double arrow

Инвестиционный потенциал тарифной политики

Хроническое недофинансирование жилищно-коммунального комплекса, сложное экономическое положение жилищно-коммунальных предприятий, высокая степень износа основных фондов, низкое качество предоставления жилищно-коммунальных услуг. недостаточная нормативно-методическая база для формирования рыночных экономические отношений, тормозят процессы развития конкурентной среды. привлечения частного бизнеса и инвестиций.

Одной из причин этой проблемы является недостаточный, несоответствующий объ­ективной потребности инвестиционный потенциал тарифов на жилищно-коммунальные услуги, что значительно снижает заинтересованность инвесторов во вложении средств как в за­мену изношенных фондов, так и в их развитие.

В настоящее время собственных источников средств финансирования капитальных вло­жений у предприятий ЖКК. не хватает, привлечение внешних источников инвестирования весьма проблематично, в том числе из-за отсутствия у инвесторов желания осуществлять вло­жения в отрасль с низкой рентабельностью. Повышение же рентабельности, в свою очередь, невозможно без наличия объемов финансирования. Таким образом, получается замкнутый круг: высокая рентабельность, как условие притока инвестиций с одной стороны, и привлечение инвестиций, как условие повышения рентабельности предприятий, — с другой.

Несмотря на значительные объемы финансирования, направляемые в инженерную ин­фраструктуру, уровень надежности инженерных коммуникаций в 2,5-3 раза ниже, чем в европейских странах, ресурсоснабжающие предприятия до сих пор получают значительные бюджетные дотации.

Обеспечить покрытие затрат на потребление жилищно-коммунальных услуг населению городской бюджет заведомо не в состоянии. Поэтому единственный путь снижения издержек в коммунальной сфере в нынешней экономической ситуации заключается в сокращении по­терь, жесткой экономии ресурсов и энергоносителей.

В процессе рыночных преобразований сложилась достаточно парадоксальная ситуация. Так, объекты коммунального хозяйства, оцениваемые по балансовой стоимости суммой по­рядка 70 млрд. руб., в действительности имеют значительно большую рыночную стоимость. Это подтверждается тем, что объем оказываемых услуг постоянно растет, и их сумма оказыва­ется практически равной половине остаточной стоимости основных фондов.

К началу 2003 г. степень износа основных фондов составила: по теплоснабжению — око­ло 50%, водоснабжению — 52%, электрическим сетям — 63%,, при этом преобладает износ инженерных сетей внутри -дворовых и домовых коммуникаций.

Несмотря на наличие правовой базы для формирования инвестиционной составляю­щей тарифа, фактически она не формируется или формируется в недостаточном объеме и не пополняется. Это привело к тому, что за счет средств коммунальных предприятий практиче­ски не производятся ремонт и замена изношенных основных фондов. Эти работы в основном выполняются в аварийном режиме, что в 3—5 раз увеличивает их стоимость и низкое качест­во. Недостаток финансовых средств для реабилитации основных фондов при одновременном их неэффективном использовании ведет к дальнейшему снижению надежности коммуналь­ных систем, росту аварийности.

Преобладание в структуре тарифа эксплуатационных затрат и недостаточная доля инвес­тиционных расходов вызвана рядом причин. Одной из них является установление регулиру­ющим органом норматива рентабельности, не имеющего содержательного обоснования и не учитывающего потребность предприятий ЖКК в инвестициях.

В настоящее время стоимость основных фондов коммунальных предприятий значитель­но отстает от рыночной стоимости (в 1,5-2 раза). Переоценка проводится нерегулярно (на не­которых предприятиях последняя переоценка была проведена в 1997—1998 гг.) и, как следствие, низка доля затрат на амортизацию, которая, как известно, является одним из основных источников воспроизводства основных фондов, реализации инвестиционных проектов и возврата кредитов на их осуществление.

В большинстве коммунальных предприятий не создаются ремонтные фонды, являющиеся важным источником замены изношенных фондов. Финансирование на ремонт, как правило, осуществляется на базе фактических затрат без необходимых технико-экономических обоснований. В то же время не использованная до конца года часть затрат на ремонт изымается у предприятия. Фактически большая часть средств, предназначенных на ремонт, используется на аварийно-восстановительные работы.

Общий уровень финансирования ЖКК за счет всех источников (доходов от реализации ус­луг, дотаций, целевых бюджетных выплат) составляет не более 70—80 % от потребности. Проис­ходит накапливание дебиторской задолженности. Бюджетное финансирование не превышает 30-50 % от утвержденной, как правило, заниженной потребности в этих средствах. Недостаток финансовых ресурсов отражается, в первую очередь, на снижении инвестиционных возможностей предприятий. Это ведет к дальнейшему недоремонту основных фондов, сниже­нию надежности работы систем жизнеобеспечения и качества обслуживания потребителей.

В этой связи необходимым является создание нормативного и финансово-экономического механизма, обеспечивающего гарантированный уровень надежности функционирования жилищно-коммунального хозяйства и качественного обслуживания потребителей. Эти цели подразумевают не только реабилитацию изношенных основных фондов и предотвращение нарастающей аварийности, но и замену морально устаревшего оборудования, совершенство­вание технологии, реализацию мероприятий по ресурсосбережению и др.

Таким образом, объективная обоснованность инвестиционной составляющей закрепляется обязательностью ее включения в тариф, то есть целевая цель - расширенное воспроиз­водство, обеспечивается механизмом реализации по привлечению необходимых средств. Та­кая задача решается быстрее, в том числе с учетом задействования административного ресур­са, нежели долговременное и проблематичное выстраивание инвестиционных механизмов. которые бы способствовали привлечению средств с рынков капитала.

Органы местного самоуправления участвуют в обеспечении обоснования величины эф­фективного использования инвестиционной составляющей, включаемой в тариф.

Основные виды тарифицируемых работ и услуг, характеристика отраслевой специфики деятельности предприятий ЖКХ

К перечню продукции, работ и услуг ресурсоснабжающих орга­низаций, которые тарифицируются установленным порядком, относятся услуги по водоснаб­жению и водоотведению, отоплению и горячему водоснабжению, газоснабжению, электроэнергетике. Тарифы устанавливаются на продукцию и услуги этих предприятий пример­но раз в два-три года. Конкретные сроки определения тарифов устанавливаются органами местного самоуправления и утверждаются постановлениями глав администрации муници­пальных образований. Их индексация осуществляется не чаще 1 раза в год в целях учета инфляции как на потребительском рынке, так и в целом по промышленности. Тарифное регу­лирование деятельности предприятий осуществляется также в виде установления предельных расценок на уборку, содержание и на отдельные виды работ по объектам:

1. Теплоэнергетики.

2. Газоснабжения.

3. Электроэнергетики.

4. Водоснабжения.

5. Инженерии ЖКХ — коллекторы.

6. Инженерии ЖКХ — очистные сооружения.

7. Инженерии ЖКХ — иные. Так, например, состав тарифицируемых работ и услуг включает:

— прием и транспортировку поверхностных, производственных (нормативно-чистых и нор­мативно-очищенных) сточных вод;

— эксплуатацию подземных коллекторов, газопроводов, силовых кабелей, кабелей связи, си­гнальных кабелей и иных объектов инженерии.

Ежегодно планируются и финансируются плановые и регламентные работы по подготов­ке к зимним условиям и отопительному сезону объектов муниципального образования.

Бюджетные средства выделяются, главным образом, на проведение реконструкции, капитального ремонта, создание инфраструктуры коммуникационных коллекторов. К особенностям осуществления инвестиционной деятельности можно отнести выполнение капитальных ремонтов на регулярной основе, включающих работы по:

— полному или частичному исправлению или восстановлению сооружений с ликвидацией дефектов, влияющих на их несущую способность и устойчивость;

— периодическому возмещению износа или замене отдельных элементов (с применением более усовершенствованных конструкций и долговечных материалов);

— улучшению эксплуатационных качеств сооружений и водоемов, обеспечению их пропускной способности и эффективной работы водоохранных объектов.

Возможность ведения инвестиционной деятельности в значительной степени обеспечивается выручкой от реализации тарифицируемых работ и услуг.

Вместе с тем предприятия и организации тепло- и водоснабжения являются крупнейшими получателями целевых бюджетных ассигнований, поскольку выручка от реализации услуг по теплоснабжению не может покрыть необходимых затрат на реновацию объектов. В этой связи при учете инвестиционных затрат в их деятельности потребуется значительный рост тарифов на их продукцию, работы и услуги. Это утверждение можно объяснить следующим образом. Платежи населения и других пользователей жилищно-коммунальных услуг должны покрывать (хотя бы частично) не только затраты, связанные с самой поставкой энерго-, водо- и других ресурсов, не только издержки по текущему содержанию соответствующих объектов ЖКК, но и расходы на их реновацию (расширенное воспроизводство). Более того, с учетом фактического состояния коммунальных сетей инвестиционную составляющую тарифов следует считать главенствующей. Если реально такая работа проводится и,следовательно, обеспечивается гарантированное предоставление ЖКУ в соответствии с нормативными требованиями, то повышение тарифов становится обоснованным и справедливым. Естественно, рост тарифов не должен превышать предельно-допустимой реальной платежеспособности населения.

Существует и другая сторона данного вопроса: органы местного самоуправления несут всю полноту ответственности за принимаемые решения по реновации, то есть за эффективность предлагаемых инвестиций. Это значит, что, например, приобретаемое оборудование должно в наибольшей степени соответствовать местным конкретным условиям эксплуатации (в частности — температурному режиму).

Определение нормативной величины расходов (тарифов) на содержание и ремонт жилищного фонда

Потребность в финансовых средствах при определении тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда определяется в расчете на 1м2 общей площади жилья.

Формирование тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда предполагает пред­варительный анализ эффективности фактических затрат на содержание и ремонт жилищного фонда и выполнения объемов данных работ за определенный период (как минимум год).

Полная нормативная себестоимость содержания и ремонта жилищного фонда определяется как сумма нормативных затрат на ремонт конструктивных элементов жилых здании, ре­монт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования, благоустройство и обес­печение санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий прочих прямых за­трат, общеэксплуатационных и внеэксплуатационных расходов. Затраты на проведение капи­тального ремонта жилищного фонда (ремонтный фонд) в данной работе не рассматривается.

Нормативная себестоимость калькуляционной единицы (кв.м общей площади жилья) оп­ределяется путем деления полной нормативной себестоимости на общую площадь жилья с учетом его классификации. Определение платежей за найм муниципального жилья Экономическое содержание платы за найм состоит в компенсации инвестиционных затрат собственника на строительство и реконструкцию жилищного фонда, используемого для предоставления гражданам по договору найма.

Средства, собранные в виде оплаты за найм жилых помещений, поступают в распоряжение их собственника. В переходный период реформирования системы финансирования жилищных услуг эти средства рекомендуется использовать для проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда.

Величина платы за найм учитывается при расчете жилищных субсидий. При этом применяется величина ставки платы за найм для жилищного фонда с характеристиками, признанными стандартами при расчете жилищных субсидий.

Определение базовой ставки за найм жилого помещения производится, исходя из определения отчислений на реновацию (полное восстановление) муниципального и государственного жилищного фонда и с учетом социально-экономической ситуации в муниципальном образовании.

А=(БiхВi)(12х100), (1)

где, А - средний размер ежемесячных отчислений на полное восстановление жилищного фонда по отдельным группам капитальности жилых зданий в расчете на 1 кв. м общей площади (в рублях);

Бi - балансовая восстановительная стоимость 1 кв. м общей площади в каждой группе жилых зданий по капитальности в действующих ценах (в рублях);

Вi - -норматив отчислений на полное восстановление по каждой группе капитальности (в %), численно равный соответствующей норме амортизационных отчислений, указанной в Постановлении СМ СССР №1072 от 22 октября 1990 г.

Экономическое содержание платы за найм состоит в компенсации инвестиционных затрат собственника на строительство и реконструкцию жилищного фонда, используемого для предоставления гражданам по договору найма.

Средства, собранные в виде оплаты за найм жилых помещений, поступают в распоряже­ние их собственника. В переходный период реформирования системы финансирования жи­лищных услуг эти средства рекомендуется использовать для проведения капитального ремон­та, реконструкции и модернизации жилищного фонда.

Величина платы за найм учитывается при расчете жилищных субсидий. При этом приме­няется величина ставки платы за найм для жилищного фонда с характеристиками, признан­ными стандартами при расчете жилищных субсидий.

Определение базовой ставки за найм жилого помещения производится, исходя из опре­деления отчислений на реновацию (полное восстановление) муниципального и государственного жилищного фонда и с учетом социально-экономической ситуации в муници ном образовании.

