Тема 1. Единство науки и научный метод

Ключевые термины

Концепции современного естествознания есть понимание и результат осознания нами основных закономерностей, определяющих нынешнее Природы и её эволюцию.

Таким образом, первичная задача курса КСЕ – способствовать становлению научного мировоззрения творческой личности. В ходе изучения предстоит убедить слушателя и читателя в том, что их инновационная и исследовательская деятельность должна протекать в гармонии с законами Природы. Сверхзадача естествознания и курса КСЕ – сделать осмысленно самоуправляемой эволюцию своей личности.

Курс «Концепции современного естествознания» имеет важное значение для формирования научного мировоззрения и общей культуры студентов. Современное представление об окружающей среде, фундаментальные законы, объясняющие гармоничность картины мира, различные подходы к пониманию явлений природы в их историческом развитии, современный системны метод анализа действительности являются предметом курса.


□ Cистема

□ Концепция

□ Принцип

□ Категория

□ Парадигмы

□ Эволюция.

□ Мировоззренческие концепции

□ Концепции научного познания

□ Концепция стационарности

□ Концепция эволюционизма


Гносеология – теория о том, как и зачем люди изучают мир, теория познания. Она устанавливает соответствие наших знаний реальной действительности, исследует возможные пределы нашего познания и, самое главное, создает и обосновывает методология познания. В философском аспекте предметом гносеологии называют источники, формы и методы научного познания. Научное познание – лишь один из способов добычи знаний. Этот способ весьма существенен для человечества, поэтому значительная часть курса КСЕ посвящена концепциям именно научного познания.

Наблюдение, размышления и обобщения людей обеспечивали накопление субъективного опыта. Инструментом познания в этом случае выступает сам человек, вся его сущность. Одна из главных задач «человековедения» как части единого естествознания – создание научных методик организации субъективного познания.Научный и субъективный способы познания должны дополнять друг друга. Их синтез составит фундамент будущей «метанауки»

Целью научного познания является получение объективных достоверных знаний об окружающем мире. Наука есть вид человеческой деятельности, в процессе которой мир познается на уровне объектов. В основе науки лежат эмпирический (включая эксперимент) и теоретический уровни познания. В реальных научных исследованиях эти два уровня «работают» совместно, взаимно пронизывая и дополняя друг друга. Концепция моделирования – неотъемлемая часть научного познания. Измерение предполагает возможность сравнения объектов по определенным количественным признакам. Концепция измерения предполагает, что во всех реальных опытах способ и результат измерения связаны и с наблюдателем, и с прибором. Моделирование и измерение составляют суть научного эксперимента. Под экспериментом в науке понимается наблюдение и измерение в специально созданных условиях, допускающих воспроизведение.

Теоретический уровень познания включает в себя методы аксиоматизации, формализации и создание систем гипотез. При аксиоматизации тория строится на основе аксиом или постулатов.

В научных исследованиях мы применяем объективные методы и соответствующий инструментарий – приборы и методики. Их принципиальное свойство – конечность. Из этого свойства вытекают три привлекательных качества научного способа познания. Во-первых, результат исследования обеспечивает глубину познани я. Во-вторых, достижения науки относительно просто внедряются в практику. В-третьих, знания, добытые в процессе накопления объективного опыта, также сравнительно просто передаются в «мир» и по наследству будущим поколениям через системы научной информации и образования. Эти три качества составляют огромное достоинство научного опыта, но они же и порождают миф о всемогуществе науки.

Наука в силу своей «объектной» сущности испытывает постоянную тягу к дифференциации («знать почти всё о самом малом»). Дифференцированное, «отраслевое» познание и восприятие почти автоматически ведет и к раздельному применению знаний через систему «прикладных наук».

Появление и развитие человека и человечества есть необходимый и закономерный этап в эволюции мира. Человек предназначен для управления эволюцией мира.

В эволюции естествознания каждая новая система воззрений и представлений включала в себя толкование матери в целом, движения как способа её существования, пространства и времени как форм существования материи.

Научный метод представляет собой воплощение единства всех форм знаний. Познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом совершается по некоторым общим принципам и правилам. Это свидетельствует, во-первых, о единстве всех наук, а во-вторых – об общем, едином источнике познания, которым служит окружающий нас объективный реальный мир: природа и общество.

Методы познания

(по степени обоснованности)

Статистические Вероятностные Индуктивные Дедуктивные

Методы познания

(по механизмам обобщения)

□ Аналитические □ Моделирования

□ Синтетические □ Генерализации

□ Идеализации □ Типологизации

□ Логические □ Классификации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: