double arrow

Категория – форма сознания в субъективных понятиях отношения человека к миру

Современное естествознание – это то, что мы ныне знаем о Природе и считаем существенным в системе наших познаний.

Естествознание – это единая наука о природе, о сущности бытия нашего в среде обитания человечества. Естествознание есть система познания, включающая в себя тесно связанные подсистемы знания физического, биологического, химического, психологического, исторического и социального. Естествознание – система.

Введение

Москва 2011

Концепции современного естествознания

Курбачев Ю. Ф.

(Конспект лекций)

Система – это совокупность элементов (частей, подсистем).Но совокупность будет системой при обязательном наличии нескольких признаков:

1. Наличие главной полезной функции. Функции систем, созданных человеком, в большинстве случаев очевидны.

2. Наличие устойчивой упорядоченной структуры. В состав структуры входят подсистемы – части, элементы, которые, в свою очередь, могут также быть структурированы.

3. Наличие внутрисистемных связей, то есть тех взаимодействий, которые объединяют набор элементов или подсистем в единое целое. Подсистемы и взаимосвязи образуют упорядоченную структуру системы.

4. Обязательное присутствие внешних связей со средой своего обитания. Все системы обмениваются с «внешней средой» информацией, энергией, веществом. Исключение пока что составляет лишь такая надсистема, как Вселенная.

5. Появление системного качества, иногда именуемого системным эффектом. Это тот положительный эффект, который возникает сверх обычной суммы качеств отдельных элементов.

Если анализируемая сущность содержит все признаки, перечисленные выше, то она может претендовать на звание системы. Преимущества системного подхода состоят в том, что мы можем, не теряя единства представления, досконально проанализировать каждый признак и выявить полноту системы. Затем мы можем установить, по каким признакам целесообразно совершенствовать систему.

Есть некоторые положения, общие не только для множества различных наук, но действенные и в сфере субъективного опыта. Эти общие положения составляют систему принципов, категорий и концепций.

Принцип – концентрированное выражение необходимости или законов явлений. Первый неотъемлемый признак принципа – его объективность. Второй признак – универсальность.

Оперируя с системой принципов и категорий, мы фактически объединяем «субъективное» и «объективное», проводим своего рода «вненаучный синтез научных знаний», создавая основы концептуального подхода.

Согласно словарям, латинский термин «conceptio» переводится в русской научной литературе как «понимание», «система».

Применительно к естествознанию концепция есть понимание и результат нашего осознания объективных законов, действующих в Природе.

Концепцию естествознания можно разделить на концепции мировоззрения и концепции научного познания. Мировоззренческие концепции по определению дедуктивны – они отражают наиболее общие представления о существовании мира. Концепции научного познания отражают только одну грань в нашем восприятии мира – рационализм в познании. Мировоззренческих концепций известно всего две: концепция стационарности и концепция эволюционизма.

Концепция стационарности известна также как парадигма «абсолюта». Абсолют (absolutes – безусловный) означает вечную и неизменную сущность.

В естествознании концепция стационарности трактуется прежде всего, как независимости от времени к системе форм изменяющегося слова, конструкция.

В рамках этой концепции мир и его компоненты представляются вечными и по сущности своей неизменными.

Основоположником концепции стационарности как способа и результата познания является Исаак Ньютон. Он же создал и язык для описания стационарного и непрерывного мира – дифференциальное и интегральное исчисление.

Согласно эволюционной концепции любая система проходит свой путь развития, неся в себе память обо всех событиях своей жизни и жизни своих истоков. Время здесь рассматривается как рождение, развитие и исчезновение.


Сейчас читают про: