ХV. Пожары и взрывы

Концепция гражданской обороны в Российской Федерации на современном уровне

МЧС

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление РСЧС, штабом, координирующим усилия органов государственной исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в сфере ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

Работа министерства в области защиты населения и территории от ЧС ведется по 3 основным направлениям:

· осуществление комплекса мер по уменьшению риска возникновения ЧС и ущерба от них;

· обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств к выполнению возложенных на них задач мирного и военного времени;

· оперативное реагирование на ЧС.

Особое место в государственной политике по проблемам безопасности и защиты личности, общества и государства занимают вопросы ГО, которая в соответствии с Российским законом “О гражданской обороне” организуется в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей, территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Гражданская оборона непосредственно связана с военной безопасностью страны и оборонным строительством, поэтому согласно статье 71 Конституции РФ, она находится в федеральном ведении.

С окончанием холодной войны проблемы военной безопасности утратили былую остроту, но не уделять им должного внимания нельзя. Объективно, источником потенциальной военной опасности для России на настоящем этапе являются локальные конфликты и войны, которые могут иметь затяжной характер, а при определенных обстоятельствах могут принять региональный и даже глобальный характер. В этих условиях станет вероятным ведение военных действий на выживание, требующих от государства чрезвычайного напряжения сил и больших средств для защиты населения и экономики страны.

Причем, характер и объемы защитных мероприятий будут во многом определяться повреждениями объектов ядерной энергетики, химической промышленности, гидротехнических сооружений, магистрального трубопроводного транспорта, складов ядерных боеприпасов, дорого, мостов и т. д.

Совершенствование и дальнейшее развитие ГО планируется и осуществляется с учетом следующих основных принципов государственной политики в этой области:

· ГО - это не отдельная государственная система, а особая военная функция защиты населения и территорий от экстремальных ситуаций с обеспéчением необходимой преемственности защитных мероприятий мирного времени и в условиях войны. При этом решение задач ГО является важной обязанностью всех органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

· ГО - составная часть обороноспособности, национальной безопасности страны, мероприятия которой готовятся заблаговременно в мирное время.

Таким образом ГО - составная часть системы общегосударственных, социальных и оборонных мероприятий, направленных на решение следующих задач:

- защита населения в ЧС мирного и военного времени;

- повышение устойчивости функционирования объектов в ЧС мирного и военного времени;

- проведение аварийно-спасательных и др. неотложных работ при ликвидации ЧС в мирное и военное время.

Ориентированная главным образом на военное время, существовавшая ранее система ГО, по крайней мере на начальном этапе войны с применением современных средств поражения, обязательно столкнулась бы с трудностями из-за отсутствия отлаженных механизмов взаимодействия ее основных структурных подразделений. Нынешняя общегосударственная система защиты населения и территорий от ЧС, органы управления которой организуют заблаговременное выполнение установленных мероприятий ГО (многие из которых предназначены и для защиты и от ЧС) находятся в постоянной готовности в мирное время. Это позволит с большей эффективностью решить задачи военного времени, чем при старой системе ГО. В Федеральном законе “О гражданской обороне”, указе Президента РФ от 8.05.1993 г. “О гражданской обороне” и в ряде др. постановлений Правительства РФ определено отношение власти к вопросам защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени, установлены полномочия и обязанности органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций по их реализации.

В частности, предусмотрено, что руководители указанных органов и организаций являются по должности начальниками ГО соответствующих республик, краев, областей, автономных образований, районов и городов, министерств, ведомств и организаций. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление всех мероприятий по защите населения и территорий от ЧС в мирное и военное время.

Организация ГОЧС в Российской Федерации

Права и обязанности органов государственной власти,
субъектов РФ, организаций и граждан в области
защиты населения и территорий от ЧС

(ст. 8) Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

вносит на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий;

вводит при чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;

принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

(ст. 10) Правительство Российской Федерации на основании Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности;

устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;

принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения;

определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

(ст. 11) Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления:

осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;

обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

создают при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,

(ст. 14) Организации обязаны:

планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;

создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций,

Для участия в ликвидации последствий ЧС могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (определяется Президентом на основании закона), а также силы и средства органов внутренних дел РФ и органов внутренних дел субъектов РФ (в соответствии с законами и иными правовыми документами) (ст. 16 и 17).

(ст. 18) Граждане Российской Федерации имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

обращаться лично или подавать коллективную заявку в государственные органы и органы местного самоуправления по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

(ст. 19) Граждане Российской Федерации обязаны:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

(ст. 29) Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила международных договоров.

Литература

1. Федеральный Закон. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Гражданская защита. № 1. 1996. С.78-85.

2. Федеральный закон. О гражданской обороне // Основы безопасности жизни. № 7. 1998. С. 48-53.

3. Постановление Правительства РФ от 05.ll.95 № lll3 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” // Российская газета. № 225. 21.11.95.


Пожары и взрывы являются распространенными чрезвычайными событиями в индустриальном обществе.

Скажем, в Индии с много миллионным населением за год в среднем происходит 200 тыс. пожаров, и гибнет в них 17 тыс. человек. В США, где фиксируется любое возгорание вплоть до загоревшейся листвы на улице, на 260 млн. населения приходится 2 млн. пожаров, в которых гибнет 5 тыс. человек. Россия, действительно, в этом плане оставила всех далеко позади. Но эксперты между тем признают: если бы у нас в стране не было достаточно подготовленной противопожарной службы, мы горели бы вдвое чаще.

Официально Главное управление Государственной противопожарной службы МВД России создано декретом Российского правительства "Об организации государственных мер борьбы согнем" 17 апреля 1918 года. Хотя история службы пожаротушения в России, конечно, имеет куда более глубокие корни.

Пожары на Руси издавна были одним из самых тяжких бедствий. Несколько раз выгорали города Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород, В 1194 году отмечены огромные пожары в Ладоге и Руссе. Труды историков рассказывают о многих опустошительных пожарах в Москве. Например, город полностью сгорел в 1238 году когда на Руси свирепствовали орды хана Батыя; в 1547 г “Вся Москва представляла зрелище огромного пылающего костра под тучами густого дымы...”, пишут современники. В те дни погибло более 1700 человек не считая младенцев.

Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя Московского и всея Руси Ивана III (1440 - 1505). По его указу в Москве впервые была создана пожарно-сторожевая охрана. В начале и конце каждой городской улицы устанавливались особые заставы - "решетки-рогатки", которые на ночь запирали. На заставах было организовано круглосуточное дежурство. Службу возглавляли решеточные приказчики. В помощь им от каждых 10 дворов выделялся один горожанин. Главной задачей приказчиков являлось наблюдение за тем, "чтобы бою, грабежу корчмы и табаку никакого воровства не было, чтобы воры нигде не зажигали, не бросали огню, не накинули ни со двора, ни с улиц".

Основная техника для борьбы с огнем в то время была нехитрой - ведра, топоры, ломы, бердыши, рогатины, багры, заступы, крючья, лестницы. Важнейшей заботой каждого города являлось водоснабжение. Поэтому города в основном возводились на берегах рек. Проблема большого количества воды, необходимого для пожаротушения, заставляла людей искать способы ее доставки от источника в городские кварталы.

На Руси самотечные водопроводы появились в XI - XII веках (Новгород), а в странах Западной Европы чуть позже - в XII - XIII веках. Большое распространение получили и гидротехнические сооружения, с помощью которых вода подавалась в город.

Так зарождалась противопожарная служба России, которая в наши дни стала мощной силой, способной противостоять самым разным чрезвычайным ситуациям огненного характера. Ведь пожары в России приобрели масштабы национального бедствия. Например, в 1993 году их зафиксировано 331 тыс. Они причинили материальный ущерб на сумму около 200 млрд. рублей.

Горит все - от квартир и дач до цехов крупнейших заводов и животноводческих ферм. Возьмем объекты оборонного комплекса. Здесь в технологических процессах используются радиационно и химически опасные, а также взрывчатые вещества и материалы. В большинстве же зданий и сооружений, где они применяются, старые системы пожаротушения не заменены на более эффективные современные - нет на это денег. Нет средств для этого даже на объектах ядерной энергетики.

Горим мы и потому что неосторожны в обращении с огнем (почти 42 процента всех пожаров), и что нарушаем правила безопасности при эксплуатации электрооборудования и электробытовых приборов (примерно каждый пятый случай возгораний), и что до сих пор пользуемся печным отоплением (около 11 процентов пожаров), из-за шалостей детей возникает 8,8 % бедствий. Наконец, в 6,7 % случаев нас умышленно поджигают.

В Уголовном кодексе РФ имеется ряд статей, предусматривающих ответственность за преступления, связанные с пожарами. В частности, за совершение поджогов чужого имущества, за нарушение правил пожарной безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: