Селективная специализация
Сегментированная специализация
Односегментная концентрация
Продуктово -рыночная стратегия (ПРС) (маркетинговая, товарная).
Разработка ПРС является отправной точкой в процессе стратегического планирования деятельности, т.е. именно с нее начинают формироваться другие функциональные стратегии.
ПРС включает 2 группы стратегий, дополняющих друг друга:
а) стратегия в отношении продукта – определяет способы успешного сбыта продукта на рынке и построены на принципе учета предприятием потребностей рынка в отношении качественных и стоимостных характеристик продукта.
б) стратегии в отношении рынка – характеризует политику предприятия по изменению доли СБЕ на рынке.
В процессе формирования ПРС можно выделить входные и выходные элементы.
Входные – те факторы, которые предшествуют процессу разработки.
Цели маркетинга → повышение объемов, доли → рыночная → товар
|
|
рынка, прибыли.
Внешняя среда → экономическая, политическая, → продукт → цена
социальная и технол. факторы
Маркетинговые конкурентные позиции предприятия продвижение
факторы → маркетинговые возможности и → стратегия→ товара
угрозы
В зависимости от метода выбора целевого рынка различают:
----- | ||
С1
С2
С3
С4
Т1 Т2 Т3
Т – товарС – сегменты рынка (группы потребителей) 2. Товарная дифференциация
---- | ||
---- | ||
---- | ||
---- |
С1
С2
С3
С4
Т1 Т2 Т3
---- | ---- | ---- |
С1
С2
С3
С4
Т1 Т2 Т3
---- | ||
---- | ||
---- |
С1
С2
С3
С4
Т1 Т2 Т3
---- | ---- | ---- |
---- | ---- | ---- |
---- | ---- | ---- |
---- | ---- | ---- |
С1
С2
С3
С4
Т1 Т2 Т3
Критерии сегментации рынка:
1. Сегменты, ориентированные на продажу предприятиям. Выделяют такие подходы:
- географические сегменты рынка (СР);
- фирменно демографические СР;
- отраслевые СР;
- технико-прикладные СР.
2. Сегменты, ориентированные на продажу индивидуальным потребителям:
- географические сегменты рынка;
- социально- демографические СР;
- сегменты рынка, ориентированные на особенности потребления или особый стиль покупок;
- СР, ориентированные на средство массовой коммуникации;
- СР, ориентированные на жизненный стиль.
3. Сегменты, определяемые выбранной рыночной стратегией:
- СР, определяемые продуктом;
- СР, ориентированные на цены;
- СР, ориентированные на качество;
- СР, определяемые стратегией сбыта.
Ограничения при формировании продуктивно- рыночной стратегии:
|
|
1) стратегические показатели общей стратегии предприятия – формирование продуктовой стратегии необходимо проводить после разработки корпоративной и конкурентной стратегии, которые устанавливают глобальные показатели деятельности.
2) ограничение со стороны потенциала предприятия.
3) стандарты функциональных, частных стратегии предприятий – их учет позволяет согласовать формируемую стратегию продукта с другими функциональными стратегиями предприятия. Например финансовая стратегия может задавать ограничения при формировании номенклатуры предприятия.
4) ограничения по уровню риска. Выделяют следующие уровни риска:
- минимальный;
- средний;
- максимальный риск.
Виды риска:
- риск недополученная необходимых собственных ресурсов (ценовой риск);
- риск перерасхода средств по проектам (производственный риск);
- риск недофинансирования бизнес - проектов (риск обрыва кредитной линии).
В условиях рынка возрастает значение обновления продукции и повышения её качества. 2. Технологическая стратегия
Технологическая стратегия (технология + НИОКР).
В основе её формирования:
- научно – технические прогнозы;
- возможность технических прорывов;
- анализ технико-технологического уровня отдельных производств и предприятий в целом.
Подсистемой стратегии НИОКР является инновационная стратегия. Различают следующие типы инновационной стратегии:
1. традиционная – повышение качества существующих продуктов на основе имеющейся базы. Результат: постепенное отставание в технико-технологическом и экономическом отношении.
2. оппортунистская – предприятие занято поисками продукта, который не требует больших затрат на НИОКР, но с которым оно в течении определенного времени сможет единолично присутствовать на рынке. Предполагает глубокое знание рыночной ситуации, высокий уровень технико-технологического развития и адаптационные способности, однако высока степень риска быстрой утраты монопольного положения. 3. имитационная – приобретение лицензии с минимальными затратами для собственных НИОКР. Успех возможен при условии высокой квалификации специалистов и постоянной поддержки достигнутого уровня. В противном случае утрата конкурентного преимущества.
4. оборонительная – цель не отставать от других в области технико-технологического развития, не претендуя на захват ведущих позиций характерна для небольших предприятий.
5. наступательная – цель: быть первым на рынке за счет высокого уровня инновационного процесса, квалифицированных кадров и других КП. Основывается не на отдельной разовой инновации, а на целой их серии в их непрерывном потоке.
Конкурентные стратегии по Портеру имеют также технологическую трактовку, так как предполагают стратегию лидера или последователя в стратегиях снижения затрат или дифференциации.
Модель сопоставляющая уровень технологий низкий или высокий и уровень освоения технологии на предприятии в той же градации имеет следующий вид:
|
уровень
освоения
технологии
1. стратегия сбора урожая.
2. стратегия продолжения использования существующей технологии.
3. стратегия улучшения освоения существующей технологии.
4. стратегия отказа от данных технологий или ликвидация технологического процесса.