Тема 2. Естественнонаучный подход к изучению природы

Ключевые термины

□ Научный метод □ Синтетические

□ Единство науки □ Идеализации

□ Статистические □ Логические

□ Вероятностные □ Моделирования

□ Индуктивные □ Генерализации

□ Дедуктивные □ Типологизации

□ Аналитические □ Классификации

Естественнонаучный подход имеет глубокие исторические корни, основан на многовековом продолжительном наблюдении за явлениями природы, имеющими, как правило, циклический характер.

Основные особенности этого подхода:

a) разработано большое количество измерительных средств, позволяющих оценить состояние окружающей среды;

b) найдены эталоны многих физических величин, благодаря которым появилась возможность измерять и сравнивать;

c) разработан математический аппарат обработки результатов измерений, позволяющий оценивать состояние изучаемых объектов.


Естественнонаучный подход основан на следующих свойствах измеряемых величин и оцениваемых параметров математических моделей:

a) воспроизводимости измеряемых величин;

b) правильности математических моделей и использования статистических методов;

c) избыточности данных, допускающей вероятностное оценивание.

К недостаткам естественнонаучного подхода можно отнести то, что он требует наличия множества однородных по каким-либо признакам явлений (объектов). Ценность подхода во многом зависит от выбора признаков, являющихся общими для элементов множества и подлежащих оцениванию. Если признаки являются не существенными, а второстепенными, то правдоподобность выводов значительно снижается. Кроме того, качество оценок зависит от объема множества, коррелированности наблюдений. Широко распространены интервальные оценки в предположении о вероятностном распределении измеряемых величин, отвечающих одному из типовых (стандартных) законов распределения случайных величин. Некоторые из наиболее распространенных законов, приведены ниже.






В ряде гуманитарных наук, например в истории, трудно подвести отдельные события под какой-либо общий закон или теорию (т.e. не имеется возможности набрать статистику однородных событий). Поэтому многие историки возражают против переноса естественнонаучных методов для анализа исторических процессов. Для объяснения событий ими предлагаются методы телеологии, опирающиеся не на причинные законы и направленные на раскрытие целей, намерений, поведения, деятельности людей.

Многие считают, что методы объяснения вообще бесполезны, а важен метод понимания, позволяющий раскрыть смысл события, особенно, если оно уникально и неповторимо. Теоретически понимание основывается на интерпретации, то есть истолковании целей, мотивации смысла действий и поступков людей и поэтому сходно с телеологическим объяснением. Так нередко понимание текста сводится лишь к раскрытию и усвоению смысла, который вложил в него автор. Однако если бы переводчики разных эпох раскрывали бы только авторский смысл произведения, то все переводы были бы тавтологией. Исторические события также обычно интерпретируются с позиций своего времени.

С другой стороны, иные исследователи истории с неменьшим упорством отстаивают мнение о возможности применения общих методов и теорий, однако, по их мнению, невозможность объединения отдельных событий в однородную группу свидетельствует о недостаточной проработке материала, малой информационной емкости событий.

В целом, понимание - более сложный, противоречивый и запутанный процесс, чем объяснение. Различие между ними состоит в том, что если объяснение сводится к логическому выводу, то понимание - к интерпретации. И если объяснение относится к событиям прошедшим и настоящим, то к будущим событиям относится предвидение (предсказание, прогноз).

Предвидение и объяснение сходны по своей логической структуре и представляют собой логический вывод (умозаключение). Структура одного из простейших умозаключений приведена ниже.

Предвидение как способ отражения действительности имеет огромное практическое значение, обеспечивая возможность прогнозирования событий и явлений. Статистические выводы (заключения) имеют вероятностный характер (а не достоверный), в них используются интервальные (а не точечные) оценки, что, прежде всего, объясняется отсутствием общих фундаментальных законов в гуманитарных науках (подобных законам Ньютона в механике), а также влиянием субъективного фактора на исследуемые процессы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: