double arrow

Культурные особенности социализации

Лекция 4

В каждом обществе социализация своеобразна: у каждой культуры свой набор ценностей. Легко понять, если предположим, какие основные ценности усваиваются в Америке и России, что она будут разными. Историки стараются выявить и упростить: детские сказки. Какой характер героев? Что подаётся со знаками + и – ? Мы можем предположить: если ребёнок социализируется в Америке, ценности: индивидуализм, положение над самим себя, превосходство над другими культурами. Специфика. У нас в стране психоанализ развит слабо, а до 20-х годов активно развивался. В Америке психоанализ — это элемент реальности. Все термины «Эдипов комплекс», «фиксация» — присутствуют в повседневной культуре. Для России иной характер. Коллективизм (традиции общины), доброта, внимание к ближнему, готовность прийти на помощь, пожертвовать жизни. У американского индивидуализма зазнайство, неспособность понять. Но национальные комплексы ценностей условны. Социализация в каждой культуре похожа, но внушаются другие ценности. Но есть ещё и субкультурные особенности социализации. Групповые особенности цивилизации. Свои особенности — субкультуры. У такой группы, как финансисты, банкиры, нет ценностей заступиться. В рамках глобальной культуры есть субкультурные особенности. Важные субкультуры классовые субкультуры. Классы — это группы, возникающие в результате вертикального структурирования общества. Высший, средний, низший класс. Доход, профессия, образование влияют. На основе причисления к трём категориям строится индикатор. Высший класс — самые богатые. Низший класс — самые бедные. Низший — рабочие. Средний — служащие, сводные профессии (журналюги, врачи). Свободные профессии — это люди, практикующие работу, не нанимая никого. Сами реализуют свои способности в индивидуальном порядке. Свободные журналисты не наняты газетами. На Западе это распространённые. У нас лиц свободной профессии меньше. У нас ещё не сформировалась прослойка. Средний класс — лица интеллектуальных профессий. Менеджеры — тоже средний класс. Некоторые групповые классификация опираются не на групповые, а на культурные. У нас в стране средние — семьи с квартирой, иномарку, ездят на Канары — вот обобщённые признаки уровня состоятельности. Возникают специфические типы одежды, питания — есть детализированные описания. Олигархи — представители высшего. Рабочие — низшие. Низший класс — рабочий. Высший — капиталисты. Социализация в разных классах происходит по-разному. Меовин Кон провёл кросскультурное исследование социализации в разных обществах. Исследовал типы и стили социализации в США, Италии, Германии. Что интересно? Субкультурная специфика социализация сильнее культурной. Различие между средними и низшими сильнее, чем в США и Германии.

В том, что касается классовых особенностей, — класс наносил отпечаток на специфику сильнее, чем принадлежность к национальной культуры. Рабочие воспитывали одинаково. Наша цель — попробовать осветить некоторые характерные стили социализации в среднем и высшем классе. Исследование Кона характеризовало стили во всех странах. СССР нельзя было сравнивать с Германией.

Рабочая семья: центрирована на взрослых. Взрослые члены семьи — её центр и смысл. Дети живут сами по себе, родители мало вмешиваются. Девочки рано помогают матери по дому заниматься домашними делами: мытьё посуды, стирка, приготовление пищи. Отцы чувствуют себя свободно. У них не очень много обязанностей по семье, хотя они и работают. На матерях — дом и дети. Мальчики чёрт знает чем занимаются во дворе. Дисциплинарные меры: физическое воздействие общепринято и самоочевидно. Поощрение и наказание. Отсутствуют выраженные цели воспитания в семье. Предполагается, что дети их тоже станут рабочими. Детей не готовят к стезе или карьере. Никто из родителей не думает, что сын станет пианистом. Это не исключено, но семейное воспитания таких целей не станет. Маленькие взрослые. Proto-adults. Протовзрослые — начальные взрослые. Это маленькие взрослые, обещают стать взрослыми. Они не дети, а протовзрослые по культурной функции в семье. От детей мы увидим те характеристики в среднем классе. Ребёнка как особого типа личности нет.

В отличие от рабочих, в среднем классе жизнь семьи определяют дети. Дети — центр. Детоцентричная семья. Это значит, что детям в семье уделяется очень много внимания. Их побуждают к самовыражению; образуют самостоятельный центр. Их жизнь в какой-то степени огорожена от жизни взрослых. У детей почти всегда есть своя комната. Формируют свою культурную среду: книжки, музыка, магнитофоны. Чем выраженнее детская среда, тем больше жизнь детей отделяется. У детей свои сообщества: приглашают друзей отмечать день рождения в своей среде. Со стороны родителей — мягкие формы. Подзатыльник редок. Физическое воздействие исключено. Бывает так, — отмечает Кон, — что у родителей формируется комплекс вины по отношению к детям. Обычно выражена цель воспитания. Родители понимают, что хотят, чтобы чадо принадлежало к более высокому классу. Готовят на пианистов, фигуристов, ходят везде, на все курсы. Родители ответственно относятся к будущей взрослой жизни человека. А в рабочих они становятся теми, кем становятся.

Характеристика высшего класса такая же, как и среднего. Просто возможностей больше.

Это различие двух типов социализации важно. Эти два типа воспитания имеют огромное значение для понимания социальной эволюции вообще. Тип ребёнка-протовзрослого характерен на более ранних ступенях развития: средневековье. А средний класс более характерен для современных тенденций. Эти формы воспитания оказывают огромное воздействуют на общество. Есть такое понятие, как консерватизм рабочего класса. ОН связан с особенностями воспитания. В СССР рабочим предписывался огромный революционный потенциал. ОН был в 19 веке, но в 20-м веке революционерство 20-го века стало признаком молодёжи. Перешли из социальной системы стратификации к молодёжной. У Евтушенко есть стих: Прошёл разговор, что умер Че Гевара. В СССР воспринимался, как свой. ВО Франции, Германии, США национальная гвардия рассматривала студенческие демонстрации. Были погромы, но их разгоняли. В Париже развёртывались партизанские действия. В Берлине тоже были. Студенческие бунты — революция воображения. «Будьте реальны, требуйте невозможного». Иногда идеи абсурдны: был философ Теодор Адорно. Он провозглашал необходимость революции. А левые решили, что Адорно консервативен и что ему надо обновить, пробудить своё сексуальное влечение. Некоторые студентки разделись и стали обнимать преподавателя (!!!). Сексуальная революция произошла в 60-е — 70-е. Место пола и секса коренным образом изменилось. Интересная революция.

Но именно рабочие выступали главным противником студентов. Рабочие громили демонстрации и оказались сильной консервативной силой. Именно рабочие консервативны. Социализация в рабочих семьях формирует взгляд на мир, характеризующийся консерватизмом и традиционализмом.

Возрасты жизни. Историческое формирование процессов социализации.

Откуда возникло отличие рабочего класса? Есть такое понятие, как возрасты жизни. Младенчество, детство, юность. Чем отличается детство от юности? Взрослость от юности? Биологическое детство — до половой зрелости. Исследователи некоторых социологических концепций говорят, что 200 лет назад «детства не было». Дети были всегда, а детства не было. Есть книга «История детства» Филиппа Арьеса. Какая может быть история? Всегда был период человеческого взросления? А для французской социологии характерно историческое внимание к человеческим процессам. «История смерти» есть у него. Это история восприятия смерти. История детства — история отношения человека к детству. Мишель Фуко написал трёхтомную историю сексуальности. Детства не существовало — это когда говорим, что детство — это исторически возникший феномен. На определённой стадии не было детства как ступени индивидуального развития. Дети очень рано причислялись к взрослым. Ребёнка отправляли помогать в подмастерья. Максима Горького отправили рано в ученичество. «Парфюмер» — рассказ о том, как мальчик попал в подмастерья. Но задачи попроще и те, с которыми он мог справиться. В очень раннем детстве отрывался от семьи. Задача социализации возлагалась на ремесленника. Переходил в семью ремесленника. Практически семья его больше не знала. Раннее расставание с детством — Средневековье и Новое время — раннее включение во взрослые обязанности. Существовал характерный эмоциональный контекст: дети анонимны. Их рождалось много, и иногда умирали 80 — 90 %. В российских крестьянских семьях рождались 15 — 20, умирали 13 — 15. Отношение к детям иное. Дети взаимозаменяемые. Они могли умереть, а вместо них новых рожали. Эмоциональных уз не было. Двух предстояло отдать в подмастерье — полностью отсутствовала эмоциональная связь. Не было концентрации на детях. Это не только в крестьянских... И у Марии Медичи было 11 детей, выжили трое. Уровень детской смертности делал детей анонимными. Дети из высших классов в юном возрасте тоже призывались выполнять обязанности. Пётр I записывал пятилетних в полк. В 3 — 5 лет выдавали замуж. Не было ничего причудливого в том, что дети играли социальные роли, которые сейчас считаем присущими только взрослым. Дети — протовзрослые. В истории происходит некоторая параллель. Диахронный план с синхронным. Конец 19 — начало 20 века даже в слаборазвитых странах умирали 18 — 19 на тысячу. Увеличился материальный достаток, помощь детям, системы социального государства. Но роль в появлении детства как особого существа сыграло возникновение школ. Образование началось с церкви, потом пошли и светские школы. Это первая четверть 19 века. В школах — сейчас мы разбираем этюд — какую роль образование в социальном развитии? У мастеров дети были изолированы. А в школах было возрастное учреждение. До этого дети с детьми почти не собирались. Практически благодаря возникновению школы дети рассматриваются, как особая социальная группа. А до этого дети были изолированно, но не было детей как группы. Стало рождаться меньше, и контекст другой: дети неразрывно связаны. Дети — уникальные личности. Тогда появилась специфическая детская культура. В Средние века не было детских книжек. Не было индустрии детских игрушек. Всего этого не было до возникновения детства как возраста жизни. МЫ можем увидеть:



Сейчас читают про: