Методы оценки уровня качества продукции

СОДЕРЖАНИЕ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ.

Низкая Ценность высокая

Стоимость

Высокая

низкая

Рис. 1.2. Влияние ценности и стоимости товара на рыночные возможности производителя.

2. Конкуренция за счет повышения ценности (качества) продукта и соответствующей его стоимости. По мере насыщения рынка и повышения жизненного уровня населения потребитель становится более разборчивым и готов заплатить большую стоимость за более качественный продукт. Производитель вынужден повышать ценность продукта за счет применения новейших технологий, расширения ассортимента продукции, повышения качества. Если фирма традиционно имеет свою нишу на рынке, она увеличивает ценность своей продукции с увеличением ее стоимости.

Подобный путь конкурентной борьбы был характерен для мировой экономики 60-х годов. Одновременное повышение ценности продукта и его стоимости не может обеспечить стабильную и долговременную прибыль предприятию. Будут появляться другие фирмы, которые сделают вызов, пытаясь занять традиционную нишу конкурента за счет повышения ценности и снижения стоимости, т.е. другого пути в конкурентной борьбе за потребителя нет.

3. Конкуренция за потребителя в условиях насыщенного рынка. Этот путь конкурентной борьбы характерен для периода начиная с 70-х годов и по настоящее время. Пионером этого пути стали японские предприятия: «Высокое качество по низким ценам». В этот период на мнение потребителя большое влияние оказывает имидж компании, который в настоящее время для потребителей часто бывает решающим при приобретении товара.

Как показывает практика, только 1 из 10 неудовлетворенных потребителей вернется. В то же время, чтобы привлечь нового потребителя, производителю потребуется в 5 раз больше усилий, чем удержать уже существующего.

Успех в конкурентной борьбе в современных условиях возможен только в условиях применения системы Всеобщего Управления Качеством.

Оценка уровня качества продукции - совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Содержание операций оценки уровня качества продукции на различных этапах жизненного цикла продукции и последовательность их проведения следующая:

Оценка проектированного качества продукции (разработка продукции):

* установление класса и группы продукции;

* выбор и обоснование номенклатуры показателей качества продукции;

* выбор базового образца;

* выбор метода определения значений показателя качества;

* определение численных значений показателей.

Оценка качества изготовления продукции (производство продукции):

* установление методов и средств контроля качества;

* выбор метода определения значения показателя качества;

* определение фактических значений показателей качества;

* оценка уровня качества изготовления по показателям дефектности.

Оценка качества в эксплуатации (потреблении):

* установление способа сбора и получения информации о качестве;

* определение фактических показателей качества;

* определение полезного эффекта и суммарных затрат;

* оценка рекламаций;

* получение результатов оценки и принятия решений.

Для оценки уровня качества вся продукция разделена на два класса. Первый класс (продукция, расходуемая при использовании) подразделяется на три группы:

1-я - сырье и топливно-природные ископаемые, прошедшие стадию добычи, жидкое, твердое и газообразное топливо и др.;

2-я - материалы и продукты;

3-я - расходные изделия.

Второй класс (продукция, расходующая свой ресурс) составляют две группы:

1-я - неремонтируемые изделия;

2-я - ремонтируемые изделия.

Указанная классификация применяется для выбора номенклатуры единичных показателей определенной группы продукции, определения области их применения, обоснования выбора конкретного изделия или нескольких изделий в качестве базовых образцов, создания системы государственных стандартов на номенклатуру показателей качества продукции.

Номенклатуру показателей качества продукции устанавливают с учетом назначения и условий ее применения, требований потребителей, основных требований к показателям качества продукции и области их применения.

Методы определения значений показателей качества продукции подразделяются на две группы:

* по способам получения информации: измерительный, регистрационный, органолептический, расчетный;

* по источникам ее получения: традиционный, экспертный, социологический.

Измерительный основан на информации, получаемой с обязательным использованием технических измерительных средств, предусмотренных конструкцией изделия или дополнительных.

Регистрационный - используется информация, получаемая путем подсчета (регистрации) числа определенных событий, предметов или затрат, например: регистрация количества отказов изделия при испытаниях; затрат на создание и эксплуатацию изделия; числа частей сложного изделия, защищенных авторскими правами и патентами.

С помощью этого метода можно определить показатели технологичности, экономичности, патентно-правовые, стандартизации и унификации.

Органолептический - используется информация, получаемая в результате анализа восприятия органов чувств. Точность и достоверность результатов при данном методе зависит от способностей, квалификации и навыков лиц, выполняющих эту работу, а также от возможности использования специальных технических средств, повышающих разрешающие способности организма человека (микроскопы, микрофоны и др.).

Этот метод наиболее широко применяется при оценке качества предметов потребления, в том числе продуктов питания, а также их эргономичности, экологичности, эстетичности.

Расчетный - основан на использовании теоретических или эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров. Применяется в основном при проектировании продукции и служит для определения производительности, мощности, прочности и т.п.

Рассмотренные методы применяются совместно на различных стадиях жизненного цикла продукции.

Традиционный - показатели качества определяются должностными лицами специализированных экспертных лабораторий, полигонов, стендов, конструкторских отделов, вычислительных центров, служб надежности. Информация о показателях формируется в процессе испытаний продукции, условия проведения которых должны быть приближены к нормальным или форсированным эксплуатационным.

Экспертный - определение значений показателей качества осуществляется на основе решения, принимаемого группой специалистов-экспертов. Этим методом пользуются в тех случаях, когда показатели качества продукции не могут быть определены более объективными способами.

Социологический - основан на сборе и анализе информации о мнении фактических или возможных потребителей продукции. Сбор информации осуществляется в ходе устного опроса или с помощью распространения анкет, а также путем организации конференций, выставок, аукционов и т.п.

Уровень качества продукции - это относительная характеристика ее качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. За базовые могут приниматься следующие значения показателей качества: лучших отечественных и зарубежных образцов, по которым имеются достоверные данные о качестве, а также достигнутые в некотором предыдущем периоде времени или найденные экспериментальным и теоретическими методами.

Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей, чтобы определить, по каким из них достигнут уровень базового образца и значения каких наиболее отличаются от базовых. Расчет относительных показателей качества продукции (Qi) ведется по формуле:

где Pi - значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;

Pib- значение i-го базового показателя;

i =1,...n - количество оцениваемых показателей качества.

Если одни относительные показатели по результатам расчетов оказались лучше, а другие хуже, применяют комплексный или смешанный метод оценки. Уровень качества оцениваемой продукции, для которого существенно важно значение каждого показателя, считается ниже базового, если хотя бы один из относительных показателей хуже.

Качественный метод основан на применении обобщенного показателя качества продукции, который представляет собой функцию от единичных показателей. Обобщенный показатель может быть выражен главным показателем, отражающим основное назначение продукции, интегральным или средневзвешенным.

Интегральный показатель используется тогда, когда можно установить суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и суммарные затраты на создание и эксплуатацию продукции. Интегральный показатель (И) может быть рассчитан по следующей формуле:

где ПЭТ - суммарный полезный эффект от эксплуатации технического устройства за расчетный период или полезный срок использования(например, выработка электроэнергии энергоблоком в кВт/ч, работа грузового автомобиля в т-км);

Зct - затраты на создание технического устройства (разработку, изготовление,монтаж) в году t;

Зэt - затраты на эксплуатацию технического устройства (техническое обслуживание, ремонт и другие эксплуатационные расходы) в году t;

кt - коэффициент приведения (дисконтирования) разновременных затрат к одному году;

Т - расчетный период (полезный или нормативный срок службы).

Средние взвешенные показатели применяют, если нельзя установить функциональную зависимость главного показателя от исходных показателей качества, но возможно с достаточной степенью точности определить параметры весомости усредняемых показателей. Например, средний взвешенный арифметический показатель вычисляется по формуле:

или

где mi(w) - параметр весомости i-го показателя, входящего в обобщенный показатель (w).

Смешанный метод основан на одновременном использовании единичных и комплексных (обобщенных) показателей оценки качества продукции. Он применяется в тех случаях, когда совокупность единичных показателей является достаточно обширной и анализ каждого из них дифференциальным методом не позволяет получить обобщающих выводов или когда обобщенный показатель при комплексном методе недостаточно полно учитывает все существенные свойства продукции и не позволяет получить выводы о группах свойств.

При смешанном методе необходимо часть единичных показателей объединить в группы и для каждой определить соответствующий комплексный показатель, при этом отдельные важные показатели можно не объединять, а применять как единичные. На основе полученной совокупности комплексных и единичных показателей можно оценивать уровень качества продукции уже дифференциальным методом.

Для оценки качества совокупности видов разнородной продукции используются индексы качества и дефектности. Индекс качества (Ик) - это комплексный показатель качества разнородной продукции, который равен среднему взвешенному относительных значений показателей качества этой продукции:

где Вi - коэффициент весомости i-го вида продукции(определяется по стоимости продукции);

Кi - комплексный показатель качества i-го вида продукции;

Кiб - базовый комплексный показатель качества i-го вида продукции;

i=1,...,s - количество видов продукции.

Индекс дефектности(Ид)- это комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый период, равный среднему взвешенному коэффициентов дефектности этой продукции. Определяется Ид по формуле:

где Qi- относительный коэффициент дефектности продукции i-го вида, являющийся показателем качества изготовления продукции.

Коэффициент дефектности (Q) можно вычислить следующим образом:

где Д - значение коэффициента дефектности продукции, произведенной в рассматриваемом периоде;

Дб - базовое значение коэффициента дефектности продукции, произведенное в базовом периоде.

Индексы качества и дефектности являются универсальными показателями, которыми можно оценить качество продукции предприятия в целом и проанализировать его изменения за ряд лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: