По мере развития экономических реформ в России все большее внимание уделяется качеству. В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертификационным органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечить минимизацию затрат на разработку продукции, и ее внедрение. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.
В теории и практике управления качеством выделены две проблемы: качество продукции и менеджмент качества.
Обеспечение качества требует немалых затрат. До недавнего времени основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров.
|
|
Значение повышения качества состоит в том, что качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки. Большую роль в обеспечении качества продукции российских производителей и ее успешной конкуренции на мировых рынках призваны сыграть специальные конкурсы.
Различного рода конкурсы с присуждением их победителям почетных наград широко используется в мировой практике. В России функционирует Совет по присуждению премий Правительства в области качества продукции. Основная цель конкурса - помочь российским предприятиям и организациям и организациям повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке. Учрежденный приз за качество состоит из диплома, благодарности Правительства и права изобразить символ качества на продукции. Победители в конкурсе на лучшее качество продукции благодаря этому могут повысить эффективность рекламы.
На мировом рынке престижными наградами за высокое качество являются: премия Болдриджа и приз Деминга. Премия Болдриджа ежегодная награда, присуждаемая правительством США и Национальным институтом стандартов и технологии. Участники конкурса оцениваются в 7 главных сферах: руководство, информация и анализ, стратегическое планирование, управление кадрами, гарантия качества товаров и услуг, результаты по качеству и удовлетворению потребителей. Высококотирующейся наградой японского правительства является приз Деминга. Главное внимание при присуждении этого приза уделяется работе компаний по статистическому контролю качества, по разработке тщательно детализированных программ качества.
|
|
Являясь важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наибольший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя.
Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и для экономики в целом, так как позволит установить новые и прогрессивные пропорции между отраслями и внутри отраслей, например между металлургической промышленностью и машиностроением.
Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо большего эффекта можно достичь разработкой долгосрочных программ по предотвращению дефектов.
Переход к рыночной экономике обуславливает необходимость изучения опыта ведущих компаний мира в достижении высокого качества, считающих, что на достижение качества должны быть направлены усилия всех служб. Ключевую роль в повышении качества играют оценки и требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках.
Значение повышения качества хорошо иллюстрируется на примере Японии. После второй мировой войны японские промышленники занимались активно поисками путей повышения эффективности производства и качества продукции. Группы японских управляющих изучили опыт по всему миру. Все рациональное переносилось на национальную почву. Внимание японских управляющих привлекли такие понятия, как статистический контроль качества и комплексное управление качеством. Изучая опыт различных стран, японские управляющие обратили внимание на то, что преуспевающие фирмы предъявляют высокие требования к своим работникам и качеству продукции.
В итоге проделанных исследований и выполненных разработок появились так называемые «японские стандарты качества». В Японии возникло новое понятие - культура качества. Япония стала родоначальником новой методологии деятельности предприятия и перешла к тотальному (всеобщему) контролю качества. Новая система выходит за рамки микроуровня и включает контроль рынка сбыта продукции, анализ рыночной конъюнктуры, послепродажное обслуживание. При этом традиционное управление качеством не устраняется, а совершенствуется.