double arrow

ДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКИХ ЗАКОНОВ В ПРОСТРАНСТВЕ

ОБЫЧАЙ

СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ КАК ИСТОЧНИК ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Действующая Конституция республики допускает в качестве источников права решения высших судебных инстанций республики. Но тем не менее это не судебный прецедент в строгом его понимании.

К решениям высших судебных инстанций республики. носящим общеобязательный и нормативный характер, относятся постановления Пленумов Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. В частности, статьей 15 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь от 5 июня 1991 г.(Ведомости Верховного Совета Республики Беларусью 1991. № 21. Ст. 296; 1992. №34. Ст. 539; 1993. № 15. Ст.174) Высшему Хозяйственному Суду предоставлено право определять подсудность хозяйственных и иных споров в пределах компетенции хозяйственных судов.

Обычай - это сложившееся правило поведения, санкционируемое государством в качестве источника права. От обычая следует отличать обыкновение, как сложившееся правило поведения, торгового оборота, известное сторонам гражданских правоотношений и используемое для выяснения действительной воли этих сторон. Ни законодательство, ни судебная практика, ни доктрина в Республике Беларусь не рассматривают обычай самостоятельным первичным источником гражданского права.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Это соглашения двух или более суверенных государств. признаваемые в установленном порядке источниками права в государстве. В Республике Беларусь источниками ее права являются такие международные договоры, которые ратифицированы в республике. В таком случае международный договор имеет большую юридическую силу над законами и иными нормативными актами республики.

Рассмотренный перечень источников гражданского права не является исчерпывающим, но применение других источников законом не предусмотрено.

Новые формы хозяйствования порождают новые виды источников права.

Поэтому знание законодательства о пределах действия нормативных актов имеет важное практическое значение.

ДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКИХ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ

Действие закона, как и другого нормативного акта, во времени продолжается от момента его вступления в силу (т.е. когда его предписания становятся общеобязательными для исполнения) и до момента прекращения его применения.

Статья 34 Конституции Республики Беларусь закрепляет за гражданами республики право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды. Вместе с тем статья 52 Конституции устанавливает, что каждое лицо, находящееся на территории республики, обязано соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции.

Законы Республики Беларусь вступают в силу на всей территории республики одновременно но истечении десяти лет после их официального опубликования.

По общему правилу гражданский закон, иной нормативный акт распространяются на отношения, которые возникают после их введения в действие, и обратной силы не имеют. Правоотношения, возникшие до введения в действие нового акта, подчиняются старому законодательству, действовавшему в то время.

Указанный принцип обеспечивает стабильность правого регулирования, вносит определенность и устойчивость в общественную жизнь, является важной гарантией незыблемости их прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.

Важно установить не только начало и конец действия нормативного акта, но и подлежит ли он применению на данной территории. Нормативный акт в зависимости от того, каким органом он издан, применяется либо на всей территории республики, либо на определенной ее части (область, город. район).

Гражданско-правовые акты Национального собрания Республики Беларусь и республиканских органов государственного управления действуют, как правило, на всей территории республики. Акты местных органов власти обязательны для исполнения на территории соответствующего Совета.

Нормативному акту или отдельным его нормам может быть установлена ограниченная сфера действия.

В отдельных случаях законодательство предусматривает возможность действия законов и других нормативных актов одного государства на территории другого государства см. п. 2.6).


Сейчас читают про: