double arrow

Лекция 1. Социология — наука об обществе

Социология — наука об обществе. Экономика тоже. Есть политология. Есть этнография и другие. История. Чем отличается социология? Она является наиболее общей наукой об обществе. Как устроено общество вообще? Политика — политика. Этнография — национальное. Что такое общество? Социальные группы, роли, классы, взаимодействия. Есть социальные институты. Какую бы группу мы ни взяли, социология рассуждает о том, что такое социальная роль вообще. Представляет фундамент для других общественных наук. Институциональная экономика — трудно без социологии. Маркетинг имеет дело исключительно с группами потребителей. Ещё одна оговорка: самая общая наука об обществе. Фундамент других общественных наук. Из чего состоит социология? Как наука имеет сложную структуру, есть трёхчленное разделение. Общая социологическая теория, теории среднего уровня, эмпирическая социология. Общая социологическая теория отвечает на самые общие вопросы. Как возникают, исчезают институты. Это основной интерес. Теории среднего уровня — родительный падеж. Кого, чего? Образования, семьи, международной политики, дружбы, экономики. Эмпирическое восприятие — чувственный опыт. Противостоит рациональному знанию. Мы многое знаем, не трогав. Умозрение противостоит эмпирии. Опросы социологические — это эмпирическая социология. Занята не теориями, а эмпирическими исследования. Изменение популярности — тоже результат. У эмпирической социологии много общего со статистикой. Есть ещё история социологии. Теория и методология социального знания — сложная отрасль, часть философии. «Что такое социальный факт». Всё, что события, то становится фактом, если оно сопровождается человеческими представлениями. В определённом поступке есть смысл. Обжёг руку — это не факт. Человек рубит дерево — это социальный факт? Он подразумевает: он браконьер, отец голодающей семьи, он заключённый на лесоповале. Возникают разные социальные контексты и системы. Это проблематика методологии. Структура социологического знания.

Кратко нужно сказать об истории социологии. «Социология» — середина 19 века. Есть автор. Изобретатель. Огюст Конт. Первый социолог. 1798 — 1857. Придумал термин «незаконно»: socio — это латинский, λογοσ — греческий. Ещё учёные, сделавшие вклад: Карл Маркс (1818 — 1883). Нельзя обращать внимание на тенденции, обусловленные модой. Макс Вебер (1864 — 1920). Георг Зиммель (1858 — 1918). Фердинанд Тённис (1855 — 1936). Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917). Маркс старше, а остальные жили и умерли в одно время. Они стали основателями. На работах этих авторов зиждутся все понятия, всё мировоззрение европейского модерна. В значительной степени ответственны за картину миру и за образ мировоззрения. Образование, демократия, наука, политика — всё на их фундаменте самопонимания европейского модерна. Модерн — это мировоззрения, господствующие в современности, господствующие с Нового времени. Это ещё и архитектурный, художественный стиль. Растительный модерн — это когда из листьев лепят. Самый общий стиль — образ мира или интерпретация мира, характерная для европейской системы, начиная с Просвещения. Черты: роль науки (объективное познание), демократичная политика, рационализм (стремление и возможность познать мир разумом). В этой эпохе мы живём. М. Вебер: «В пору модерна мир расколдованный». До этого заколдован: люди думали, что мировые силы есть. Избавление от религиозных предрассудков.

Постмодерн — это модное слово. Наступление эпохи после модерна, где размываются основные принципы модерна. Сомневаются в демократии, рациональности.

Темы последующих лекций: социализация, роли и нормы, социальные группы, касты-сословия-классы (социальные структуры), институты и организации, социальные отклонения и контроль, сети в обществе.

Социализация.

Социализация — процесс, в ходе которого индивид приспосабливается к группе путём усвоения одобряемого группой поведения.

Необходимость социализации. Почему существует в человеческой жизни. Почему необходимо? Человек, в отличие от животного, рождается не приспособленным к среде. Рождается нежизнеспособным. Животные же имеют зафиксированные программы — инстинкты. Птенца не учат летать. Утёнка не учат плавать. У человека нет инстинкта «слушать, что говорит лектор». Человек не обладает инстинктами и не приспособлен к среде. Это недостаток и преимущество. Животные приспособлены к среде. А человек может приспособиться к любой среде. Универсальной среде. А человек живёт везде. Благодаря социализации живёт везде. Социализация — вхождение человека в общество или культуру. Должен изучить, научиться. Культура — вторая природа человека. Первая природа — нежизнеспособность, ограниченность. Специфическая сфера человеческой жизни. Культура — субъективные смыслы поведения.

Структура социализации. Бывает первичная и вторичная. Первичная — превращение неразумного и нежизнеспособного существа в человека. Вторичная — когда человек из просто человека становится специализированным существом. Например, превращение школьника в экономиста. Социализация в определённой сфере. Есть структура усваиваемых человеком знаний. Ценности, интерпретационные модели, обретает поведенческую компетенцию. Ценности — это то, к чему у человека есть определённое выраженное эмоциональное отношение. Групповые — это те, к которым есть отношение у группы. Это держит её воедино. У каждой группы есть ценности. Есть культурные ценности — это ценности людей, принадлежащих культуре, например, ценность гуманизма. Интерпретационная модель — это характерные для группы способы интерпретации явления, вещей, людей с точки зрения их культурного смысла.

В каждой культуре есть свои ценности. Примеры интерпретационной схемы: парапсихологические способности. Есть научная интерпретация: «то шарлатанство». Другой: «это работа пси-факторов полей». Большинство населения не имеет представлений.


Сейчас читают про: