Тарифы и тарифная политика (основные положения)
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства невозможно без радикального изменения тарифной политики в отрасли. Поскольку система тарифного регулирования взаимоотношений поставщик - потребитель ЖКУ все еще находится в стадии становления, её правовое обеспечение не учитывает изменений в гражданском законодательстве.
Правовые проблемы применения тарифов на ЖКУ
До 6 мая 2003 г. законодательством было предусмотрено три вида обязательных платежей для собственников и нанимателей жилых помещений:
— плата за наем (ст. 671 ГК РФ) -для нанимателя и налог на недвижимость или на имущество организаций (ст. 14 ПК РФ), налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ) — для собственников жилых помещений;
— плата за пользование жилым помещением (ст. 55 ЖК РСФСР);
— плата за коммунальные услуги (ст. 57 ЖК РСФСР).
Федеральным законом от 06.05.03 № 52-ФЗ»0 внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации»0б основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг было добавлено еще 4 вида платежей для населения:
— плата за жилое помещение;
— плата за содержание;
— плата за ремонт жилья;
— плата за жилье.
Но при этом не отменена плата за пользование жилым помещением. Сложилась ситуация, когда формально существуют 7 обязательных платежей за жилье и коммунальные услуги, причем по существу одни платежи являются составными частями других, например плата за пользование жилым помещением включает плату за содержание и плату за ремонт жилья.
Терминологическая путаница заложена в самом законодательстве. В части 5 ст. 1 Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики» (далее — Основы) в определении договора социального найма используется термин»плата за жилое помещение», а далее по тексту применяется термин «оплата жилья». Использование нового термина «плата за жилое помещение», видимо, можно объяснить только технической ошибкой законодателя. Плата за пользование жилым помещением и плата за жилье очень близки по смыслу, но равнозначными понятиями не являются, поскольку в состав платы за пользование жилым помещением входят такие платежи, как вывоз бытовых отходов, капитальный ремонт жилого помещения, а в плате за жилье они не предусмотрены.
В соответствии с Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг ЖКХ (Постановление Госстроя России от 23.02.99 № 9), затраты на капитальный ремонт жилищного фонда входят в состав жилищных услуг, следовательно, платежи населения должны соразмерно своей доле покрывать эти затраты. Другими словами, «оплата за пользование жилым помещением (квартплата)» включает платеж за капитальный ремонт жилищного фонда. Постановление Правительства РФ от 02.08.99 № 887 устанавливает, что «структура платежей граждан... включает плату:
— за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;
— за капитальный ремонт жилищного фонда;
— за наем жилья (для нанимателей).
Кроме того, граждане оплачивают коммунальные услуги.
В то же время Основами плата за капитальный ремонт жилищного фонда в составе обязательных платежей населения не предусмотрена, т. е. предполагается, что собственники жилищного фонда (для муниципального жилищного фонда это местная администрация) самостоятельно определяют размер и порядок оплаты капитального ремонта.
Но если плата за капитальный ремонт жилища будет выведена из структуры платежей граждан, то необходимо предусмотреть новый механизм формирования фонда финансирования ремонтных работ, причем отчисления в него должны быть обязательными для собственника жилого помещения. Капитальный ремонт жилищного фонда — дорогостоящее мероприятие и без стабильных долгосрочных накоплений денежных средств невозможное. Нецелевое использование средств, предназначенных для капитального ремонта, должно быть запрещено законом, в противном случае в угоду сиюминутным интересам собственников или управляющих компаний износ жилых зданий по сравнению с нормативным увеличится в несколько раз. Данное ограничение становится актуальным в связи с тем, что контроль со стороны бюджета за целевым использованием средств ослабевает по мере сокращения бюджетного финансирования жилищно-коммунальных услуг, а после перехода на 100%-ную оплату ЖКУ населением, при наличии множества мелких компаний, управляющих жилищным фондом, правовых оснований для осуществления такого контроля просто не будет.
Жилищное законодательство призвано регулировать жилищные правоотношения между потребителем и поставщиком ЖКУ, а рассматриваемые нормы ст. 1 Основ жилищные правоотношения не регулируют. Они содержат экономические категории (плата за содержание жилья, плата за ремонт жилья), обычно используемые в отчетах при анализе деятельности предприятия или отрасли. По отдельно взятой квартире такой анализ с отнесением фактических издержек на содержание или на ремонт жилья выполнить невозможно, а гражданину и поставщику ЖКУ гораздо важнее иметь начисление оплаты по отдельным видам услуг (холодное водоснабжение, газо-, теплоснабжение и др.), поскольку предметом договора между ними является оказание конкретной услуги
Отсутствие четкой структуры платежей населения за ЖКУ, отражающей фактические договорные отношения «поставщик — потребитель», порождает серьезные проблемы при расчетах. Несомненно, что при расчетах платы за ЖКУ, необходимо опираться на нормативные документы, а не на интуицию специалиста. С учетом требований сегодняшнего дня и перспективы реформирования ЖКХ целесообразнее было бы закладывать в расчет взимание платы за каждый вид ЖКУ, что не соответствует действующему законодательству и ставит под сомнение законность таких расчетов. В то же время применение предусмотренных законом 7 видов платежей невозможно, так как 5 из них не имеют никакого отношения к взаиморасчетам между поставщиками услуг и населением.
Практически сложилось и повсеместно применяется начисление платы за ЖКУ по видам предоставляемых услуг. Но в связи с тем, что закон не предусматривает взимания платы по видам ЖКУ, наиболее распространена практика единого платежа с последующим его расщеплением по поставщикам и видам услуг.
Частью 3 ст. 15 Основ предусматривается установление Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления порядка оплаты жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах, тогда как в частном жилищном фонде установление такого порядка не предусматривается. Следовательно, в жилых помещениях, принадлежащих физическим и юридическим лицам может быть принят иной порядок оплаты жилья, чем в многоквартирном жилом доме для муниципальных и государственных квартир. Иными словами, закон ставит объем прав граждан по пользованию жилым помещением в зависимость от формы собственности на жилые помещения. Кроме того, поставщик жилищных услуг может выставить потребителям, проживающим в жилых помещениях и находящимся в частной собственности, условия, отличные от условий для потребителей услуг в муниципальном жилье, что противоречит части 2 ст. 8 Конституции РФ. где сказано, что»в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная государственная, муниципальная и иные формы собственности».
Положение еще больше усугубляется тем обстоятельством, что повсеместно существует симбиоз муниципального и частного жилья — приватизированные квартиры в муниципальных жилых домах, при этом даже 100% приватизация квартир не означает перевод в частную собственность жилого дома в целом (если не образовано ТСЖ).
Порядок оплаты ЖКУ и структура затрат на их производство
Серьезной проблемой является то, что тарифы на ЖКУ не подразделяются на постоянную, не зависящую от количества потребления услуг (содержание сетей и др. объектов инфраструктуры), и переменную, находящуюся в прямой зависимости от этой части (электроэнергия, расходные материалы и др. ресурсы). В связи с тем, что тарифы целиком являются переменными, при применении примеров учета, при перерасчетах за предоставленные ЖКУ у поставщика снимаются с финансирования денежные суммы, неадекватные стоимости сэкономленных им ресурсов. Остаются не обеспеченные финансированием значительные объемы обязательных регламентных работ по содержанию и техническому обслуживанию объектов инфраструктуры.
Так, при 100% переменном тарифе энергосбережение у потребителя невыгодно производителю тепла как из-за уменьшения объема продаж, так и из-за сохранения на прежнем уровне постоянных затрат, плату за которые он перестает получать. В этом случае для решения локальных задач теплоэнергетики, таких, как экономия топлива, сохранение контингента потребителей тепла, предлагается использовать комбинированные тарифы (с выделением постоянной и переменной частей).
Государственная тарифная политика в области цен на услуги естественных монополистов, каковыми являются поставщики коммунальных услуг (тепло-, газо-, водоснабжение и др.), оказывает огромное влияние на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов Тарифы на ЖКУ, действующие в настоящее время, не учитывают условия проведения реформы ЖКХ. Более того, фактически существуют двойные стандарты при тарификации услуг в зависимости от формы собственности поставщика услуг. Подтверждением этому служит возникновение многочисленных автономных котельных установок, причем их внедрение поощряется на самом высоком уровне. Активно рекламируются их экономичность. эффективность, но при этом не учитывается, что в тарифы на их услуги не включены затраты на резервирование источников электроснабжения, тепла, запасов топлива. Без выполнения этих обязательных требований органы Госгортехнадзора, Юсэнергонадзоргу не согласовали бы пуск в эксплуатацию ни одной муниципальной котельной. Конечно, локальной котельной на каждом доме в жилом микрорайоне города невозможно иметь свой фидер для электроснабжения, водопровод, индивидуальный склад резервного топлива (мазута), можнс не предусматривать и резервный источник теплоснабжения. Но в этом случае тариф на производство тепла должен включать обязательные отчисления предприятиям, обеспечивающим безопасность жизнедеятельности данного домовладения.
Отсутствие гибкой тарифной политики в ЖКК явилось одной из причин того, что ресур-сосберегающие технологии оказались невостребованными поставщиками ЖКУ и недоступными для потребителей этих услуг. При формировании государственной тарифной политики необходимо учитывать, что тарифы на производство, оказание жилищно-коммунальных услуг должны состоять из постоянной и переменной частей. Мнение о создании схемы структуры платежей за коммунальные услуги с включением в переменную часть тарифа только части затрат на топливо не отражает истинного соотношения постоянной и переменной частей затрат на производство коммунальных услуг. Целесообразно ввести понятие абонентской платы для потребителей ЖКУ, включив в ее состав затраты на содержание и ремонт наружных сетей, оборудования и сооружений таких объектов инфраструктуры, как котельные, водозаборы, очистные сооружения, станции химической очистки воды и т. п. Плата за услугу (переменная часть сегодняшнего тарифа на ЖКУ) должна включать ресурсы, затрачиваемые на производство и доставку услуги до потребителя, в т. ч. зарплату, электроэнергию, топливо, химические реактивы и другие расходные материалы.
Необоснованное уменьшение платы за услугу ослабляет у потребителя мотивацию к экономии. Подобного рода тезисы вызывают неоднозначную (а зачастую — однозначно отрицательную) реакцию населения. Однако совершенно очевидно, что без ликвидации представления о мнимой дешевизне ЖКУ, без определения их полной стоимости создание необходимых предпосылок к успешному реформированию ЖКХ невозможно в принципе. На день сегодняшний сложилось положение, немыслимое в любой экономически развитой стране: величина платы за многие конкретные виды ЖКУ никак не связана с объемом реального потребления. Если никого не удивляет наличие счетчиков электроэнергии, то точно так же не должно удивлять и наличие счетчиков по другим ЖКУ. Это должно стать обязательным требованием нормального функционирования ЖКХ, которое в равной степени обеспечивается и со стороны производителей ЖКУ, и со стороны потребителей.
Следует также учитывать, что, необоснованное занижение абонентской платы приводит к недофинансированию регламентных работ по содержанию и ремонту объектов инфраструктуры в случае установки приборов учета и перерасчетов за непредоставленные услуги.
Абонентскую плату, приходящуюся на 1 м2 площади помещения, можно рассчитать, распределив затраты на содержание и ремонт объектов инфраструктуры, внутридомовых коммуникаций на всю площадь помещений, подключенных к данной сети или использующих ее в качестве резерва. При расчете абонентской платы целесообразно применять коэффициенты интенсивности использования коммуникаций, учитывающие назначение подсоединяемых зданий и помещений.
Следует предусматривать освобождение поставщика услуги от ответственности за жизнеобеспечение объекта, не вносящего абонентскую плату, в случае расторжения или отказа от заключения договора на возмездное оказание ЖКУ. Некоторые потребители вообще не должны иметь законной возможности отказаться от заключения такого договора, особенно в тех случаях, когда вопрос касается сохранности здания и безопасности людей (например, теплоснабжение жилого дома). Большинство коммуникаций, подходящих к жилым микрорайонам, строилось с целью обеспечения населения ЖКУ, и только с их помощью возможно надежное жизнеобеспечение населенных пунктов. Расчет экономического эффекта внедрения ресурсосберегающих технологий должен учитывать либо использование этих сетей в качестве резерва (абонентская плата), либо затраты на создание альтернативы такому резерву.
Сегодняшнее законодательство создает иногда сложные ситуации. Когда услуга не предоставлена по вине поставщика, уменьшение оплаты в объеме всего тарифа (абонентская плата + плата за услугу) представляется справедливым и не противоречит закону. Но при действующей в настоящее время схеме оплаты ЖКУ порядок перерасчета за непредоставленные услуги, выполняемый в объеме постоянного тарифа за весь период непредоставления услуги потребителю, по собственной инициативе не потребляющему услугу, вступает в противоречие с нормами гражданского законодательства Российской Федерации. В частности, при выполнении перерасчета платы за лифт в полном объеме в связи с временным отсутствием собственника жилого помещения и членов его семьи получается, что собственник жилого помещения освобождается от обязанности нести «бремя содержания принадлежащего ему имущества», возложенной на него ст. 210 ГК РФ, так как в плате за лифт львиную долю составляют затраты на его содержание и ремонт, не зависящие от количества перевезенных пассажиров. Очевидно, что в случае, когда потребитель не воспользовался услугой по собственной инициативе, оплата может быть уменьшена только на сумму затрат, не понесенных при работе лифта за время отсутствия человека. Это подтверждается частью 2 ст. 16 Федерального закона от 15.06.96 № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья», где сказано, что «неиспользование домовладельцем принадлежащих ему помещений либо отказ от пользования общим имуществом не являются основанием для освобождения домовладельца полностью или частично от участия в общих расходах на содержание и ремонт общего имущества..».
Недостатки тарифной политики в ЖКК могут привести и, к сожалению, уже приводят к негативным последствиям для экономики отрасли в целом. Если при плановой, директивной экономике все ее дефекты нивелировались безадресными государственными дотациями, то сегодня конкретный потребитель ЖКУ необоснованно платить деньги не будет.
Серьезной проблемой, возникшей на стыке формирования тарифов и финансирования потребителей ЖКУ, является практика применения, так называемых, усредненных тарифов по муниципальному образованию. Если для конкретного муниципального образования (города) такое усреднение является оправданным, то для района, в состав которого входят и города, и сельские поселения, «усреднение» тарифов совершенно незаконно, поскольку в данном случае администрация муниципального образования пытается решать проблемы финансирования менее эффективных (сельских) поставщиков услуг за счет городских жителей. что прямо нарушает конституционные права горожан. Имеется законный способ решения проблемы финансирования сельских поставщиков ЖКУ — через получение сельскими жителями жилищных субсидий (даже если в результате все сельские потребители ЖКУ станут клиентами отдела жилищных субсидий, поскольку себестоимость ЖКУ на селе выше в 1.5-2 раза, чем в городе).
Отсутствие перечня видов ЖКУ, попадающих под действие федеральных и региональных стандартов по оплате жилья и коммунальных услуг, позволяет неоднозначно толковать порядок применения стандартов.
В настоящее время нормы, устанавливающие порядок ценообразования, разобщены, содержатся в различных нормативных документах, поэтому их применение на практике весьма затруднено. Объединение таких норм в одном документе с отменой устаревших имело бы большое практическое значение.