Нормативная система

Лекция 6

Социальные нормы — правила поведения. Есть те, которые мы не замечаем, есть те, которые чётко зафиксированы.

Нормативная система — определённым образом организованна совокупность норм, регулирующая поведение. Существует три основных типа норм и систем: обычай, мораль, право. Регулируют социальное поведение человека. Определяют, что можно, что нельзя, какое поведение желательно, какое нежелательно, за что будет наказан или поощрён. Обычай и мораль часто связаны друг с другом. Обычай — источник морали, обычай и мораль — источник права. Иногда есть конфликт, иногда последовательно протекает. И всё же эти системы различны.

Обычай — древнейшая и примитивнейшая форма нормирования. Форма обычая — привычное поведение, получившее статус обязательного. В древние времена обычай — основа социального существования. Обычай — общепринятый, установившийся в силу долгого и постоянного применения порядок деятельности или порядок жизни, характерный для той или иной социальной группы. В основе обычая — привычка. Отсутствие специального поддерживающего механизма. Нет аппарата поддержания. Единственное, что делает его действующим, — это долговременность. Обычай предшествует морали.

Насколько разнообразен мир обычая? Приём пищи. 3 раза в день. Второй завтрак. Обед в середине дня. Гигантское множество. Пятичасовой чай и сэндвич с огурцами. Происхождение такое: считается, что группа путём проб и ошибок испытывает разные формы поведений, и если что-то становится функциональным, оно перенимается другими членами группы и становится привычным. Тем с большей вероятностью превратится в традиции и войдёт в поведенческий репертуар. Функциональность может исчезнуть. Совершенно бессмысленные обычаи могут играть очень большую роль — роль маркера.

Мораль — это совокупность норм поведения, имеющая доктринальный характер (характер поучения) — не бывает бессознательной — и опирающаяся на представления о добре и зле, истине долге, справедливости. Требования нормы морали должны удовлетворяться и соблюдаться. Их нарушения подвергаются санкциям. Это основное наличие морали от обычая. Второе важнейшее отличнее — мораль предполагает легитимацию. Легитимация — обоснование. Если говорим, что должно быть легитимировано, то должно быть обосновано. Легитимизация — признание правомерности государственной власти, социальных норм, статусов, полномочий, опирающееся на принятые в данном обществе ценности. Это власть, опирающаяся на ценности общества. Легитимность — это не легальность. Это может быть противозаконной. Нормы морали — это нормы, легитимирующие поведение. Легитимация происходит путём обращения к истории, обществу или религии. В позднее советское время были моральные кодексы строительства коммунизма. Ничего коммунистического там не было, легитимировались общечеловеческие нормы морали. Эта легитимация выводилась из процесса человеческой истории — движение к коммунизму делает эти нормы легитимными. Исторически происходит легитимация. Почему я должен быть работящим или честным? Почему честность должна быть? Чтобы отрезать пути нигилизма, нужно обращаться к абсолютной ценности. Второй абсолют — общество как целое. У Дюркгейма есть книга о религиозной жизни, что в качестве легитимации там стоит служение обществу. Поэтому обожествлённое общество может выступать в качестве ценности.

Третья форма легитимации морали — это религия. Моисей на горе Синай от Господа получил скрижали. Не убий, не прелюбодействуй, не вари козлёнка в молоке матери его... Итак, три формы — обращение к истории, обществу, Богу. Если бы мы хотели обосновать обычай есть ложками, то 1) Способствуем приближению светлого идеала, 2) Будем поддерживать общественную интеграцию, 3) Это будет угодно Богу. Основной способ — религиозная легитимация. Как и обстоит дело с подразделениями, носит подразделение смешанного типа.

У всех норм обычая есть санкции, а многая мораль обретает силу не доктриной, а привычкой, есть много переходных норм. Вот этикет. Это не объект религиозной легитимации — правили приличия. Как вести себя? Есть рыбу ножом — страшное преступление. Была песня, как двое ехали на пароходе, кто-то упал за борт, спас, появилась акула, выхватил нож, а дама: «Рыбу ножом?» И съела его акула. Это не имеет отношения к добру и злу. В отличие от нормального поведения, этикет систематизирован, записан в сводах, в отличие от норм обычая, этикет сопровождался требованиями обязательствами в Средние века и в Новое время. Есть и до сих пор группы, где соблюдение норм этикета является критерием. Тот, кто некультурный, может быть изгнан. Требования обязательствами делает этикет более близким к морали. «Недостаток ума можно скрыть начитанность, недостаток образования — молчанием, но противоречия в расцветке носков и галстука оно не скроешь: оно вопиёт». Иногда необходимый и достаточный признак. Есть нормы цивилизованности — нормы этикета. Есть двухтомный труд о формировании норм цивилизованного поведения. И появление общества становилось благодаря нормам цивилизованности. Это место в мире не осознаётся. «Нормы цивилизации» — глава о сморкании, о том, как можно — в рукав, в платок на пол. Автор — Элиас Норберт. ПРОЧЕСТЬ!!! Или о том, как мы учились есть за столом. Как эллины Одиссей и Агамемнон пировали? Рвали мясо на куски руками, как постепенно упорядочивались застольные привычки, почему до 18-го века мясо подавалось разделанным на столе? Стейк с кухни — это новый обычай. Люди не дикие звери, они едят не мясо, и засчёт приправ теряет первоначальный вкус и цвет, теряет первоначальный смысл. Уничтожение поедания живого существа. Физиологи: почему мясо обрабатывается так? Почему хозяйки варят в первой и во второй воде? Есть гормоны страха — забиваемое животное испытывает ужас — сохраняется в организме в феромонах — воздействуют на человека.

Право — система обязательных к исполнению норм, устанавливаемых и охраняемых государством. Основная характеристика права — его связь с государством. Аппарат принуждения применяет санкции за несоблюдение норм — судебные органы и правовые структур. Это главный атрибут института, и государство мы не можем рассматривать в отрыве от права. Как возникает право? Мораль — из привычки, получается легитимацию, то право возникает на основе обычая и морали. Что такое обычное право? Это элементы нормативных систем, которое государство приняло как действующие в определенных областях жизни и привело в статус правовых норм. Если мы говорим «Привет», если появится «Привет», а нельзя «Здравствуйте», то это право? Оно должно быть формализовано и должно охраняться государством, подкреплено государством. Право может быть кодифицировано или не кодифицировано. Когда происходит запись и систематизация этих норм, мы имеем дело с записанным, упорядоченным правилом — формальное правило. Перечислены нарушения, санкции. Формально право возникает. Для реализации права появляется аппарат принуждения. Есть много проблем: соотношение морали, права, поведения. Под правом подразумеваем правовые нормы — а справедливость есть? Следование моральным нормам — следование нормам справедливости. Мораль — это добро, благо. Когда речь идёт о праве, речи нет. Судья всегда якобы на стороне добра. И основание не Бог, на история, не вечность, а государство — основа правовых норм. Существовало представление о формальном и материальном праве. Формальное право — это следование букве праве. Материальна справедливость — это справедливость, определяемая моралью. Вот суд выселяет пенсионера, в которой он прожил, взял кредит, не смог выплатить. Сточки зрения формальной справедливости это правомерно. Квартира переходит к банку, глава которого получает пять квартир. Тем не менее, это решение с точки зрения материальной справедливости — директор банка имеет всё. Что может иметь всё, умный, богатый, образование, всё выросло на основе того, что делали всю жизнь тысячи старичков-пенсионеров. И старички строили Норильский комбинат. С точки зрения материальной справедливости, выселять нельзя. Между юристами давно есть спор о суде присяжных. Люди с улицы, которые не руководствуются кодексами права, на основе своих представлений решают о материальной справедливости. На основе уголовного кодекса виновен по высшей мере, а присяжные говорят, что невиновен. Капитан Ульман расстрелял людей, ехавших на автомобиле — оказались мирные чеченцы. Он совершил военное преступление, прошло три суда, суд присяжных оправдывает. Есть жизнь по закону и по понятиям. Понятия — совокупность норм морали криминального сообщества. Но всё больше людей живёт по понятиям — это жизнь по нормам морали. По закону я должен тебе деньги, а по справедливости ты должен. Правовая система коррумпирована, несовершенна, вступает в силу групповая мораль. Криминальные, местные понятия обычаи. Северный Кавказ — понятия сильнее законов. Это понятия северокавказского общества народов. Острейший конфликт между правом и моралью. Основа — расширенная большая семья. Мораль сталкивается с универсализмом закона.

Социальные отклонения.

Какую бы систему мы ни взяли, реальное поведение всегда отклоняется от нормы. Общеобязательные и моральные нормы. Не укради: украл книжку в библиотеке, и нет человека, не укравшего ничего. Вора делает возможность. Себя вором можно не ощущать. Любая норма нарушается. Когда отклонения налицо, говорят о девиациях. Что такое отклоняющееся поведение? Если не соответствует нормам и ожиданиям других членов группы. Преступность — форма отклоняющегося поведения. Но также отклоняющимся является поведение, если девушку не пропусти. Есть положительные девиации — отклоняющееся, которое идёт на пользу. Во время пожара спас кого-то. Существует у Дюркгейма этюд о самоубийстве — несколько категорий — есть альтруистическое самоубийство — ради других людей. Жертвует жизнью для интересов группы — Александр Матросов — благодаря ему, его рота высоту заняла. Никакими нормами не предусмотрено затыкать. Всегда несоответствие тому, чего ждут и чего предполагают другие члены группы.

Анекдот! Армянское семейство. Мама: «Наплеён, не дёргай папу за нос: папа не для этого повесился, а для того, чтобы мир был».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: