Сущность труда и его признаки

Рассмотрим более детально различные стороны трудовой деятельности человека, разнообразные признаки труда и его сущность с различных точек зрения.

Труд — это особая система, состоящая из трех компонентов: предметы труда, средства труда и люди как субъекты труда, пре­образующие в процессе труда предметы в продукты с помощью средств труда.

Средства труда — вещь или совокупность вещей, которые че­ловек помещает между собой и предметом труда, и которые слу­жат для него в качестве проводника воздействия на этот предмет в целях получения необходимых материальных благ.

К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место. На эффективность труда оказывает воздействие совокупность свойств и параметров средств труда, должным образом приспо­собленных к человеку или коллективу как субъекту труда. В слу­чае отсутствия соответствия психофизиологических характери­стик человека и параметров средств труда нарушается безопас­ный режим работы, повышается утомляемость работника и т. д. Параметры орудий труда зависят от достижений научно-технического прогресса, от финансовых возможностей предпри­ятия по приобретению новинок, от инвестиционной активности предприятия.

Рабочее место может быть индивидуальным или коллектив­ным, но в любом случае его размеры, сенсомоторные зоны должны соответствовать известным эргономическим нормати­вам. Большую роль играют методические рекомендации по ра­циональной организации рабочего места, оформленные в виде карт организации труда.

Под условиями труда понимается совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функцио­нальное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития и, прежде всего, на отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, техно­логии и организации производства.

Условия труда в широком смысле слова — это уровень тех­нического оснащения производства, характер технологических процессов, действующий режим труда и отдыха, социально-психологический климат в трудовом коллективе, эстетическая обстановка на производстве, а также условия труда в традици­онном их понимании, т. е. особенности и общее состояние про­изводственных помещений, санитарно-гигиеническая обстанов­ка, профессиональная опасность труда, наличие работ, выпол­няемых в неблагоприятных условиях.

Различают социально-экономические и производственные условия труда.

Социально-экономические условия труда включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возмож­ность его получения, возможность полноценного отдыха, условия быта и т. д.).

Производственные условия труда — это все элементы произ­водственной среды, которые воздействуют на работника в про­цессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.

В соответствии с классификацией НИИ труда все элементы, составляющие понятие условий труда, объединяются в четыре группы:

санитарно-гигиенические, в том числе микроклимат, природно-климатические условия, освещение и т. д. Они тес­но связаны с особенностями применяемой техники и тех­нологии, с организацией труда;

психофизиологические элементы, зависящие от особенно­стей трудового процесса и определяющиеся величиной за­трат нервной и мускульной энергии человека;

эстетические, формирующие у работника отношение к условиям труда, к производственной обстановке и влияющие на энергозатраты в процессе труда;

социально-психологические, в числе которых социально-психологический климат в коллективе, состояние дисцип­лины труда, стиль руководства, особенности стимулиро­вания труда.

Орудия труда, рабочее место и условия труда должны быть предметом интереса и исследований менеджеров, специалистов, т. к. от этого зависит успех фирмы, а также состояние (здоровье, квалификация, заинтересованность) работников.

Предмет труда — это вещество природы, вещь или комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовле­творения личных и производственных потребностей. Если они образуют материальную основу продукта, то называются основ­ными материалами, а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства, то — вспо­могательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, то изыскивается, добывается, обраба­тывается, формируется, т. е. материальные ресурсы, научные знания, человеческое общество и т. д.

В условиях научно-технического прогресса создаются новые, отсутствующие в природе материалы с заранее заданными свой­ствами. Кроме того, основой эффективности производства мо­жет служить снижение материалоемкости продукции.

Требования к предмету труда связаны не только с производ­ственно-техническими характеристиками материалов для недо­пущения брака, некачественной продукции, но и с необходимо­стью обеспечения безопасных условий труда для работников, с исключением негативных экологических последствий.

Субъектом труда может быть отдельный работник или кол­лектив. Поскольку средства труда и предметы труда создает че­ловек, он является основным компонентом труда как системы.

Огромная роль принадлежит социальным и индивидуально-психологическим особенностям трудового коллектива и его чле­нов. К числу социальных особенностей относятся потребности, мотивы, ценностные ориентации, цели и ожидания, межлично­стные отношения, в том числе формальные и неформальные, социально-психологический климат в коллективе, уровень про­фессиональной подготовленности и т. д.

Индивидуально-психологические особенности отдельных ра­ботников — это личные потребности, личные мотивы, уровень индивидуальной квалификации, конкретные профессиональные знания и умения, навыки, психологические и физиологические личностные качества. Эти индивидуальные особенности должны обязательно соотноситься с коллективными.

Происходящая в результате научно-технического прогресса автоматизация не подчинила человека технике, не отобрала у него активной роли в современном производстве. Цена работника в прямом и переносном смысле растет быстрее, нежели цена техники. Это объясняется тем, что темпы смены поколений техники сейчас опережают темпы смены поколений работников. Оборудование морально устаревает и заменяется новым, человек остается и должен обладать качествами, необходимыми для ос­воения нового поколения оборудования. Поэтому затраты на подготовку работника, в том числе на его образование, не толь­ко соизмеримы, но на процветающих фирмах западных стран превышают стоимость производственных фондов. Человек труда является богатством общества не только в социальном измере­нии, но и в экономическом. При этом возрастает необходимость адаптации человека и средств производства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: