double arrow

Лекция 9. Мы начали говорить о первичных и вторичных группах

Мы начали говорить о первичных и вторичных группах. От них перешли к концепции Фердинанда Тённиса. Община и общество отличаются определёнными характеристиками. Чем-то напоминают первичные группы. Gesellerschaft — общество во всех смыслах. Gemeinschaft — община, общность. Нас понятия интересуют в звучании Тённиса: община — группа, единство которой основано на земле общины. Крестьяне, феодалы, помещики. Структуры власти поддерживаются обычаями и освещены религией. В общине — обычай и мораль. Относятся к доиндустриальному обществу. Единство религии, происхождения, крови, места проживания. Ценность — любовь в самом широком смысле. Любовь к ближнему, симпатии, интимность, привязанность. Строится на органических основаниях. Очень много общего с первичной социализации. Период общинного бытия — период первичной социализации. Видим параллель между первичной социализацией человека и доиндустриальным обществом. А что такое общество? Тут вспомним процессы вторичной социализации. Общество — искусственно сконструированное целесообразное образование. Сделанное, созданное. Мы можем говорить об идее социального договора. Заключают общественные договоры. И нет отношений дружеских связей: всё построено. Экономическая основа общества — это не общинная земельная собственность, а индивидуальная собственность. Отношения договора, контракта конкуренции. Если ценность в общине — братская любовь, то в обществе — индивидуализм. Общество эгоистично. Если в общине представитель — крестьянин со всеми комплексами, в обществе — коммерсант. В процессе эгоистического поведения формируется общество. Зафиксированы развития первичной и вторичной социализации, двух типов общественных отношений, и, что важнее всего, в этой концепции зафиксирован процесс социального развития от доиндустриального к индустриальному обществу. Историческая концепция. Концепция развития от одного типа социальных отношений к другому. Это едва ли не главная матрица огромного количества систем социологического мышления и анализа. Какие роли преимущественно на вершине в традиционном и современном общества? Там семейные роли, выбор обуславливается любовью. Нынешнее отношения в Чечне, Кабардино-Балкарии и т. д. На первом месте всегда стоят семейные, клановые и родовые роли. Социальная эволюция однонаправленна. Семейные структуры находятся ниже на направленном континууме общественно развития. Всё условно, и многочисленные концепции основаны на них: Медведев говорит слово «модернизация». Модернизация — построить дороги, заводы, микрочипы, но возникает вопрос, достаточно ли это для модернизации? Нельзя провести модернизацию на основе общинных отношений. Современному обществу нужна рациональная интеграция. Для модернизации нужны эгоисты. Тённис осознавал печальность своих социологических выводов. Критика культуры. Фридрих Ницше, Освальд Шпенглер, Георг Зиммель, Фердинанд Тённис. Критика современного развития культуры. Сожалели, что современная культура утрачивает духовную и душевную составляющие. Обеднение духа засчёт рациональности и эгоизма. И в этом тоже суть перехода от Gem. К Ges. Общество становится взрослым, рационализм вытесняет духовность и душевность. Путь этот долгий. Фактически вместе Тённисом возникали другие похожие теории. Именно человеческие отношения пытались совершенствовать. Американский социолог Tollcot Parsons. Типовые переменные: 5 или 6 пар понятий, противостоящие друг другу. Говорил о формах и типах отношений, характерных либо тому, либо другому.

Диффузность ↔ специфичность. В первичных группах нет чётко определённых социальных структур. Диффузная ролевая структура в традиционном обществе: нет чётко выделенных роле. И решением задач занимаются все. При специфичной структуре распределены роли. Мы живём во вторичных группах. И одна из характеристик модернизации — выработка чётких ролевых отношений.

Партикуляризм ↔ универсализм. Парсонс понимает так: в общине и во всех первичных организациях партикуляристская структура норм. К разным индивидам относятся разные нормы. В современном обществе нормы распределены и могут меняться. По радио говорят: Чубайс попал в аварию. Когда Анатолию Борисовичу можно по осевой линии, это и есть партикуляризм, и никакие нанотехнологии не сделают общество модернизированным. Помещик может сделать то, его не может крестьянин. Мотивация разная. Считаются, что люди рождаются в разной атмосфере. Мотивация разная. Налицо партикуляризм. Это не коррупция, а отношение к людям, как людям разного сорта. Универсализм бюрократичен. Причём этот универсализм проникает в самую суть современной жизни. Показано, что современный медик лечит не человека, а организм. Современный медик знает, что люди одинаковы. В принципе для него всё равно. Экстрасенсы говорят, то лечат человека, но человек непонятен и чужд. Права человека универсальны. Вот что такое человек с точки зрения прав? Белый или чёрный? А нет партикулярных людей. О чём плакали критики культуры? Человек уходит из человека? Остаются медицинские и юридические абстракции. Те, кто не равен, получают компенсации и уравниваются. Лучший кандидат на профессорскую должность — хромая и слепая на один глаз чернокожая лесбиянка. Политкорректность — тоже выразительная вещь, выработка такта, замалчивание самоочевидных неравенств. Без универсализма невозможна модернизация.

Приписывание ↔ достижение. Prescription ↔ achievement. Существуют статусы предписанные, который от рождения предписан. Пол. Национальность. Дело в том, как люди воспитываются. Можно девочку воспитать, как мальчика, мальчика — как девочку, потом провести операцию! =D Но мы считаем, что приписанные. А студент, директор, менеджер — достижимые. В сословном обществе приписано, крестьянин или помещик. Он рождается таковым. В индийском кастовом обществе всё предписано. Кем родился, тем и умрёт. И в традиционном общество большинство статусов предписано. А растёт с прогрессом так, что предписанные статусы исчезают. Национальность изменяема. Записывают себе другую национальность. Пол меняется. Предписанных статусов в современном обществе всё меньше и меньше.

Аффективность ↔ аффективная нейтральность. Аффективная наполненность. Национальная наполненность. Когда на основе права может делаться вопиющая несправедливость, то это аффективно нейтрально, когда пристав из дома выкидывает жильцов.

Коллективность ↔ Я-ориентация. Индивидуализм и эгоизм в современном обществе.

5 пар понятий, которые могут характеризовать общество на пути его развития. Можно построить завод по производству чипов в Ливии, но модернизированнее не станет. Чубайс может 39 нанопроектов сделать, но это не сделает нас модернизированнее. Прежде чем дальше переходить, надо поговорить о бюрократии.

Коррупция — антимодернизационный феномен. Но чиновничество и бюрократия — это современное явление. Это символ модернизации: специфичность ролевых структур едва ли не самые важные.

Следующая классификация групп: открытая и закрытая. Если проблемы общины и общества требуют подумать, то тут всё ясно. Открытые — это группы со свободным доступом. А закрытые — это требующие определённых правил для приёма. Открытых групп больше в процессе модернизации. Возрастные группы: в отдалённые времена были правила перехода от детства к взрослости. Инициации были. Сохранились ритуалы: получает паспорт. Но в принципе переход от одного к другому часто был длителен. Часто болезненный. Предполагалось, что человек умирает, а рождается новый человек. Умер как ребёнок, родился, как мужчина. Тут абсолютизм. Посвящение в шаманы: у австралийских аборигенов колдуна заваливали камнем гигантским без пищи на несколько недель. Потом новым выходит. Считалось, что обдирают старое мясо и наращивают новое. «Пророк» Пушкина прошёл процедуру инициации. И се сложные процедуры — переход границы и условий приёма в новые человеческие группы.

Есть референтные группы и группы членства. Референтная группа — группа, с которой он соразмеряет свою жизнь. Группа членства — та, где находится. Пусть он студент ГУ-ВШЭ, а референтная группа в Америке. Пример различия: Эллочка Щукина, соревновавшаяся с дочкой миллионера. Референтная группа для неё — американское высшее общество, а группа членства — семья инженера.


Сейчас читают про: