Учет и анализ затрат на качество продукции

Экономические категории качества проявляются, во-первых, через прибыль производителя от продажи качественно изготовленного продукта и, во-вторых, через затраты производителя на обеспечении ожидаемого потребителем качества. Эти затраты помимо затрат на проектирование и изготовление продукта в настоящее время включают также затраты на сервисное обслуживание потребителя при поставке ему качественного продукта и поддержание этого качества в течение гарантийного срока службы.

Затраты на превентивные действия - это затраты производителя на любые действия по предупреждению появления несоответствий и дефектов, включая затраты на разработку, внедрение и поддержание системы качества, обеспечивающие снижение риска потребителя получить продукт или услугу, не соответствующие его ожиданиям.

Затраты на инспекцию или контроль качества - затраты производителя на обнаружение несоответствий и дефектности, возникающих в процессе проектирования и производства или оказания услуг, с целью их исключения до момента поступления продукта потребителю или завершения оказываемых ему услуг. Эти затраты при работе любого производителя являются неизбежными. Их часто называют затратами на оценку качества, так они включают также приемосдаточные испытания готовой продукции, проводимые в обязательном порядке каждым производителем для оценки ее надежности перед поставкой потребителю. Эти затраты включают затраты на разработку и внедрение систем контроля, оплату контролеров и операторов, осуществляющих контроль, стоимость или амортизацию мерительных инструментов и т.п., то есть затраты производителя на инспекцию любой стадии жизненного цикла продукции.

Издержки на внутренний брак - затраты производителя на устранение выявленных им в процессе производства или услуг дефектов(как внутренних, так и внешних) с учетом затрат на изготовление качественной продукции взамен забракованной: затраты на производство выявленного брака и последующую его переработку, доработку конструкции или проекта, перепроверку проведенных исправлений, затраты на 100%-ную сортировку партии продуктов в случае отрицательных результатов выборочного контроля качества, потери от снижения цены на некачественные продукты и пр.

Издержки на внешний брак - дополнительные затраты производителя на исправление несоответствий переданного потребителю продукта по сравнению с тем, что он ему обещал или гарантировал. К таким затратам относятся: затраты на гарантийный ремонт; затраты на расследование причин отказов; затраты на замену продуктов, оказавшихся в эксплуатации в течении гарантийного срока; потери в цене из-за некачественной продукции, обнаруженной вне предприятия и т.п.

Этот брак выявляется самим потребителем и помимо издержек производителя на бесплатную замену некачественного продукта включает и штрафные санкции.

Обеспечение высокого качества при минимальной себестоимости продукта во многом зависит от умело организованного управления финансовой деятельностью предприятия, включающего и управление стоимостью качества.

Фактически все организации используют управление финансовой деятельностью, которое включает анализ взаимоотношений постатейных затрат и последствия их осуществления. Для подразделений устанавливаются бюджеты и оцениваются затраты. Такие бюджеты необходимы для выполнения функций этих подразделений, включая функции обеспечения качества.

Традиционная точка зрения на стоимость качества показана на рис.1.3.

Однако уже в 70-е годы объективные обстоятельства заставили организации пересмотреть традиционную точку зрения на стоимость качества. К этим обстоятельствам относились:

* рост затрат на обеспечение требуемого потребителям качества из-за увеличения сложности продуктов, от которых рынок начал требовать большей надежности, большей точности и выполнения присущих им функций и т.д.;

* увеличение гарантированного срока службы продуктов с соответствующим увеличением затрат производителя на устранение отказов, ремонт и поставку запасных частей, замену некачественных продуктов качественными и т.д.

Денежные

средства

 
 


Общие

затраты

 
 


Затраты на

Издержки превентивные

на несоответ- действия

ствие

 
 


100% Точка 100%

дефектов оптимума качества

Рис.1.3. Традиционная модель оптимальной стоимости качества.

Помимо этого развитие технологии в последние 20 лет привело к созданию производств, обеспечивающих минимальный разброс параметров продуктов за счет внедрения новых методов комплексного проектирования продукта, подготовки производства и управления качеством. В результате оказалось возможным изготовить продукты без дефектов. В этом случае затраты производителя на инспекцию и контроль качества (превентивные действия) становятся конечной величиной при абсолютном, 100%-ном соответствии продукта техническим условиям. Помимо этого улучшение качества в результате технического прогресса и ноу-хау обычно означает увеличение продаж, а следовательно, более высокие доходы для производителя, что фактически сдвигают кривую общих затрат на качество вправо и стоимость качества становится минимальной при 100%-ном уровне качества (рис.1.3., пунктирная линия).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: