Согласно Подпрограмме «Реформирование и модернизация ЖКК в РФ» основная цель тарифного регулирования цен на энергоресурсы жилищно-коммунального хозяйства — это создание условий привлечения частных инвестиций в предприятия городской и инженерно инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ от 08.05.2002 № 301 «Об утверждении Положения о предоставлении и расходовании субсидий из фонда реформирования региональных финансов» утверждены основные направления реформирования тарифной и ценовой политики. Такими направлениями являются:
1) установление уровня оплаты потребителями, в том числе населением и бюджетными учреждениями, топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг на основе экономически обоснованных нормативов;
2) сокращение и устранение перекрестного и бюджетного субсидирования тарифов;
3) создание предсказуемых условий формирования и исполнения бюджетов, координация и увязка цен и тарифов с бюджетной политикой, внедрение в бюджетный процесс тарифного плана, установление и соблюдение лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов и их экономия;
|
|
4) соблюдение федеральных стандартов себестоимости жилищно-коммунальных услуг и их оплаты населением;
5) отказ от регулирования цен, за исключением цен на продукцию и услуги, отвечающих объективным и законодательно установленным критериям региональных (локальных) монополий.
В целях выполнения Указа Президента Российской Федерации "О реформировании жилищно-коммунального хозяйства" от 28.04.97 г. N 425, а также руководствуясь положениями Концепции ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, утвержденной Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, Председателем Правительственной комиссии по реформированию ЖКХ от 29.01.99 г.:
1. Утвердить Положение о Федеральном центре ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации.
2. Возложить функции Федерального центра ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на государственное унитарное предприятие "Центр нормирования и информационных систем в ЖКХ"
Федеральный центр ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации (Центр) осуществляет свою деятельность в целях
выполнения Указа Президента Российской Федерации "О реформировании жилищно-коммунального хозяйства" от 28.04.97 г. N 425, а также руководствуясь положениями Концепции ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, утвержденной Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, Председателем Правительственной комиссии по реформированию ЖКХ от 29.01.99 г.
|
|
Источником финансирования Центра является хозяйственная деятельность, осуществляемая по договорам с юридическими лицами.
Основной целью деятельности Центра является совершенствование политики ценообразования с учетом соблюдения интересов всех участников процесса реформирования ЖКХ, одновременно с созданием условий для обновления с материальной базы отрасли - основных фондов и развития современной инженерной инфраструктуры, позволяющей предоставлять услуги в необходимом количестве и надлежащего качества.
Политика ценообразования и регулирования тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве является составной частью общей ценовой политики Российской Федерации в период становления рыночной экономики и реформирования отрасли.
Основными задачами деятельности Центра являются:
- обоснование уровня затрат, непроизводительных потерь и стоимости коммунальных услуг, четкий учет и справедливости цен и тарифов;
- формирование социально-экономических обоснованных цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, отражающие финансовые возможности и потребности поставщиков и потребителей ЖКУ;
- оптимизация и регулирование процесса ценообразования в ЖКХ;
- определение стоимости жилищно-коммунальных услуг на всех этапах их производства и поставки потребителю;
- поэтапный переход к введению единых (одинаковых) цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всех потребителей в пределах муниципального образования или субъекта Федерации;
- разработка отраслевой (федеральной, региональной и муниципальной) нормативной базы формирования и регулирования цен и тарифов на ЖКУ, разграничивающей полномочия каждого уровня управления;
- обеспечение гибкого вариантного подхода к вопросам цено- и тарифообразования с соблюдение необходимых функций в сфере регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги за соответствующими уровнями управления: федеральных, субъект Федерации, муниципальные образования, предприятия и организации ЖКХ;
- соблюдение основных принципов установления цен и тарифов на ЖКУ;
- деполитизация механизма утверждения цены на основе профессионального и доступного для операторов подхода к формированию стоимости ЖКУ;
- правовая регламентация процедуры представления, рассмотрения и утверждения цен и тарифов;
- определение интервала времени, в течение которого действуют установленные цены и тарифы;
- включение величины планово-расчетной прибыли, необходимой для осуществления расширенного воспроизводства и обновления основных фондов предприятий;
- обеспечение прозрачности расчетов тарифов для исключения повторного учета затрат;
- соблюдение принципа равноправия всех субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг в ходе рассмотрения и согласования цен и тарифов на услуги отрасли.
Функции Центра
Разработка и распространение по регионам России методологических подходов к определению стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Оказание организационно-методической помощи, координация решения проблем ценообразования на жилищно-коммунальные услуги на уровнях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Обеспечение субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления нормативно-методическими и справочными материалами в области ценообразования на жилищно-коммунальные услуги на договорной основе.
Распространение передового опыта и повышение квалификации руководителей и специалистов по ценообразованию на жилищно-коммунальные услуги путем обмена опытом, организации семинаров, совещания и т.д.
|
|
Мониторинг и анализ динамики изменения цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги по регионам Российской Федерации.
Организация разработки федеральных, отраслевых и региональных норм и нормативов, включаемых в себестоимость жилищно-коммунальных услуг.
Оказание организационной и методической помощи субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в разработке нормативно-методической базы по ценообразованию.
Подготовка к изданию нормативно-методических материалов, справочно-информационных сборников по проблемам ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве.