double arrow

Лекция 8. Социальная группа — определённое количество индивидов, регулярно взаимодействующих друг с другом

Социальная группа — определённое количество индивидов, регулярно взаимодействующих друг с другом. Это семья, группы сверстников, группы соучеников, сотрудников, партии. У групповой жизни есть своя специфика. отличающая её от животных. Человек может принадлежать одновременно ко многим группам и сохранять свою свободу — он не подчинён группе тотально. Невозможно найти универсальный критерий, с которым можно соотнести каждую группу. Нет ни одной группы, о которой можно судить по одному критерию.

Первая классификация — классификация групп по степени осознания членами группа своей принадлежности к группе. Что такое принадлежность к группе? Это групповая идентификация. Может различаться по степени. Максимальная идентификация — сознательное, целенаправленное следование нормам, отождествление себя с группой. Минимальная идентификация — это отказ от членства или отсутствие осознания принадлежности. Вот таком образов возникает континуум групповой идентификация.

Первый уровень — самый минимальный. Статистические группы или категории. Это группы, в которые включается определённое количество индивидов с определённым признаком. Например, люди с первой группой крови. Сами люди не осознают. Блондинки. Или группа людей, родившихся 1-го января. От 15 до 25 лет. Социологи и демографы формируют когорты. По военной обязанности. А умершие в Париже — статистическая группа. Группа лиц — голубошёрстные пальто. И исследуют её социальные признаки и связи. Имеют высокий статус: чиновники или бизнесмены. Определяет автомобили. Или группа: люди, похороненные в Венеции, на острове Сан-Мигели. Статистические группы.

Агрегаты — группы, совокупности индивидов, члены которых порой демонстрируют общие интересы или переживания. Любители симфонической музыки. Их побуждает вместе собираться их переживание, но устойчивая или постоянная организация отсутствует. Могут образоваться фанатские объединения. Прогрессивная общественность может объединиться в партию или клуб. Агрегат может перейти в другое состояние.

Коллектив — структурированное единство. Стабильность, внутренняя организация и сознание общности (групповое сознание): появляется впервые. У агрегатов может и не быть осознания. В коллективах разделяются ценности и стандарты поведения. Семья или профессиональная группа, коллектив учащихся учебного заведения. Организованное единство. Всё российское общество — коллектив. Стандартное поведение.

Целевая группа — организация, команда, студенческая группа.

Итак, в континууме всё зависит от осознания принадлежности. Если возьмём искусственные группы, увидим, что агрегаты создаются в коммерческих целях. Группа, пользующаяся порошком «Тайд». Группа с больным животом. Постоянно в маркетинге агрегаты, на которых ориентируются производители. Рекламщики называют это целевой группой. Группа, на которую направлена из рекламная деятельность. Крем для морщин на молодёжном канале нет смысла рекламировать. Это не то, то целевая группа в нашей классификации. Целевые группы именно статистические, и они с агрегатами являются главной заботой в рекламном бизнесе и маркетинге. В марксизме есть такое понятие: класс в себе и класс для себя. Класс в себе — большая социальная группа, члены которой не осознают своего единства. Класс для себя — осознающая собственные цели как целое группа. В конце 19-го века сформировалось представление о рабочем классе как о революционной силе. Но вопрос: что, пролетариат возник только сейчас? Марксизм говорит, что был раньше. Но осознающего свою роль класса не было. Класс в себе — статистическая группа. Миллионы рабочих в десятках стран мира. Класс для себя — агрегат, люди, осознающие ценности интересов. Потом возникал коммунистический интернационал, и рабочие в забастовках осознавали своё единство. Во всём мире возникают рабочие партии. Суть перехода — осознание пролетариями самого себя. И это те же самые индивиды, которые дров наломали за 150 лет.

Вторая классификация — классификация по размерам, по количеству членов. Большие и малые. Поговорим о малых. Главный признак малых групп — мало членов. Должно быть столько членов, чтобы были в состоянии непосредственно общаться друг с другом. Говорят, что от двух до семи членов. Некоторые говорят, что диада, что триада самые удобные. В оперативной памяти может 7 вещей или процессов удерживать. Семья, школьный класс, рабочая бригада, учебная группа. До 30 и больше человек на практике. Хорошо знают друг друга, регулярно взаимодействуют. У малой группы есть чётко определённая функция. Бандитская шайка — организованная преступность с чётким разделением функция.

Сознание принадлежности к группе. Основатель — Charles Cooley. Разделение: мы и они. Они — это те, кто вне группы. Речь идёт об ощущении. Корпоративное чувство возникает. Длительное взаимодействие. Наличие нормативов и конформность.

Несколько слов можно сказать о роли Георга Зиммеля (Georg Simmel) — внёс основной вклад в исследование групп. Количественная характеристика малых групп, и Зиммель исследовал диады и триады. При переходе от диады к триаде возникает социальность. Это совершенно разные социальные явления. Между двумя возникает интимность. В триаде возникает некто третий, представляющий собой надындивидуальный элемент. Индивидуальность разбивается, и триада — социальное явление: интимность заменена социологизацией. Качества социальности, несводимое к отношениям двух индивидом. Зиммель показал, как с ростом членов группы исчезает специфика. Когда малая группа растёт, членов всё больше и больше, не получается взаимодействовать напрямую. Перестают знать друг друга, и для продолжения взаимодействия нужно возникновение специфической групповой структуры. Возникают представители, олицетворяющие качество. В малой группе обычай и мораль. В большое группе возникает формальное право, являющееся безличным. А в малой группе face to face. Возникает писаное право. Кодексы, уложения законов. Создаётся эрзац группового качества. Если я в большой группе, я не знаю, кто такие «мы». Все разные, я их не знаю, но все подчиняются нормам так же, как и я. Возникает аппарат подавления. В больших группах необходим. Степень растворения больше. Контроль со стороны ближних отсутствует — появляется возможность эгоистического, антигруппового поведения. Принуждения индивида к следованию групповым нормам. Это всё эрзац группового качества. Наряду с возникновением права переход от малой группы к большой порождает и свободу, у него появляется выбор. Появление аппарата права вызывает появление свободы, и наоборот.

Третье — разделение групп на первичные и вторичные. Это мы разбирали при первичной и вторичной социализации. Автор различения групп — Кули. Первичные группы — малые группы с тесными личными контактами (face-to-face interaction), сильное чувство общности, чувство «мы», интимный характер связей в группах, близость в целевых группах. Примеры первичных групп — семьи, детские, соседские, сверстнические группы, группы друзей. Первичны в том смысле, что в них человек участвует в течение жизни, и он их не выбирает. Вторичные группы имеют более формальный характер: коллективы и организации. Хочет добиться цели вне группы. Человек в семье не для чего-то. Во вторичных группах — человек в группе, чтобы достичь чего-то. Вторичные группы больше и с отсутствующим эмоциональным компонентом. Инструментальность.

Существует историческая группа. Первичные группы характерны для доиндустриального общества, и людское племя — семья. Потом уже складывается право, аппарат принуждения и т.д. Для последующих ступеней увеличивается влиянием вторичных групп. Похожее разделение проводил Ferdinand Tönnis. Переходим к категориям «община» и «общество». Gemeinschaft и Gesellerschaft. Совпадают с первичными и вторичными группами. Кули говорил об одновременном разделении, а Тённис говорил о развитии от Gem. к Ges. Лежат в основе современных представлений о модернизации. Что такое община и общество? По Тённису, община — органически выросшее социальное единство, держащееся на естественно данных отношениях. Единство крови, единство места, религиозная общность, изначальная взаимосвязанность. Сейчас на глазах видим: соседство чувствует себя слабее. Исчезли такие объединяющие вещи, как дворы. Есть междомовые пространства, а дворов нет. Раньше в дворах были шайки. Первичная группа — соседская общность — были крепкими. Интеграция соседских общностей происходила на неформальной основе. Соседские и семейные отношения — община. И крестьянская община вырастает органически.


Сейчас читают про: