Глоссарий. 1. Педагогика- наука о воспитании и обучении, раскрывает цели, сущность, задачи и закономерности воспитания

1. Педагогика - наука о воспитании и обучении, раскрывает цели, сущность, задачи и закономерности воспитания, образования и обучения, их роль в жизни общества и развитии личности.

2. Обучение - целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов.

3. Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями.

4. Развитие - необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникает их новое качественное состояние. 2. Степень сознательности, просвещённости.

5. Образование - совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. Один из показателей социального статуса индивида.

6. Гармония - единство, согласованность, стройное сочетание элементов, свойств и явлений.

7. Убеждение - твёрдая уверенность в чём-либо, основанная на определенной идее, мировоззрении. Процесс передачи моральных представлений индивиду или представителям групп путём разъяснения, пропаганды, агитации.

8. Эстетика - (от греческого чувствующий, чувственный)., - наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу специфического проявления ценностного отношения человека к миру (т.е.человек что- то может оценить (почувствовать) как трагедию, а другой может в этом же явлении увидеть смешное) и сферу художественной деятельности человека.

ЛЕКЦИЯ 15. ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЬШ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

Целостный педагогический процесс, как уже было сказано, вы­полняет три взаимосвязанные функции: обучающую, воспитывающую и развивающую. Рассмотрим воспитание подробно. Оно нередко отож­дествляется с процессом социализации личности, однако, процесс социального развития человека понятие более широкое, чем воспита­ние. Социализация отражает влияние различных факторов бытия и плюс воздействие воспитательной работы в семье, школе или детском доме, колонии для преступников или трудовом коллективе, кооперативе и т.п. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личнос­ти педагогом или коллективом. Позитивная реакция личности на педа­гогические воздействия обусловлена учетом её потребностей, интересов и физиологических возможностей. Цели, характер и содержание вос­питания определяются потребностями общества, интересами государ­ства и правящих классов. Цели воспитания следует рассматривать в нескольких аспектах:

а) формирование заинтересованности в постоянном пополнении знаний и умений, выявлению новых способов учебно-познавательной деятельности;

б) формирование мотивации и опыта деятельности т.е. стремление осознать, чем хочу заниматься? И желание трудиться прилежно, доводя дело до конца;

в) формирование культуры и опыта общения с людьми;

г) формирование субъективно-личностных предпочтений, вкусов, духовных запросов и т.п.

На достижение целей воспитания ориентированы методы воспита­ния, которые можно подразделить на три крупных блока:

1. Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

3. Методы стимулирования деятельности.

К первой группе методов относят убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, а так же метод примера. Вторая группа методов включает: педагогическое требование, общественное мнение, приуче­ние, поручение, создание воспитывающих ситуаций. В третью группу методов входят: соревнования, поощрения, наказание, создание ситу­ации успеха.

Содержание воспитания обычно рассматривается в следующих аспектах: воспитание гражданское (в том числе патриотическое), нрав­ственное, физическое; воспитание интереса к познавательной деятель­ности, трудовое, эстетическое, экологическое; воспитание умения работать в коллективе.

Теперь подробнее рассмотрим обучающую функцию педагогичес­кого процесса. Итак, обучение - это общественно - организуемый про­цесс постоянной передачи, предшествующими поколениями последующим, социально значимого опыта.

Обучение можно рассматривать в двух аспектах: общее образо­вание и профессиональное обучение. В нашей стране общее образова­ние можно получать в школе и в системе дополнительного образования (кружки, студии художественного творчества, самообразование). Про­фессиональное обучение организовано в средних специальных учреждениях (колледжах, училищах, техникумах) и в высших учебных заведениях (институтах, университетах, академиях). Научно-исследо­вательской работой занимаются в аспирантуре, докторантуре.

Высшее образование в России в настоящее время имеет доста­точно стройную структуру. Все изучаемые предметы разбиты на четы­ре блока.

1. Гуманитарные науки: философия, история Отечества, психология и педагогика, социология и т.п. всего одиннадцать дисциплин. На них предлагается примерно 25% всего учебного времени.

2. Естественно - научные дисциплины: современная концепция естествознания, математика, информатика и т.д. На эти дисциплины предлагается 15% от всего учебного времени.

3. Общепрофессиональные дисциплины получают примерно 35%-40%.

4. Дисциплины специализации примерно 20%- 25% времени занимает в учебном процессе.

Высшее образование предполагает, что работник с таким дипло­мом часто становится руководителем, следовательно важно знать ме­тоды педагогического воздействия на подчиненных сотрудников. Перечислим некоторые нравственно-психологические качества, кото­рыми должен обладать руководитель.

- Изучать исполнительские и творческие возможности подчиненных, что бы учитывать их при распределении обязанностей.

- Задания и распоряжения необходимо давать в спокойном тоне, сформулировать их чётко, полно и конструктивно. Важно что бы все поняли: что нужно сделать, как это сделать, какой ожидается результат. Сроки исполнения назвать сжатыми, но реальными.

- Непременное условие успеха любого мероприятия — поощрение за успешную работу и высказывание замечаний за упущения и недостатки. Как правило, похвала и замечания оказывают воздействие не только на тех к кому это относится, но и на коллектив.

- Добиться от исполнителей чёткой и слаженной работы поможет авторитет. Но он не обеспечивается автоматически служебным положением. Росту авторитета способствуют терпимость к слабостям людей, не мешающим их работе, чувство самоконтроля и самообладания.

- Основой здоровых взаимоотношений между руководителем и подчиненным является взаимное уважение.

В настоящее время нет устоявшейся классификации методов обу­чения. Особенно часто классифицируют по источнику получения ин­формации: словесный, наглядный или практический метод обучения. Но можно классифицировать по степени проявления учеником само­стоятельности: объяснительно-иллюстративный (репродуктивный); ча­стично-поисковый (частично самостоятельный); проблемный и исследовательский методы являются наиболее самостоятельными и творческими методами получения информации с элементами руковод­ства педагогом.

Вопросы:

1. В чём сущность воспитания и каковы его цели?

2. Какие методы воспитания Вы знаете?

3. Каковы основные подходы к классификации методов обучения?

4. Каковы основные компоненты педагогического процесса?

5. Что представляет собой образование и какова его структура?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: