид деятельности имеющий некую цель и результаты) и классифицированы по видам (основные, обеспечивающие, процессы управления).

Также должны быть распределены ответственность и полномочия для управления процессами на регулярной основе.

Для этого описания организации применяются два типа моделей:

Древовидные модели (классификаторы) точные иерархические списки выделенных объектов управления (организационных звеньев, функций, материальных ресурсов, хранилищ данных, документов и их внутренних структур и т.п.)

Матричные модели (проекции), задающие систему отношений между классификаторами в любой их комбинации. Связи также могут иметь дополнительные атрибуты (направление, название, индекс, шкала и вес).

Таким образом, на верхнем уровне процессы компании могут быть определены и описаны как статическая взаимосвязанная система.

На нижнем уровне каждый выделенный процесс может быть описан как последовательность операций по достижению заданной цели (получения требуемых результатов). Для этого применяется еще один инструмент моделирования, а именно:

Потоковые модели бизнес-процессов, назначение которых - описание горизонтальных отношений в организации, связывающих между собой описанные ранее объекты посредством информационных и материальных потоков.

Таким образом, моделирование деятельности предприятия теперь становится не разовым процессом, который предшествовал проекту разработки и внедрению ERP-систем, а становится повседневной практикой.

Для этого и нужны новые технологии и системы моделирования, позволяющие менеджерам предприятий оперативно и наглядно представлять картину деятельности и, что очень важно, а также оперативно самим вносить изменения в процессы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: