Для формирования эффективной стратеги необходимо учитывать современные тенденции социально-экономического развития. Таких тенденций 2:
1. Переход от индустриальной к постиндустриальной стадии развития, бурное развитие информационных технологий.
Основная характеристика: изменение структуры воспроизводственных процессов как на макро-, так и на микроуровне.
На макроуровне – увеличение удельного веса услуг в ВВП (до 70-80% в развитых странах).
На микроуровне – все больший удельный вес в стоимости продукта занимают те виды деятельности, которые относятся не к стадии производства, а к стадии «обслуживание», а именно:
а) создание нового продукта, инжиниринг;
б) маркетинг, реклама, продвижение товара на рынок;
в) транспортировка, логистика;
г) финансы, информационные системы;
д) консультации, бухгалтерский учет, аудит.
2. Глобализация социально-экономических процессов
Глобализация – усложняющийся комплекс трансграничных взаимодействий между предприятиями, физическими лицами, институтами и рынками, проявляющихся через сочетание свободной, мировой торговли товарами и услугами, и свободного движения капитала и рабочей силы (общемировая тенденция к открытости и взаимозависимости).
|
|
Таким образом, условие конкуренции существенно изменились. Информация и знания становятся сегодня ресурсами развития и роста.
Специфические черты этих ресурсов (информация и знания):
- нематериальные потоки и запасы;
- в процессе использования увеличиваются;
- общественное благо;
- неограниченны;
- тиражируются с малыми затратами.
Знания – высшая форма существования информации, это информация, пропущенная через личность. Это – комбинация опыта, ценностей, эксперт оценок и информации.
В связи с этим можно выделить еще одну конкурентную стратегию «менеджмент знаний» - систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять.
Главная цель стратегии – создание новых и более мощных КП. Основная опасность – изменений технократический подход.
Управление знаний – это процесс, который обеспечивает синергию между технологическими и поведенческими аспектами. Например, корпоративная культура должна поощрять инновационную активность сотрудников, предусматривать систему вознаграждений за передачу знаний, но многих предприятиях вводят специальную должность «директор по знаниям».
Ключевыми характеристиками фирм-лидеров, обеспечивающих им данные конкурентные позиции являются:
- наличие своего сегмента на рынке, т.е. на масштаб, а уникальная специализация становится КП;
|
|
- забота о качестве;
- инновации;
- быстрота действий;
- малая величина предприятий, т.е. самостоятельность подразделений и филиалов крупнейших компаний, т.к. малая величина обеспечивает большую адаптивность, более высокую скорость реакции, более плотный поток нововведений, большую приверженность делу;
- партнерство во взаимоотношениях с контрагентами и потребителями. В новых условиях конкурентная стратегия все чаще строится на стратегических альянсах, в рамках которых стороны которых объединяются для защиты общих лидирующих позиций (стратегия соконкуренции).
- международная деятельность – т.е. интернационализация деятельности становится стратегическим выбором, обеспечивающим устойчивую конкурентоспособность.
- квалификация персонала.
Тема: Функциональные стратегии