Качество и конкурентоспособность продукции

Чтобы продукция стала конкурентоспособной, она должна выполнять свои функции лучше, чем аналогичная, обладать большей надежностью или иметь другие свойства, существенные для потребителя, чем та, что предлагается другими производителями.

Однако конкурентоспособной может оказаться также продукция равного качества и даже несколько уступающая конкурирующей, поскольку к числу условий, интересующих потребителя, относятся также его привычка к определенной продукции, марке, фирме, какой-либо особенной черте продукции, семейная традиция или другие подобные факторы. На конкурентоспособность продукции в последние годы все большее влияние оказывает возможность изготовителя поставить потребителю ее раньше своих конкурентов и обеспечить лучшее обслуживание, лучший сервис.

Продукция может оказаться конкурентоспособной и случайно. Такая ситуация случается при определенных экономических и организационных условиях. Если производителю повезло и его продукции волею случая оказалась конкурентоспособной, то ему нужно, во-первых, выяснить возможно точно причины, обусловившие этот случай, а во-вторых, успеть принять меры по сохранению своего выигрышного положения.

Современный этап развития российской экономики определяется также усилением взаимозависимости производства и потребления. Повышается роль потребителя в оценке качества продукции и затрат на ее производство и потребление.

Конкурентоспособность производимых товаров может быть оценена по показателю конкурентоспособности:

где Iтп - индекс технических параметров (индекс качества);

Iэп - индекс экономических параметров (индекс цен).

Индекс технических параметров рассчитывается по выражению:

где Di - коэффициент значимости(весомости) параметра;

qi - относительный параметр качества:

где Роцен - значение параметра оцениваемого товара;

Рконк - значение параметра товара конкурирующей фирмы,

Индекс экономических параметров рассчитывается по выражению:

где Соцен - цена потребления оцениваемого товара, руб.;

Сконк - цена потребления конкурирующего товара, руб.

Цена потребления складывается из рыночной цены приобретения товара и суммарных расходов потребителя по эксплуатации (потреблению) товара за весь срок его службы.

Обычно в качестве конкурирующего товара используется аналогичный товар, наиболее популярный у потребителя данного сегмента рынка. Товар является конкурентоспособным, если показатель конкурентоспособности товара равен 100 или близок к этой величине.

Экономическая интеграция производителя и потребителя привела к тому, что стали устанавливаться так называемые затраты изготовителя, обусловленные необходимостью повышения качества выпускаемой им продукции, и экономия потребителя, достигаемая за счет использования им продукции высокого качества. Таким образом, формируется потребительно-стоимостной подход к обеспечению качества продукции, имеющий своей целью: во-первых, создание условий для снижения издержек производства на сумму полезного эффекта потребительной стоимости, а во-вторых, повышение степени удовлетворения потребностей человека за счет увеличения полезности и качества продукции.

Люди будут пользоваться продуктом производителя, если они удовлетворены его ценностью (необходимость его приобретения и совокупностью предлагаемых параметров качества) и стоимостью. Компании, которые не удовлетворяют потребителя по этим показателям, вскоре обнаруживают, что клиенты ушли от них, и они потеряли свою область рынка за счет более профессиональных конкурентов, которые лучше поняли потребности клиентов. Чем выше уровень удовлетворенности потребителя, тем выше возможности развития бизнеса.

Таким образом, удовлетворенность потребителя зависит от ценности продукта Ц и его стоимости С. В зависимости от соотношения Ц и С возможны три ситуации:

1. Ц=С. Нейтральная ситуация. В этой ситуации ожидания потребителя подтвердились, а производитель окупил свои затраты и получил запланированную прибыль, как он предполагал, в соответствии с реализованными параметрами качества.

2. Ц больше С. Потребитель удовлетворен. В тоже время производитель заинтересован в получении большей прибыли за счет увеличения стоимости продаж своей продукции.

3. Ц меньше С. Потребитель не удовлетворен и в большинстве случаев покупка товара не может совершиться; производитель начинает терять ранее приобретенных потребителей.

В связи с этим можно выделить три основных пути конкурентной борьбы производителей:

1. Конкуренция за счет снижения цен при общем низком качестве продукции. Этот путь возможен при ситуации, когда Ц больше С. Эта ситуация характерна вплоть до 50-х годов. Рынок потреблял все, что производилось. Однако и в этих условиях конкурентной борьбы производитель с низким качеством продукции при ее сравнительно высокой стоимости обречен на провал. Поэтому, как это показано на рис.1.2., такой бизнес заведомо является плохим. Конкурентная борьба, если она имеет место, ведется в основном за снижение цен при общем сравнительно низком качестве продукции. Производство низкокачественной продукции при ее низкой стоимости в современных условиях является устаревшим.

  Плохой бизнес   Ниша
  Устаревшее производство   Вызов конкурентам

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: