double arrow

Особенности осуществления и регулирования инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность - это процесс аккумуляции и вложения инвестиционных ресурсов с целью приумножения имеющихся совокупных городских активов.

Инвестиционные ресурсы - совокупность материальных (природных, сырьевых, материально-технических, информационных, трудовых, финансовых ресурсов) и нематериальных (прав, лицензий, технологий, навыков, опыта, уменья и др.) активов, предназначенных для использования в инвестиционных проектах.

Обратим внимание на то, что в отличие от бытового понимания инвестиционных ресур­сов, как денежных средств, на практике инвестиции выступают в разнообразных формах: в ценных бумагах, правах, оборудовании, сырье, услугах и др., а также в различных сочетаниях:

с полным или частичным денежным покрытием, с переуступкой прав и отсрочкой платежей. с безвозмездной передачей имущества или арендой с выкупом и многих других комбинациях. От того, насколько умело используются возможности и формы участия города в инвестици­онной деятельности, зависит ее успех.

Городские активы - совокупность принадлежащих различным собственникам локализо­ванных на конкретной территории материальных активов, выступающих как единство произ­водственных, в т. ч. трудовых, жилищных, инфраструктурных и финансовых фондов и нема­териальных активов, выраженных в имидже города, его кредитном рейтинге и авторитете. уровне интеллектуального развития, образования и профессиональной подготовки населе­ния, созданном инновационном заделе, степени правового и институционального развития. потребительской активности, состоянии общественного мнения, характере ожиданий биз­нес-среды, граждан и пр.

Новый взгляд на городские активы, как на совокупный (принадлежащий городу, органи­зациям и предприятиям, гражданам, общественным организациям и др.) земельно-имущест­венный, комплекс позволяет сориентировать инвестиционную деятельность на реальные яс­но понимаемые всеми представителями городской среды цели.

В широком смысле основная цель инвестиционной деятельности определяется как созда­ние в масштабах города благоприятных условий для развития городской общественной сре­ды. То есть инвестиционная деятельность города осуществляется в конечном счете для фор­мирования и наполнения источников наиболее полного удовлетворения постоянно растущих производственных, общественных и личных потребностей горожан. Их приоритет фикси­руется в Программах развития городов, одобряется и утверждается избранными населением органами местного самоуправления.

Количественно основная цель выражается в максимизации полученного в результате ин­вестиционной деятельности прироста стоимости принадлежащих на правах собственности ликвидных городских активов. То есть, подобная трактовка не исключает, а предполагает главенство социальных приоритетов, поскольку любое повышение уровня качества среды жизнедеятельности однозначно связано с соответствующим приростом стоимости тех объектов, которые в своей совокупности формируют это качество.

На практике основная цель уточняется с учетом:

— ликвидации угроз безопасности и аварийности жизнедеятельности;

— смягчения противоречий экономических интересов и социального неравенства (восстановление и утверждение принципов справедливости);

— повышения деловой и социальной активности;

— обновления архитектурного облика города, повышение комфорта проживания в нем, улучшения качества жилой недвижимости и др.

Успех достижим при условии:

обеспечения единства объективных интересов всех представителей городской среды. Единство — не означает равенства. Оно означает единое понимание принципов: чем богаче город, тем комфортнее и безопаснее жизнедеятельность; чем богаче горожане, тем защищенное малоимущие слои; чем интенсивнее производственное и личное накопление, тем масштабнее задачи дальнейшего развития и др;

согласования целей, форм и методов деятельности участников инвестиционной деятельности, имея в виду, что коммерческие цели труднодостижимы административными методами, что без конкуренции волевым порядком снизить потребительские цены невозможно, что в отсутствии мер поддержки и стимулирования не следует ожидать взрыва деловой активности и пр.;

приведения практических действий в соответствие с объективно имеющимися возможностями, то есть при наиболее полном использовании инвестиционного потенциала города. Рассчитывать на чудеса — инвестиционные бумы и пр. бессмысленно без тщательной подготовки потенциала перемен.

Инвестиционный потенциал - объективно имеющаяся возможность реализации инвестиционных целей. Количественно измеряется суммой ликвидных городских активов, оцененных по рыночной стоимости, умноженных на коэффициент мультипликации.

Ликвидные активы - стоимостное выражение активов, имеющих платежеспособный спрос.

Мультипликатор - это коэффициент, выражающий соотношение между приростом до­хода и вызывающим этот прирост увеличением объема инвестиций. В нашем случае имеется в виду прирост доходов городского бюджета. При этом темп прироста доходов бюджета дол­жен опережать темп прироста инвестиций. В этом случае возникает социально-экономичес­кий резонанс или резонансная синхронизация усилий участников инвестиционного процес­са, лежащая в основе ускорения развития.

Инвестиционная привлекательность - состояние инвестиционного потенциала города, соответствующее пониманию инвесторов о допустимом уровне гарантированности успешно­го вложения инвестиционных ресурсов в городские инвестиционные проекты и программы.

Следует выделить 2 составляющих инвестиционной привлекательности:

— инвестиционный имидж города, как динамично развивающейся системы с продекларированными целями и принципами деятельности;

— правовое обеспечение инвестиционной деятельности.

К основным трудностям внедрения новых форм инвестирования в коммунальное хозяй­ство и инфраструктуру в Российской Федерации следует отнести:

— отсутствие целостной концепции развития, непонимание смысла и характера взаимоот­ношений администраций с частным капиталом. Как следствие — подозрительное отноше­ние партнеров друг к другу;

— недостаток частных инвесторов, желающих идти на риск;

— отсутствие юридической структуры, обеспечивающей предсказуемость и надежную юри­дическую защиту инвестора от изменения намерений администрации;

— некоторые специфические характеристики юридической среды в Российской Федерации.

Так, например, требование проведения тендера на все государственные продажи акти­вов затрудняет предварительное определение юридических издержек по таким операциям, доступность актива в которых еще не гарантирована:

— трудности определения реально предсказуемых денежных потоков, возникающих в ходе реализации муниципальных проектов и доступных частному инвестору;

— невозможность управления рисками. При этом необходимо наличие достаточного числа отдельных компонентов риска, которые можно обоснованно рассчитать на весь портфель и уверенность в том, что риск «наихудшего варианта» может быть рассчитан с достаточнойстепенью точности.

Если существует неопределенность, то она обычно отражается на динамике прибыли. В случае, если частный инвестор принимает такой риск, ему нужно за это заплатить. И на­оборот, поскольку риски выводятся из бюджета, то это имеет реальную ценность для бюдже­та, что оправдывает такие платежи.

Инвестор зачастую должен иметь возможность сформировать собственное мнение и принять объективное взвешенное решение относительно рисков, связанных с предоставле­нием услуг по проекту, тарифами, транспортными потоками и т. д. в зависимости от типа проекта. Инвестор, как правило, менее всего способен принять «юридические» риски, за­трагивающие его право на владение денежными потоками, на которые он рассчитывает для обслуживания долга.


Сейчас читают про: