Вопрос 1. Понятие и причины создания материальных запасов

Тема 7. Управление производственными запасами

План лекции:

  1. Понятие и причины создания материальных запасов.
  2. Классификация материальных запасов

3. Модели управления запасами в логистике

Общеизвестно, что предметом изучения логистики являются не сами материальные ресурсы как таковые, а их движение в пространстве и во времени. Независимо оттого, являются ли материальные потоки внешними по отношению к организации или внутренними, при фиксации места их нахождения мы сталкиваемся с понятием запасов. Можно сказать, что запас - это форма существования материального потока. Фиксация места нахождения запаса не ограничивает второго параме­тра движения - времени. Особенностью логистики является изучение запаса как постоянно меняющегося во времени объекта. Актуален и вопрос транс­формации запасов из одного вида в другой, связанный с изменением их пространственного положения.

Очевидно, что запасы компании нужны для того, чтобы выполнять заказы своих клиентов на товары в нужном количестве и в установленные сроки. Однако запасы требуют расходов на их содержание. Причем потери компании возрастают, прежде всего, за счет отвлечения из оборота части капитала, инвестированного в запасы.

Создание запасов всегда сопряжено с дополнительными финансовыми расходами. Затраты, связанные с созданием и содержанием запасов можно разбить на несколько групп: отвлечение части финансовых средств на поддержание запасов; расходы на содержание специально оборудованных помещений (складов); оплата труда специального персонала; дополнительные налоги; постоянный риск порчи и т. д.

В свою очередь отсутствие необходимого объема запасов приводит также к расходам: потери от простоя производства; потеря от упущенной прибыли из-за отсутствия товара на складе в момент возникновения повышенного спроса; потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам; потеря потенциальных покупателей и др.

Кроме финансовых расходов, связанных с формированием запасов, предприниматель должен руководствоваться конъюнктурой рынка. Побудительными мотивами, которыми он руководствуется, создавая материальные запасы, являются:

- возможность колебания спроса;

- сезонные колебания спроса на некоторые виды товаров;

- скидки за покупку крупной партии товаров;

- спекуляции на росте цен;

- снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа;

- снижение издержек, связанных с производством единицы изделия;

- возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению;

- возможность немедленного обслуживания покупателей;

- сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей;

- упрощение процесса управления производством.

По перечисленным выше причинам предприниматели, как в торговле, так и в промышленности, отдают предпочтение созданию запасов, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, т.е. уменьшается прибыль.

По тем же самым причинам вместо запасов можно создавать логистические технологии быстрого ответа, позволяющие достигать те же производственные или торговые результаты. Например, если срок оформления или доставки заказа для торговой точки сократить с трех дней до трех часов, то на случай непредвиденно большого покупательского спроса потребуется гораздо меньший страховой запас.

Таким образом, запасы сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции, представляют собой материальные ценности, ожидающие производственного и личного потребления. Не совпадение во времени окончания процесса производства товара и начала его потребления и предопределяют категории – запасы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: