double arrow

Лекция 3. Разговор шёл о личной социализации

Разговор шёл о личной социализации. Модель психосексуального развития Фрейда. Это экзотическая тема. Фрейдовские теории — структуры мифов или художественные рассказы, но могут играть роль в формировании личности. У нас не очень развит Фрейд, но в Америке маленького ребёнка водят к психоаналитику и при любой тени проблемы обращаются. По Фрейду, годам к 12 ребёнок представляет собой целостное существо, после 12 лет можно им не заниматься. Всё его развитие будет по рельсам проходить. Фрейд делит стадии развития на 5 этапов:

Оральная (oral = устная, до 1,5 лет)

Анальная (1,5 — 3 года) «Я всё расскажу!»

Фаллическая (3 — 6 лет)

Латентная (от 6 до 12 лет)

Генитальная ( > 12 лет)

Новорожденные до полутора лет всё ещё у материнской груди. Рот — основное средство восприятия мира и общения с миром. Для Фрейда всё тело сексуально. Либидо — это основное влечение. Оральная стадия — стадия сосания. Как происходит становление личности? Мать закладывает некоторые основы личности в зависимости от того, как она, какие реакции она проявляет к ребёнку. Если отнимает от груди, наказывает, происходит фиксация на оральной стадии. Он может зафиксироваться. В зависимости от способа воспитания — две крайности. Или ребёнок вырабатывает садистическое отношение к миру, или возникает отношение, характеризующееся мягкостью и несопротивляемостью. Либо добрый, либо злой. Могут быть специфические профессии. Мягкой, добрый человек с развитым ртом может стать алкоголиком, зафиксировавшись на соске. Может стать публичным оратором. Демосфен на берегу брал гальку и тренировал язык. Именно оральная стадия зафиксировалась в памяти. Но фиксация происходит не всегда, а только тогда, когда остаются в бессознательной памяти. НЕ всегда безболезненно проходит стадии из-за фиксации.

Именно от 1,5 лет до 3 ребёнок учится к горшку. Фрейд обратил внимание, что метод приучения к горшку — влияние или наказание — способ обеспечить фиксацию на анальной стадии. В зависимости от физиологических процессов получается ребёнок, который или старается какать, или старается удержать. Или растратчик, не жалеющий добро и имущество, выталкивающий, или удерживающий — который всё в себе сдержать. Анальные игроки в карты. Банкиры — тоже типичная профессия тех, кто на анале задержался. Ростовщики, накапливающие богатства. Коллекционеры. Именно в этот период могут сделать то, кем он станет.

Фаллическая. 3 — 6 лет. Интерес ребёнка к половым органам, к половым органам других детей. Детский интерес. Появляются такие выразительные комплексы, как комплексы Эдипа и Электры. Комплекс Эдипа — это не сексуальное стремление, «мам, я на тебе женюсь». Ревность к отцу. У девочек наоборот. Любовь к отцу, ревность к матери. Человек на высоком посту, одарённый, подружились с ним. Лет 40, холост, но в разговорах каждые 3 минуты говорит о матери. «А когда с мамой жили», «Когда мама мне говорила», «Мама бы так не делала». Фиксированность на образе матери невооружённым глазом. Интересно, сексуален ли этот мотив. Любовь к матери — Эдипов комплекс — с 6 — 9 лет. Был царь в Фивах — царь Лай. Оракул предсказал, что если он женится на Иокасте, то сын его убьёт. Приказал утопить. И тот вырос, случайно убил отца и женился на своей матери. При контакте с родителями определяется влечение на протяжении всей жизни. Часто мужчины берут жён, похожих на мать? И нарушения — результат фиксации, потому что на определённой стадии были порождены крайности. Может перейти в патологии. Неврозы. Надо проходить развитие без фиксаций. Электра — аналогичная ситуация. Женщина конфликтует с матерью.

Латентная стадия — сексуальные переживании. Начинается здоровая человеческая сексуальность и человеческая личность. До 9 — 10 лет закладывается личность. Латентная стадия — подавленное состояние сексуальности — на какое-то время перестаёт быть сексуальным существом. Только после 12 лет нормальный интерес. По Фрейду, культура — железная клетка. Если человек волен в реализации инстинктов, то все этапы воспитания — построение железной клетки. Осознающего человека клетка давит. Фрейдовские стадии психосексуального развития — это первичная социализация.

Может ли быть так, чтобы человек не прошёл социализации? Фиксация порождается несчастных, но ярких людей. Эйзенштейн — решил тему Павлика Морозова как трагедию детоубийства. Павлик Морозов, по Эйзенштейну, предал отца и стал его жертвой. Тоже мифологическая фигура. До 1927 года фрейдизм был развит, были психоаналитические институты, книги тиражами издавались. Развитие фрейдизма — это замечательная история. Был фрейдомарксизм в рамках марксистских журналов. Потом тал врагом и коммунизма, и фашизма. В Берлине недалеко от бундестага есть памятник институту. Под редакцией Ермакова выпускали книги Фрейда. Был больной Эйзенштейн. Обратился к Ермакову. В сексе не получалось. Но у вас есть знакомые в Госплане? Вам надо будет искать работу в бухгалтерии Госплана. Излечение от травм делает человека нормальным, но банальным. Именно травмирующие переживания делают гения.

Вторичная социализация — социализация социализированного индивида. Специализирует свою личность определённым способом. Чтобы представлять различие, нарисуем схему. Противопоставление первичной и вторичной социализации. Это и модель социального развития, и организации общества.

Первичная   Вторичная
Родители (индивиды) Социализирующий агент Референтная группа
Чувства (скушай ложечку, если любишь) — emotio Природа мотиваций в ходе социализации (что заставляет?) Интересы (надо сдать экзамены, чтобы диплом для ...) — ratio
Полностью — с ролями (мальчик, член семьи) Степень идентификации (отождествления себя с ...) Ролевая игра, сохранение ролевой дистанции
Максимально возможные Власть и зависимость Автономная, контрактная, независимость

Референтная группа (group of reference), группа соотнесения — группа, с которой индивид соотносит свои идеи, ценности, поведение. Группа, на которую человек ориентируется в своей жизни. Человек, планируя поведение, думает: «А как подумают те?»

Группа членства может совпадать или не совпадать с группой. Может быть студентом, а думать о других.

Для ребёнка понятия «Вася» и «Я» тождественный. Потом думает: «Жалко, что Вася, лучше бы Арнольд, потому что Вася в прошлом».

Студентом мы может представить, что мы не в Вышке, а Плешке, и учим географию. А ребёнок не может.

Мы имеем дело с уникальными личностями сначала, а потом с группами. Представителями групп.

Разумеется, это схематично, разумеется, сам вычисляет. Люди не обязательно с фиксацией не умеют сдерживать какашки, но всё равно не очень ведёт.


Сейчас читают про: