Внешняя среда маркетинга

Внешняя среда маркетинга (макросреда или макроокружение) - это среда, представленная факторами, которые воздействуют на деятельность предприятия, но не могут управляться им, то есть это неконтролируемая предприятием среда.
Она рассматривается как относительно самостоятельные подсистемы:

а) макросреда (макроокружение); б) непосредственное окружение.

Макроокружение создает общие условия среды, в которой находится предприятие и в большинстве случаев не носит специфического характера по отношению к отдельной фирме. Макросреда включает в себя основные силы, приходящие в столкновение с интересами фирмы (рис.1.2).


Рис.1.2 Факторы макросреды

Факторы макросреды:

1. Демографические - численность населения, размер территории, плотность населения, количество браков и разводов, возрастная структура и т.п.

2. Экономические - покупательная способность населения, уровень инфляции, система налогообложения, изменение в структуре потребления, эластичность потребления, финансово-кредитное положение страны.

3. Природные - состояние перспективы использования источников сырья и энергоресурсов, уровень загрязнения окружающей среды и степень влияния государственных органов на интенсивность ресурсосбережения (экологические аспекты маркетинга).

4. Социально-культурные - особенности культурных и нравственных ценностей сообществ потребителей, формы культур, степень подверженности общественного сознания влиянию внешних факторов (включая массовую культуру).

5. Научно-технические - ужесточение требований к безопасности технологических нововведений, инновационный потенциал фирмы и ее ближайших конкурентов; внедрения прогрессивных методов сбыта и торговли, управление перемещением и складированием товаров (торгово-сбытовая логистика).

6. Политико-правовые - состояние законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность; государственная экономическая политика; влияние общественности на характер решений, принимаемых государственными органами.

6. Политико-правовые - состояние законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность; государственная экономическая политика; влияние общественности на характер решений, принимаемых государственными органами.

Проводя исследование факторов макроокружения необходимо иметь в виду два момента:

Во-первых, все факторы тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга, поэтому необходим их комплексный анализ.

Во-вторых, степень взаимодействия отдельных факторов на различные предприятия неодинакова и зависит от размеров, территориального расположения, сферы деятельности и т.д.

Фирма должна сама определить какие факторы оказывают на нее наиболее сильное воздействие как с положительной стороны, так и с отрицательной.

Непосредственное окружение представлено теми составляющими внешней среды, с которыми предприятие сталкивается и находится в постоянном взаимодействии (рис.1.3). Фирма может оказывать влияние на содержание этого взаимодействия (по принципу так называемой обратной связи).

Рис. 1.3 Непосредственное окружение

Посредники - специалисты по организации товародвижения, агенты по оказанию маркетинговых услуг; кредитно-финансовые учреждения, оказывающие содействие в установлении контактов и заключении сделок, контрактов между производителями и потребителями, продавцами и покупателями товаров и услуг.

Изучение посредников позволяет выбрать наиболее эффективного коммерческого посредника, позволяющего и обеспечивающего поддержку предприятия на выбранном рынке. Они обеспечивают физическое продвижение товара от мест их производства к пунктам продажи, накопление и предпродажную подготовку, осуществляют кредитную поддержку и страхование рисков случайной порчи и потери товара.

Поставщики обеспечивают предприятие сырьем, материалами, оборудованием, комплектующими изделиями и т.п. При изучении поставщиков необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

· стоимость поставляемой продукции;

· гарантии качества;

· соблюдение договорных обязательств по объемам и срокам поставок и т.д.

Маркетинговые требования к поставщикам могут меняться в зависимости от социально-экономической ситуации и конъюктуры рынка. В период экономического подъема эти требования ожесточаются, в период спада - смягчаются.

Покупатели (клиенты) - лицо, пользующиеся услугами учреждения, организации, предприятия, постоянные покупатели, заказчики.

Их изучение позволяет лучше уяснить какой товар необходимо производить, в каком объеме, в какой мере они привержены товарам фирмы, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей. Главное для маркетинга то, что он может чутко реагировать на перемены покупательского поведения, анализировать причины, возникающие изменения и предлагать корректирующие меры.

Конкуренты - лицо, группа лиц, фирма предприятие, соперничающие в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами занимать положение на рынке. Американский специалист по маркетингу Дж. Пилдич в своей книге "Путь к покупателю" подчеркивает, что знать своих конкурентов, значит, не жалея времени и сил, скрупулезно изучать их. Это необходимо, так как именно конкуренты задают критерии, которые нам предстоит достичь или превзойти.

Контактные аудитории - группа лиц, организаций, потенциально и реально воздействующих на деятельность фирмы. Выделяют следующие группы:

а) финансовая общественность - банки, страховые компании, финансово-кредитные учреждения, которые обеспечивают финансовыми ресурсами;

б) средства массовой информации - пресса, радио, телевидение, распространяющие сведения о деятельности различных предпринимательских структур;

в) общественность - союзы потребителей, общественные формирования, а также население, не выступающее в качестве какой-либо организационной силы (жители, живущие поблизости), под пристальным вниманием которой находится деятельность фирмы;

г) персонал фирмы, от мнения которого о деятельности своего предприятия зависит отношение работников к выполняемым обязанностям. Задача маркетинговых исследований получить информацию о настроении в контактных аудиториях, предотвращении наиболее вероятных действий в отношении фирмы, а также поиске средств для налаживания конструктивного сотрудничества с общественностью.

На рынке фирма действует не обособленно, а окружении и под воздействием различных сил, которые и составляют внешнюю среду маркетинга и во многом определяют характер ее деятельности.

Внешнюю среду характеризует сложность и динамизм.

Сложность определяется тем, как много факторов действует на предприятие и насколько они схожи между собой.

Динамизм внешнего окружения характеризуется тем, как быстро оно изменяется.

Учет сложности и динамизма макросреды позволяет выявить четыре типа ситуации, каждая из которых соответствует тому или иному виду предпринимательской деятельности (рис.1.4).

Рис. 1.4 Основные типы ситуаций в зависимости от характера факторов макросреды

Ситуация низкой неопределенности является наиболее благоприятной, достаточно ясной. (Пример: производство соли.)

Ситуация умеренной неопределенности является более напряженной, высокая степень сложности вносит элемент риска. Однако внешняя среда достаточно стабильна и не претерпевает частых изменений.

Ситуация умеренно-высокой неопределенности требует от фирмы достаточной гибкости. Это необходимо в силу окружения.

Ситуация высокой неопределенности представляет собой наибольшую сложность. Это связано с тем, что внешняя среда полна динамизма, сложности и неопределенности. Оценки экспертов свидетельствуют, что только 20% факторов в бизнесе поддаются контролю со стороны фирмы, а остальные 80% - неконтролируемы (эффект Паретто или правило 80/20).

В соответствии с данной классификацией строится и политика взаимоотношений с элементами внешней среды. Если в отношении первой группы (контролируемые факторы) необходимо использовать стратегию целенаправленного воздействия, то в отношении факторов второй группы (неконтролируемые) требуется проведение политики активного приспособления - гибкости и постоянного реагирования на изменение внешней среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: