Исследование рынка услуг связи и прогнозирование спроса

ТЕМА 13 ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА УСЛУГ СВЯЗИ

В условиях рыночной экономики эффективная работа предприятий не возможна без ориентации на максимальное удовлетворение спроса на создаваемую продукцию и услуги. Поэтому одним из важнейших аспектов деятельности предприятий становится исследование рынка услуг связи, главная цепь которого состоит в оценке существующей ситуации (конъюнктуры), сложившейся на рынке, и разработке прогноза его развития на перспективу.

Под рынком услуг связи в общем случае понимается совокупность экономических отношений по поводу производства и потребления услуг, а также механизм взаимодействия между производителями услуг и их потребителями, основанный на отношении спроса и предложения.

Рынок услуг связи делится на следующие рынки в зависимости от классификационного признака:

1) В зависимости от подотраслевого и товарного признаков рынки услуг связи делятся:

а) рынок электросвязи:

- рынок местной телефонной связи;

- рынок телеграфной связи;

- рынок междугородной связи и др.;

б) рынок радиосвязи, радиовещания и телевидения;

в) рынок почтовой связи;

2) По географическим границам:

а) международные;

б) региональные;

в) местные;

3) По составу производителей услуг связи:

а) государственные;

б) совместные;

в) частные;

4) По составу потребителей:

а) физические лица (население и субъекты предпринимательской деятельности);

б) юридические лица (государственные учреждения, коммерческие и некоммерческие организации).

Независимо от отнесения конкретного рынка услуг связи к какой-либо из вышеперечисленных классификационных групп, основополагающими категориями каждого из них являются спрос и предложение.

Спрос на услуги связи - это готовность пользователей оплатить определенное число услуг конкретного вида с учетом действующих тарифов. Предложение услуг связи - это число услуг определенного вида и качества, которое предприятие может предоставить пользователям исходя из своих производственных возможностей. Соотношение между спросом и предложением зависит от множества взаимозависимых факторов, которые определяют текущее состояние рынка услуг связи и формируют закономерности его развития.

Комплексное исследование рынка услуг связи - сложная экономическая проблема, решаемая в рамках маркетинговой деятельности предприятий. В основе ее решения лежит проведение специальных исследований, конкретные направления которых зависят от особенностей услуг, характера производства, сегмента пользователей и других факторов. Программа проведения исследования рынка услуг связи, как правило, включает следующие направления:

1) анализ общих характеристик рынка, определение его потенциальной емкости по отдельным видам традиционных и новых услуг;

2) изучение потребителей, их поведения на рынке и отношения к конкретным видам услуг;

3) анализ рыночной сегментации по различным признакам и сферам применения услуг;

4) оценка существующего и прогнозируемого спроса, изучение факторов, определяющих его величину;

5) анализ условий конкуренции и деятельности альтернативных операторов.

Комплексное исследование рынка требует значительных затрат времени и денежных средств, так как оно сопряжено со сбором и обработкой большого объема информации о состоянии внутренней и внешней среды, в которой предприятие осуществляет свою коммерческую деятельность.

Поэтому при исследовании рынка целесообразно определять приоритетные задачи и ставить конкретные вопросы, подлежащие изучению в первую очередь.

Общие направления изучения рынка услуг связи:

1) Анализ потребителей должен начинаться с сегментации рынка по сферам применения услуг, поскольку запросы и приверженность к конкретным услугам, так же как интенсивность пользования ими, существенно различается по группам абонентов. Мотивация поведения на рынке каждой из них дает возможность более точно определить требуемый объем производства традиционных и новых услуг, их номенклатуру и качество. В зависимости от этого должны планироваться производственные ресурсы, оптимизироваться схемы организации связи, формироваться система ценообразования и механизм хозяйствования.

2) Изучение услуг подразумевает оценку соответствия их потребительских свойств требованиям, предъявляемым клиентами, как к традиционным, так и вновь вводимым на рынок услугам. Эти данные необходимы для проведения работ по улучшению качества услуг и качества обслуживания с целью активизации спроса, а также своевременному определению требуемых технико-технологических и организационных изменений и необходимых для этого ресурсов.

3) Исследование спроса должно начинаться с определения текущего потребления услуг связи, его динамики и тенденций. Наиболее существенная роль в этой проблеме принадлежит выявлению объективных и субъективных факторов, влияющих на уровень и динамику потребления конкретных услуг. Особо важное значение принадлежит факторам субъективного характера, поскольку воздействие на них со стороны предприятия создает основу для активизации спроса в прогнозируемом периоде.

4) Анализ конкуренции на рынке услуг связи обусловлен появлением телекоммуникационных компаний различных форм собственности, имеющих лицензии на операторскую деятельность и присоединенных к сети общего пользования.

Результаты исследования спроса дают необходимую информацию для оценки возможности предприятия по его удовлетворению и принятия решения о направлениях своего дальнейшего развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: