Различают наступательные и оборонительные стратегии.
Наступательные стратегии:
1) атака сильных сторон конкурента. Основная задача – захват некоторой рыночной доли путем любой атаки конкурента.
2) атака слабых сторон конкурента – вероятность победы выше, чем в первом случае; в качестве цели для атаки могут выступать такие объекты как, географические ремонты, покупательские сегменты, качество имидж, продвижение товара.
3) одновременная атака по нескольким направлениям – в этом случае у конкурента рассеивается внимание, и он вынужден растрачивать ресурсы для защиты по многим направлениям (распыление сил).
4) партизанское наступление – исполняет принцип «ударил-отпустил», что в сочетании с тщательным выбора места и времени атаки позволяет даже слабому предприятию получить прибыль.
5) обходное наступление (маневрирование) – уход от прямой конфронтации, концентрация на различных инновациях, технологических достижения и раннем выходе на рынки.
6) упреждающие удары (работа на опережение) – создание КП с целью перемещения агрессора в лучшую конкурентную позицию. В качестве действий возможна: вертикальная интеграция с ключевыми поставщиками, заключение долгосрочных контрактов, расширение возможностей производства раньше, чем изменятся требование рынка, создание имиджа.
Оборонительные (защитные) стратегии:
1) блокировка направлений основных ударов агрессора.
Включает:
- расширение продуктов линии предприятия, блокируя вакантные ниши от потенциальных агрессоров;
- введение моделей или торговых марок, которые соответствуют характеристикам моделей конкурентов;
- установление более низких цен;
- патентование альтернативных технологий, защита ноу-хау;
- подписание эксклюзивных контрактов (соглашений) с поставщиками, дилерами, дистрибьюторами;
- создание затруднений конкурентам в привлечении покупателей;
- оспаривание продуктов конкурентов в суде.
2) угроза сильного ответного удара в случае агрессии
Включает:
- публичное объявление о соглашениях с другими предприятиями, работающими на данном рынке;
- распространение предварительной информации о новом продукте или технологическом переломном открытии с целью побудить агрессора отложить свои действия до выяснения достоверности сведений;
- угроза ценовой войны;
- создание образа сильного конкурента путем сильных ответных ударов на действия слабых конкурентов.
3) снижение стимула выгоды для агрессора
Включает:
- увеличение барьеров входа на рынок;
- манипуляция, создание иллюзий о средней или низкой доходности данной отрасли;- в качестве поддержки всех стратегий (и наступательная, и оборонительная) можно использовать следующие тактические приёмы: 1) маскировка или введение в заблуждение (ложная слабость, действия, цели, намерения, отсутствие агрессивных будущих действий). 2) предосторожность – уклонение от прямых действий, ослабление более сильного противника. 3) использование недостатков и ошибок противника (базируется на информации противника). 4) воздействие на противника изнутри – различные диверсии, шпионаж, внесение раздоров и противоречий как внутри объекта, так и между ним и его внешними связями. 5 ) воздействия на психологию противника – усыпление бдительности, провоцирование на необдуманные или гибельные действия.
Принципы совершенной конкурентной борьбы (минимальный расход ресурсов и получение инициативы):
- удар по уязвимым точкам (т.е. использование относительной слабости конкурента);
- дипломатическая конкуренция, т.е. недопущение открытой, затяжной острой конкурентной борьбы, предусматривает сотрудничество и партнерство;
- принцип «блиц-крик» - при неизбежности прямой конкуренции предусматривают активные мероприятия, не требующие большого количества ресурсов;
- принцип активного превосходства;
- концентрация усилий – заключается в том, что стратегия должна разрабатываться с целью ликвидаций узких мест и развития областей вероятного успеха;
- принцип баланса рисков – означает, что ресурсы не концентрируются полностью на единственной стратегии.






