double arrow

Лекция 2. Смелзер, или Шигутани (Социальная психология), или Фролов, или Кравченко

Смелзер, или Шигутани (Социальная психология), или Фролов, или Кравченко. Учебник.

Продолжение рассмотрения социализации. Индивид приспосабливается к группе, изучая одобряемое группой поведение. Ценности, интерпретационные модели, поведенческие компетенции. Ценности — то, к чему есть выраженное эмоциональное отношение. ценности — двусмысленная и сложная вещь. Коренной, важный характер носит разделение ценностей на терминальные и инструментальные. Инструментальные — неконечные ценности — рассматриваются в качестве инструмента для достижения целей. Деньги. Но деньги могут стать терминальной — конечной — ценностью в себе.

Идея протестантской этики выдвинута М. Вебером. Роль этики протестантизма в становлении капитализма. Согласно требованиям этики протестантизма, человек должен делать то, что он поставлен делать в этой жизни Богом. Должен не стыдясь делать то, что надо. Судьба человека предопределена. Роль банкира — скапливать много денег. Этика протестантизма — оправдание капитализма именем Бога. Тогда деньги — высшая цель. Терминальная ценность. Это самая схематичная передача статьи М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». ПРОЧЕСТЬ!!! Не везде этика располагает к накоплению. С точки зрения православия, отказ от денег богоугоден. Для человека, который срывает цветы и ловит кайф, деньги инструментальны. Все ценности могут быть отнесены или туда, или туда.

Есть дискуссии. Как превратить Россию в процветающее государство? Западники говорили, а от их пути отказывались. Сохранить независимость страны — терминальная ценность. Западники не воспринимали сохранение России как ценность терминальную. Конечная ценность не нуждается в обосновании. Зачастую нельзя обосновать, зачем нужна эта цель.

Большинство социальных действий базируется на соотношении инструментальны и терминальных ценностей. Есть действия рациональные, ценностно-рациональные и традиционные. «Я хочу добиться... потому что это даст мне...» — рациональное. «Не знаю почему... так предки поступали» — традиционное. У ценностно-рациональной в конце стоит ценность, но средства достижения выбираются рационально. Свои первые ценности человек усваивает в процессе социализации.

Интерпретационные схемы или интерпретационные модели. Что это? Это схемы или модели интерпретации вещей, явлений, людей в мире. Это схемы опознания людей, явлений, вещей. Это сложная вещь. =) Чтобы показать, в чём заключаются эти модели, в двух словах рассказом о Гарфильде Гарфинкеле. Методология этноса. Проводил интересные эксперименты. Предписывал своим студентам. Идут напротив друг к другу по кампусу. «Как дела?» — «А что ты имеешь в виду? Отношения с родителями, девушкой, деньгами?» Происходило со стороны подопытного (действия, суждения) относительно экспериментатора. «Ты сдвинулся», «Ты на меня обиделся?», «Попытка приставания» — всё это интерпретации. И Гарфинкель выявлял, как происходит опознание поведения. Речь шла о выявлении интерпретационных схем. Была чистая провокация. Либо больной, либо озабоченный, либо обиженный. Схемы, используемые людьми, — интерпретационные модели: люди учатся истолковывать слова и действия другого человека. Гарфинкель просил студентов: рассказывает с другом и приближает лицо. И во всякой культуре есть типовые дистанции. Если далеко, то подходить. Если близко, то отходить. Вот модель. Потом играли в шахматы, а человек внезапно убирал фигуру. Стремились непонятные действия сделать понятными. Описать, понять, как одно из нормальных действий в русле другой ситуации. Книги Гарфинкеля есть по-русски: «Исследования по этнометодологии». Существуют на уровне не только микросоциологии, но и макросоциологии. Где происходят исторические споры, применяют разные интерпретационные схемы. Одни называют 1917 год Великой Революцией, другие — переворотом. Сами вещи и явления смысла не содержат. Есть культурный смысл: он вкладывается людьми, использующими схемами.

Обретение поведенческой компетенции. Это нечто. Первокурсники не знают, с какими вопросами можно, с какими — нельзя. Сколько прогуливать? Кому лучше сдавать? Все эти вещи — это и есть компетентность, то есть навыки поведения в определённой социальной среде.

Пример. Культурный шок. Происходит в результате столкновения человека и другой культурной средой, то есть той, где он не обладает компетенцией. Когда он едет в другую страну, он впервые шок испытывает. Год 197… Препод поехал один в Германию. Франкфуртский аэропорт — это вавилонская башни, национальная одежда, все на всех языках, весь котёл. Шереметьево — сонная деревья. =) Надо преподу ехать, а тут хочет билет на дорогу купить. Он не знает, как покупать. В разных городах по-разному продают. Где-то в поездах, где-то в автоматах, где деньги засовываем. Дальше трудное началось. Платформа, номер поезда, время. А вокзал — под аэропортом. Надо садиться; ищет номер. Номер ищет. Нет вагона. Нет места! Франкфурт. «Куда садиться?» Надо найти проводника. Нет проводника! Нет нигде проводника! Видит человека в фуражке. «Куда садиться?» — Куда хотите! Сел, куда хотел. Потом узнал, что на немецких железных дорогах не пишется ни номера, ни места. И этот другой способ пользования железной дорогой и означает элемент культурной компетенции. Человек, знающий, как себя вести, чтобы быть обслуженным, чтобы всё было гладко, — культурная (поведенческая) компетенция. На островах Фиджи речь идёт о культурной компетенции. В Англии поведенческая компетенция. Правила вести себя согласно неформулируемым нормам поведения в той или иной культуре. Для обретения такой компетенции надо социализацию пройти. И ребёнок, обретая компетенцию, становится общественным индивидом. Это и есть три основных элемента структуры социализации.

Следующий раздел — это этапы социализации.

Первичная и вторичная социализация. Первичная — это социализация ребёнка в детском возрасте. Это беспомощный ребёнок, беспомощное существо. Основа всего — первичная социализация. По многим параметрам сильно отличаются. Вторичная социализация — это социализация уже социализированного индивида. И обучение в универе — это тоже социализация. Вторичная. Главное отличие первичной социализации: первичная социализация подразумевает полную зависимость социализируемого от социализирующегося. И первичной социализации характерна именно тотальная зависимость. Кто является тем, кто социализирующий агент при первичной социализации? ДА мама и папа. Мама чаще. Говорим об отношениям любви, нежности, но упускается из виду зависимость ребёнка от матери. В самое жесткое государство приди — такого рода власти просто не бывает. Ребёнок зависит полностью, стопроцентно. И первичная — самая главная с точки зрения социализации. Компетентность, модели, нормы, которые навязываются матерью ребёнку, становятся нормами на всю жизнь. Играет главную роль в становлении индивида. Мать распоряжается всем. От идеологии до культуры. Будет стоять или писаться — это всё от матери. И надо особо подчеркнуть, что родители формируют ребёнка таким, каким он будет. Не всегда таким, каким они хотят… Человеческое существо с набором качеств — это личность. Ребёнок не личность. Родители только делают. И тут огромная роль социализации.

Схема Фрейда. Социализация — это прямое насилие. Человек рождён свободным, но повсюду он в оковах. Руссо. По Фрейду, человек рождён свободным, но попадает в железную клетку. Любой человек — это свободный зверёныш, удовлетворяющий инстинкты. Делает тогда, когда хочет. Социализация начинается с того, что нельзя. Нельзя есть, когда хочешь, нельзя брать в рот, нельзя какать и писать — это подавление естественных инстинктов. И мать, как господин или тоталитарный партнёр, заставляет его делать то, что полагается социальными нормами. Человек — в тюремной клетке культуры. Всё вытирать нос — всё завоевание культуры. Всё ограничивает ребёнка. Подавление инстинктов, и социализация — процесс избавления от инстинктов, окультуривания человека. Решёток клетки он не замечает. Он ограничивает сам себя и не замечает ограничений! Почему получается? В процессе усвоения ценностей и схем он их усваивает и интернализует. Это теперь внутренние его факты, ограничения. Сам, без мамы, без порки и угла, таким образом, внутри него вырабатывается собственная контрольная инстанция. Он не ждёт и начинает сам вести себя, как положена. Вырабатывается совестью. Совесть: человек не может себя позволить неправильно наедине с самим собой. Внутренне подавляет желание вести себя недолжным образом. Человек не рождается с совестью. Рождён свободным, и тут выдвигалась идея счастливого дикаря. Питается плодами и доволен сам с собой, как Адам живёт в Эдеме. Не обладает пока совестью. Был изгнан в результате грехопадения. Совесть — это не то, с чем рождается, а то, что внутри него вырабатывается в конечном счёте. Фрейд — человек состоит из трёх элементов.

ИД ↔ ЭГО ↔ СУПЕРЭГО

Я, сверх-я, оно. Ид — это динамика человеческих инстинктов. Это то, что движет человека. Либидо — это сексуальный инстинкт. В человечестве эта формула играет не меньшую роль, чем e = mc2. Это очень серьёзная схема. Ид — это в конечном счёте сексуальный инстинкт, который воздействует на человеческое «я». Но на человека воздействует и суперэго. Это интернализированное, овнутрённое содержание норм. С одной стороны, он хочет. С другой стороны, мораль не позволяет. Вот и формируется человеческое «я».


Сейчас читают про: