Хроническое недофинансирование жилищно-коммунального комплекса, сложное экономическое положение жилищно-коммунальных предприятий, высокая степень износа основных фондов, низкое качество предоставления жилищно-коммунальных услуг. недостаточная нормативно-методическая база для формирования рыночных экономические отношений, тормозят процессы развития конкурентной среды. привлечения частного бизнеса и инвестиций.
Одной из причин этой проблемы является недостаточный, несоответствующий объективной потребности инвестиционный потенциал тарифов на жилищно-коммунальные услуги, что значительно снижает заинтересованность инвесторов во вложении средств как в замену изношенных фондов, так и в их развитие.
В настоящее время собственных источников средств финансирования капитальных вложений у предприятий ЖКК. не хватает, привлечение внешних источников инвестирования весьма проблематично, в том числе из-за отсутствия у инвесторов желания осуществлять вложения в отрасль с низкой рентабельностью. Повышение же рентабельности, в свою очередь, невозможно без наличия объемов финансирования. Таким образом, получается замкнутый круг: высокая рентабельность, как условие притока инвестиций с одной стороны, и привлечение инвестиций, как условие повышения рентабельности предприятий, — с другой.
|
|
Несмотря на значительные объемы финансирования, направляемые в инженерную инфраструктуру, уровень надежности инженерных коммуникаций в 2,5-3 раза ниже, чем в европейских странах, ресурсоснабжающие предприятия до сих пор получают значительные бюджетные дотации.
Обеспечить покрытие затрат на потребление жилищно-коммунальных услуг населению городской бюджет заведомо не в состоянии. Поэтому единственный путь снижения издержек в коммунальной сфере в нынешней экономической ситуации заключается в сокращении потерь, жесткой экономии ресурсов и энергоносителей.
В процессе рыночных преобразований сложилась достаточно парадоксальная ситуация. Так, объекты коммунального хозяйства, оцениваемые по балансовой стоимости суммой порядка 70 млрд. руб., в действительности имеют значительно большую рыночную стоимость. Это подтверждается тем, что объем оказываемых услуг постоянно растет, и их сумма оказывается практически равной половине остаточной стоимости основных фондов.
К началу 2003 г. степень износа основных фондов составила: по теплоснабжению — около 50%, водоснабжению — 52%, электрическим сетям — 63%,, при этом преобладает износ инженерных сетей внутри -дворовых и домовых коммуникаций.
Несмотря на наличие правовой базы для формирования инвестиционной составляющей тарифа, фактически она не формируется или формируется в недостаточном объеме и не пополняется. Это привело к тому, что за счет средств коммунальных предприятий практически не производятся ремонт и замена изношенных основных фондов. Эти работы в основном выполняются в аварийном режиме, что в 3—5 раз увеличивает их стоимость и низкое качество. Недостаток финансовых средств для реабилитации основных фондов при одновременном их неэффективном использовании ведет к дальнейшему снижению надежности коммунальных систем, росту аварийности.
|
|
Преобладание в структуре тарифа эксплуатационных затрат и недостаточная доля инвестиционных расходов вызвана рядом причин. Одной из них является установление регулирующим органом норматива рентабельности, не имеющего содержательного обоснования и не учитывающего потребность предприятий ЖКК в инвестициях.
В настоящее время стоимость основных фондов коммунальных предприятий значительно отстает от рыночной стоимости (в 1,5-2 раза). Переоценка проводится нерегулярно (на некоторых предприятиях последняя переоценка была проведена в 1997—1998 гг.) и, как следствие, низка доля затрат на амортизацию, которая, как известно, является одним из основных источников воспроизводства основных фондов, реализации инвестиционных проектов и возврата кредитов на их осуществление.
В большинстве коммунальных предприятий не создаются ремонтные фонды, являющиеся важным источником замены изношенных фондов. Финансирование на ремонт, как правило, осуществляется на базе фактических затрат без необходимых технико-экономических обоснований. В то же время не использованная до конца года часть затрат на ремонт изымается у предприятия. Фактически большая часть средств, предназначенных на ремонт, используется на аварийно-восстановительные работы.
Общий уровень финансирования ЖКК за счет всех источников (доходов от реализации услуг, дотаций, целевых бюджетных выплат) составляет не более 70—80 % от потребности. Происходит накапливание дебиторской задолженности. Бюджетное финансирование не превышает 30-50 % от утвержденной, как правило, заниженной потребности в этих средствах. Недостаток финансовых ресурсов отражается, в первую очередь, на снижении инвестиционных возможностей предприятий. Это ведет к дальнейшему недоремонту основных фондов, снижению надежности работы систем жизнеобеспечения и качества обслуживания потребителей.
В этой связи необходимым является создание нормативного и финансово-экономического механизма, обеспечивающего гарантированный уровень надежности функционирования жилищно-коммунального хозяйства и качественного обслуживания потребителей. Эти цели подразумевают не только реабилитацию изношенных основных фондов и предотвращение нарастающей аварийности, но и замену морально устаревшего оборудования, совершенствование технологии, реализацию мероприятий по ресурсосбережению и др.
Таким образом, объективная обоснованность инвестиционной составляющей закрепляется обязательностью ее включения в тариф, то есть целевая цель - расширенное воспроизводство, обеспечивается механизмом реализации по привлечению необходимых средств. Такая задача решается быстрее, в том числе с учетом задействования административного ресурса, нежели долговременное и проблематичное выстраивание инвестиционных механизмов. которые бы способствовали привлечению средств с рынков капитала.
Органы местного самоуправления участвуют в обеспечении обоснования величины эффективного использования инвестиционной составляющей, включаемой в тариф.
Основные виды тарифицируемых работ и услуг, характеристика отраслевой специфики деятельности предприятий ЖКХ
|
|
К перечню продукции, работ и услуг ресурсоснабжающих организаций, которые тарифицируются установленным порядком, относятся услуги по водоснабжению и водоотведению, отоплению и горячему водоснабжению, газоснабжению, электроэнергетике. Тарифы устанавливаются на продукцию и услуги этих предприятий примерно раз в два-три года. Конкретные сроки определения тарифов устанавливаются органами местного самоуправления и утверждаются постановлениями глав администрации муниципальных образований. Их индексация осуществляется не чаще 1 раза в год в целях учета инфляции как на потребительском рынке, так и в целом по промышленности. Тарифное регулирование деятельности предприятий осуществляется также в виде установления предельных расценок на уборку, содержание и на отдельные виды работ по объектам:
1. Теплоэнергетики.
2. Газоснабжения.
3. Электроэнергетики.
4. Водоснабжения.
5. Инженерии ЖКХ — коллекторы.
6. Инженерии ЖКХ — очистные сооружения.
7. Инженерии ЖКХ — иные. Так, например, состав тарифицируемых работ и услуг включает:
— прием и транспортировку поверхностных, производственных (нормативно-чистых и нормативно-очищенных) сточных вод;
— эксплуатацию подземных коллекторов, газопроводов, силовых кабелей, кабелей связи, сигнальных кабелей и иных объектов инженерии.
Ежегодно планируются и финансируются плановые и регламентные работы по подготовке к зимним условиям и отопительному сезону объектов муниципального образования.
Бюджетные средства выделяются, главным образом, на проведение реконструкции, капитального ремонта, создание инфраструктуры коммуникационных коллекторов. К особенностям осуществления инвестиционной деятельности можно отнести выполнение капитальных ремонтов на регулярной основе, включающих работы по:
— полному или частичному исправлению или восстановлению сооружений с ликвидацией дефектов, влияющих на их несущую способность и устойчивость;
— периодическому возмещению износа или замене отдельных элементов (с применением более усовершенствованных конструкций и долговечных материалов);
|
|
— улучшению эксплуатационных качеств сооружений и водоемов, обеспечению их пропускной способности и эффективной работы водоохранных объектов.
Возможность ведения инвестиционной деятельности в значительной степени обеспечивается выручкой от реализации тарифицируемых работ и услуг.
Вместе с тем предприятия и организации тепло- и водоснабжения являются крупнейшими получателями целевых бюджетных ассигнований, поскольку выручка от реализации услуг по теплоснабжению не может покрыть необходимых затрат на реновацию объектов. В этой связи при учете инвестиционных затрат в их деятельности потребуется значительный рост тарифов на их продукцию, работы и услуги. Это утверждение можно объяснить следующим образом. Платежи населения и других пользователей жилищно-коммунальных услуг должны покрывать (хотя бы частично) не только затраты, связанные с самой поставкой энерго-, водо- и других ресурсов, не только издержки по текущему содержанию соответствующих объектов ЖКК, но и расходы на их реновацию (расширенное воспроизводство). Более того, с учетом фактического состояния коммунальных сетей инвестиционную составляющую тарифов следует считать главенствующей. Если реально такая работа проводится и,следовательно, обеспечивается гарантированное предоставление ЖКУ в соответствии с нормативными требованиями, то повышение тарифов становится обоснованным и справедливым. Естественно, рост тарифов не должен превышать предельно-допустимой реальной платежеспособности населения.
Существует и другая сторона данного вопроса: органы местного самоуправления несут всю полноту ответственности за принимаемые решения по реновации, то есть за эффективность предлагаемых инвестиций. Это значит, что, например, приобретаемое оборудование должно в наибольшей степени соответствовать местным конкретным условиям эксплуатации (в частности — температурному режиму).
Определение нормативной величины расходов (тарифов) на содержание и ремонт жилищного фонда
Потребность в финансовых средствах при определении тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда определяется в расчете на 1м2 общей площади жилья.
Формирование тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда предполагает предварительный анализ эффективности фактических затрат на содержание и ремонт жилищного фонда и выполнения объемов данных работ за определенный период (как минимум год).
Полная нормативная себестоимость содержания и ремонта жилищного фонда определяется как сумма нормативных затрат на ремонт конструктивных элементов жилых здании, ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования, благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий прочих прямых затрат, общеэксплуатационных и внеэксплуатационных расходов. Затраты на проведение капитального ремонта жилищного фонда (ремонтный фонд) в данной работе не рассматривается.
Нормативная себестоимость калькуляционной единицы (кв.м общей площади жилья) определяется путем деления полной нормативной себестоимости на общую площадь жилья с учетом его классификации. Определение платежей за найм муниципального жилья Экономическое содержание платы за найм состоит в компенсации инвестиционных затрат собственника на строительство и реконструкцию жилищного фонда, используемого для предоставления гражданам по договору найма.
Средства, собранные в виде оплаты за найм жилых помещений, поступают в распоряжение их собственника. В переходный период реформирования системы финансирования жилищных услуг эти средства рекомендуется использовать для проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда.
Величина платы за найм учитывается при расчете жилищных субсидий. При этом применяется величина ставки платы за найм для жилищного фонда с характеристиками, признанными стандартами при расчете жилищных субсидий.
Определение базовой ставки за найм жилого помещения производится, исходя из определения отчислений на реновацию (полное восстановление) муниципального и государственного жилищного фонда и с учетом социально-экономической ситуации в муниципальном образовании.
А=(БiхВi)(12х100), (1)
где, А - средний размер ежемесячных отчислений на полное восстановление жилищного фонда по отдельным группам капитальности жилых зданий в расчете на 1 кв. м общей площади (в рублях);
Бi - балансовая восстановительная стоимость 1 кв. м общей площади в каждой группе жилых зданий по капитальности в действующих ценах (в рублях);
Вi - -норматив отчислений на полное восстановление по каждой группе капитальности (в %), численно равный соответствующей норме амортизационных отчислений, указанной в Постановлении СМ СССР №1072 от 22 октября 1990 г.
Экономическое содержание платы за найм состоит в компенсации инвестиционных затрат собственника на строительство и реконструкцию жилищного фонда, используемого для предоставления гражданам по договору найма.
Средства, собранные в виде оплаты за найм жилых помещений, поступают в распоряжение их собственника. В переходный период реформирования системы финансирования жилищных услуг эти средства рекомендуется использовать для проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда.
Величина платы за найм учитывается при расчете жилищных субсидий. При этом применяется величина ставки платы за найм для жилищного фонда с характеристиками, признанными стандартами при расчете жилищных субсидий.
Определение базовой ставки за найм жилого помещения производится, исходя из определения отчислений на реновацию (полное восстановление) муниципального и государственного жилищного фонда и с учетом социально-экономической ситуации в муници ном образовании.
При расчете базовой ставки платы за найм жилого помещения рекомендуется использовать классификацию жилых зданий по группам и величины соответствующих норм амортизационных отчислений, которые приведены в «Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР». Согласно Методическим указаниям по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремок-жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание) муниципального и государственного жилищного фонда», утвержденные приказом Госстроя России от 12.12.96 №17-152В каждой 1-ой группе зданий по капитальности определения размер отчислений на полное восстановление 1 кв. м общей площади жилогс здания в месяц по формуле:
А=(БiхВi)(12х100), (2)
где, А - средний размер ежемесячных отчислений на полное восстановление жилищного фонда по отдельным группам капитальности жилых зданий в расчете на 1 кв. м общ. площади (в рублях);
Бi - балансовая восстановительная стоимость 1 кв. м общей площади в каждой группе жилых зданий по капитальности в действующих ценах (в рублях);
Вi - норматив отчислений на полное восстановление по каждой группе капитальности %), численно равный соответствующей норме амортизационных отчислений, указанно в Постановлении СМ СССР №1072 от 22 октября 1990 г.
Средневзвешенный размер ежемесячных отчислений на полное восстановление 1 кв. м общей площади муниципального и государственного жилищного фонда (А) рассчитывается по формуле:
Аср = (А1*S1+ А2*S2+... An*Sn)/(S1 + S2 +…+Sn), (3)
где, А1, а2, Аn - средние размеры ежемесячных отчислений на полное восстановление жилых зданий по каждой группе капитальности;
S1, S2, Sn - общая площадь жилых зданий каждой группы капитальности. Базовая ставка платы за найм жилого помещения определяется, как:
Нб=Дн * Аср (4)
где, Дн -доля оплаты населением в необходимых отчислениях на полное восстановление 1 кв.м жилищного фонда.
Органы местного самоуправления могут устанавливать значение коэффициента Дн зависимости от конкретной социально-экономической ситуации и типа договора найма жилого помещения.
Для жилья, предоставляемого по договору социального найма возможным критерием при определении Дн может служить сопоставление базовой ставки платы за найм со средневзвешенной величиной налога на недвижимое имущество собственников жилья. Такое сопоставление целесообразно в случае проведения в регионах политики поощрения населения к принятию решения о приватизации жилья.
Для жилья, предоставляемого в государственном и муниципальном жилищном фонде на иных, кроме социального найма, основаниях величина Дн может устанавливаться выше.
Каждое жилое помещение отличается собственным набором потребительских свойств, от которых зависит объем получаемых проживающими в нем жилищных услуг. Эти свойства отражаются в рыночной стоимости этих услуг. Однако на первом этапе введения платы за найм для упрощения процедуры дифференциации ставок платы за найм целесообразно предусмотреть разбиение всего муниципального и жилищного фонда на ограниченное число групп. К каждой группе должны относиться жилые помещения с однородными потребительскими свойствами. При этом на первом этапе рекомендуется не усложнять процедуру с точки зрения учета характеристик отдельных жилых помещений, а ограничиться оценками местоположения и свойствами жилого дома в целом. В этом случае ставки платы за найм будут дифференцироваться по выделенным группам, а внутри групп будут одинаковыми.
При выделении групп жилых домов с различными потребительскими свойствами рекомендуется сначала определить примерное максимальное число устанавливаемых групп, учитывая увеличение трудозатрат на перерасчет ставок платы за найм из-за увеличения числа установленных групп.
Дифференциация ставок платы за найм производится по двум основным потребительским свойствам:
1) потребительские свойства районов;
2) потребительские свойства домов.
В качестве альтернативного подхода к определению групп жилых домов можно рекомендовать использовать в качестве дифференцирующих признаков некоторые интегральные параметры. Например, в ходе разработки зонирования города по стоимости земли информации о зонировании может служить интегральной характеристикой для оценки потребительских свойств района.
В качестве интегрального признака потребительских свойств дома можно использовать такой параметр как период постройки дома, который в достаточно точной степени отражает и материал стен, и степень износа, и планировку зданий и квартир.
В результате подготовки классификации и соотнесения с ней каждого конкретно жилого дома весь муниципальный и государственный жилищный фонд разбивается на определенное число групп, для которых и могут быть установлены различные ставки платы за найм.
Сбор платежей по оплате жилья, предоставляемого внаем, производится собственником жилья или организацией, уполномоченной выполнять эти функции. Поскольку в переходные период средства, получаемые от сборов платы за найм, рекомендуется использовать нг проведение капитального ремонта, реконструкцию и модернизацию жилищного фонда, собственник может перераспределить их между различными домами муниципального жилищного фонда в виду:
— разных ставок платы за найм;
— различных объемов требуемых работ.