Смысл человеческого бытия и ценности образования волновали всех ученых уже в наиболее развитых странах Древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции. Там были предприняты серьезные попытки обобщения. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия.
В трудах крупнейших мыслителей Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля сформированы такие важные идеи воспитания как: «Природа и воспитание подобны», учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда и.т.п. Их идеи доказали, что наиболее жизнестойкими системами воспитания становятся те, в которых главным является нравственное и трудовое начало.
В период средневековья образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен и только эпоха Возрождения вернула былые идеи. В XVII века педагогика выделилась в самостоятельную науку.
Она оставалась связанной с философией потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского автора труда «Великая дидактика».
|
|
Я.А. Каменский впервые обосновал идею всеобщего обучения и требование обучать детей на родном языке. Он разработал все основные вопросы организации учебной работы, классно-урочную систему. Каменский полагал, что основу педагогической деятельности составляет принцип природосообразности. Согласно этому принципу образование и воспитание должны соответствовать природе вообще и природе ребенка, его психологическим особенностям.
Крупным педагогом XVII века был Джон Локк, главную задачу он видел в том, чтобы научить человека управлять собой, своими страстями. Локк считал, что добродетельный, разумный и искусный в ведении своих дел человек гораздо предпочтительней, чем великий ученый, не обладающий указанными качествами.
Ж.Ж.. Руссо принадлежал к французским просветителям XVII века. Им была выдвинута теория естественного свободного воспитания, которая во многом согласовывалась с принципом Я.А. Каменского о природосообразности. Ж.Ж. Руссо разработал возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду педагогические задачи физического, умственного и нравственного развития. Руссо придавал огромное значение необходимости трудовой подготовки, чтобы человек мог зарабатывать себе на жизнь и быть независимым.
Под влиянием идей Руссо оказался швейцарский педагог И.Г. Песталоцци. Он считал главной целью воспитания и образования саморазвитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование и формирование нравственного облика. Большое место в обучении и воспитании Пестолоцци отводил труду. Соединению учения и труда, предлагая постепенно усложнять их в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка.
|
|
В конце XVIII века педагогика в Европе и США развивалась достаточно активно. Одни ученые видели цель воспитания в гармонии воли с эстетическими идеями. Другие ученые определяли цель образования как подготовку человека - дельца, могущего взять от жизни все, что ему требуется. Те, задачи педагогики рассматривались очень утилитарно. В XX веке многие педагоги были склонны считать, что основополагающими должны быть интересы ребенка, что педагог-практик не воспитывает и обучает, а лишь предоставляет природе ребенка спокойно и медленно формировать себя, дабы не навязывать вкусы взрослых. Однако существовало движение сторонников трудовой школы и гражданского воспитания;
Ассоциативно-рефлекторная теория обучения и теория поэтапного формирования умственных действий.
Подводя итоги краткого экскурса по идеям педагогики можно сделать вывод о том, что во все времена ценилось нравственное и умственное развитие. Особую роль в формировании личности занимает необходимость трудовой подготовки, которая способствует осознанию значения воли в преодолении трудностей, а умение зарабатывать на жизнь дает возможность самоутвердиться и быть независимым.
Появилось четкое осознание зависимости содержания обучения молодого человека от социального окружения. Появилась педагогика высшей школы и понимание обязательности непрерывного пополнения знаний, одновременно необходимость формировать умение грамотно распоряжаться своими интеллектуальными возможностями, преодолевая умственную усталость, нервные перегрузки.
Вопросы:
1. С какими науками у педагогики остается наиболее тесная связь?
2. Какие цели воспитания и обучения были главными в древней Греции и в эпоху Возрождения?
3. Какова роль Я.А. Каменского в оформлении педагогики как научной дисциплины?
4. Рассказать основные педагогические идеи в Европе в XVII-XVIII вв.
5. Назовите цели и ценности образования в XIX и XX вв.