При расчете базовой ставки платы за найм жилого помещения рекомендуется использо­вать классификацию жилых зданий по группам и величины соответствующих норм амортиза­ционных отчислений, которые приведены в «Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР». Согласно Мето­дическим указаниям по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремок-жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание) муниципального и государственного жилищного фонда», утвержденные при­казом Госстроя России от 12.12.96 №17-152В каждой 1-ой группе зданий по капитальности определения размер отчислений на полное восстановление 1 кв. м общей площади жилогс здания в месяц по формуле:

А=(БiхВi)(12х100), (2)

где, А - средний размер ежемесячных отчислений на полное восстановление жилищного фонда по отдельным группам капитальности жилых зданий в расчете на 1 кв. м общ. площади (в рублях);

Бi - балансовая восстановительная стоимость 1 кв. м общей площади в каждой группе жилых зданий по капитальности в действующих ценах (в рублях);

Вi - норматив отчислений на полное восстановление по каждой группе капитальности %), численно равный соответствующей норме амортизационных отчислений, указанно в Постановлении СМ СССР №1072 от 22 октября 1990 г.

Средневзвешенный размер ежемесячных отчислений на полное восстановление 1 кв. м общей площади муниципального и государственного жилищного фонда (А) рассчитывается по формуле:

Аср = (А1*S1+ А2*S2+... An*Sn)/(S1 + S2 +…+Sn), (3)

где, А1, а2, Аn - средние размеры ежемесячных отчислений на полное восстановление жилых зданий по каждой группе капитальности;

S1, S2, Sn - общая площадь жилых зданий каждой группы капитальности. Базовая ставка платы за найм жилого помещения определяется, как:

Нб=Дн * Аср (4)

где, Дн -доля оплаты населением в необходимых отчислениях на полное восстановление 1 кв.м жилищного фонда.

Органы местного самоуправления могут устанавливать значение коэффициента Дн зависимости от конкретной социально-экономической ситуации и типа договора найма жилого помещения.

Для жилья, предоставляемого по договору социального найма возможным критерием при определении Дн может служить сопоставление базовой ставки платы за найм со средневзве­шенной величиной налога на недвижимое имущество собственников жилья. Такое сопостав­ление целесообразно в случае проведения в регионах политики поощрения населения к при­нятию решения о приватизации жилья.

Для жилья, предоставляемого в государственном и муниципальном жилищном фонде на иных, кроме социального найма, основаниях величина Дн может устанавливаться выше.

Каждое жилое помещение отличается собственным набором потребительских свойств, от которых зависит объем получаемых проживающими в нем жилищных услуг. Эти свойства от­ражаются в рыночной стоимости этих услуг. Однако на первом этапе введения платы за найм для упрощения процедуры дифференциации ставок платы за найм целесообразно предусмо­треть разбиение всего муниципального и жилищного фонда на ограниченное число групп. К каждой группе должны относиться жилые помещения с однородными потребительскими свойствами. При этом на первом этапе рекомендуется не усложнять процедуру с точки зрения учета характеристик отдельных жилых помещений, а ограничиться оценками местоположе­ния и свойствами жилого дома в целом. В этом случае ставки платы за найм будут дифферен­цироваться по выделенным группам, а внутри групп будут одинаковыми.

При выделении групп жилых домов с различными потребительскими свойствами реко­мендуется сначала определить примерное максимальное число устанавливаемых групп, учи­тывая увеличение трудозатрат на перерасчет ставок платы за найм из-за увеличения числа ус­тановленных групп.

Дифференциация ставок платы за найм производится по двум основным потребитель­ским свойствам:

1) потребительские свойства районов;

2) потребительские свойства домов.

В качестве альтернативного подхода к определению групп жилых домов можно рекомен­довать использовать в качестве дифференцирующих признаков некоторые интегральные па­раметры. Например, в ходе разработки зонирования города по стоимости земли информации о зонировании может служить интегральной характеристикой для оценки потребительских свойств района.

В качестве интегрального признака потребительских свойств дома можно использовать такой параметр как период постройки дома, который в достаточно точной степени отражает и материал стен, и степень износа, и планировку зданий и квартир.

В результате подготовки классификации и соотнесения с ней каждого конкретно жилого дома весь муниципальный и государственный жилищный фонд разбивается на определенное число групп, для которых и могут быть установлены различные ставки платы за найм.

Сбор платежей по оплате жилья, предоставляемого внаем, производится собственником жилья или организацией, уполномоченной выполнять эти функции. Поскольку в переходные период средства, получаемые от сборов платы за найм, рекомендуется использовать нг проведение капитального ремонта, реконструкцию и модернизацию жилищного фонда, собственник может перераспределить их между различными домами муниципального жилищного фонда в виду:

— разных ставок платы за найм;

— различных объемов требуемых работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: