Виды планирования. В отечественной экономической литературе и хозяйственной практике всегда было принято выделять два основных вида планирования: технико-экономическое и

В отечественной экономической литературе и хозяйственной практике всегда было принято выделять два основных вида планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку системы показателей развития техники и экономики предприятия. В ходе такого планирования обосновываются оптимальные объемы производства, выбираются необходимые производственные ресурсы, устанавливаются рациональные нормы их использования и определяются конечные финансово-экономические показатели функционирования.

Оперативно-производственное планирование предполагает последующую детализацию технико-экономических планов предприятия. Оно предусматривает установление текущих производственных заданий различным структурным подразделениям и корректировку плановых заданий в процессе производства.

Расширение свободы субъектов хозяйствования в плановой деятельности и накопленный отечественный и зарубежный опыт в области теории планирования позволяют дополнить существующую классификацию видов планов по ряду признаков:

1) По содержанию планов следует выделять:

а) организационно-технологическое планирование,

б) социально-трудовое планирование,

в) снабженческо-сбытобое планирование,

г) финансово-инвестиционное планирование,

д) бизнес-планирование и др.

Каждый из этих планов предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты.

2) По уровню управления в зависимости от структуры предприятия принято различать:

а) фирменное,

б) корпоративное,

в) заводское и др. планирование.

3) По методам обоснования в современном производстве:

а) рыночное планирование основывается на взаимодействии спроса и предложения и цен на производимые товары и услуги;

б) индикативное планирование представляет собой государственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей;

в) директивное (централизованное) планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры, сроков поставки товаров и др.

4) По времени действия планирование бывает:

а) краткосрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 3 лет;

б) среднесрочное планирование охватывает промежуток от 3 до 5 лет;

в) долгосрочное планирование (5 -10 лет).

5) По сфере применения планирование подразделяется:

а) межцеховое,

б) внутрицеховое,

в) бригадное,

г) индивидуальное.

6) По стадиям разработки планирование бывает:

а) предварительное,

б) окончательное. На первом этапе обычно разрабатываются проекты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают силу закона.

7) По степени точности планирование может быть:

а) укрупненным,

б) уточненным. Точность планов зависит от применяемых исходных материалов, сроков планирования, используемых методов, профессиональной подготовки и производственного опыта соответствующего персонала.

8) По точности целей, учитываемых в планировании, оно может быть:

а) Оперативное планирование представляет собой выбор средств для решения задач, которые определены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия (распределение продукции по объему, номенклатуре, сро­кам и т. д.). Такое планирование обычно является краткосрочным.

б) Тактическое планирование предполагает обоснование задач и средств, необходимых для достижения стратегических целей (например, завоевание лидирующего положения на рынке и т. п.). Тактическое планирование может охватывать краткосрочный и среднесрочный периоды.

в) Стратегическое планирование ориентировано на разработку общей стратегии предприятия и установление его основных целей, управление стратегически важными факторами деятельности, определение маркетинговой стратегии на рынке отдельных товаров, выявление стратегических перспектив финансирования капиталовложений и т. д. Продолжительность планового периода, который охватывает стратегическое планирование, как правило, 10-15 лет. Выбор такой длительности обусловлен тем, что за этот период обычно происходят кардинальные изменения в науке и технике, сменяемость основных фондов, обращение вкусов потребителей в сторону новых видов продукции и услуг и т. д.

г) Нормативное планирование предусматривает обоснованный выбор средств, задач и целей предприятия и не имеет установленных временных границ. Оно распространяется на все внутренние и внешние взаимоотношения, включая связи между предприятием и его окружением, на которое оно не оказывает влияния, но которое само на него воздействует.

Все эти виды планирования позволяют комплексно учитывать внутренние и внешние изменения в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, создавая предпосылки для повышения уровня его экономического потенциала, и лежат в основе плана социально-экономического развития предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: