Анализ результатов АВС-анализа
Группа С
Таблица 3.3.8. Углубленный АВС-анализ
Группа В
Группа В — более многочисленная по сравнению с группой А, но доходность продаж в этой группе выше, чем в группе А. Клиенты этой группы чаще приходят в компанию по рекламе.
Эти клиенты обеспечивают средний вклад в исследуемые показатели предприятия (около 15%).
Группа В играет роль своеобразного резерва, и усилия предприятия должны быть сосредоточены на переводе этих клиентов в группу А. Для этого в группе В выделяют подгруппы ВА„ ВВ, ВС по алгоритму АВС-анализа, примененному не ко всей совокупности клиентов, а только к клиентам группы В (табл. 3.3.8).
Группа | Уд. вес данной группы в совокупном обороте, % | Число клиентов в составе данной группы, шт. | Уд. вес численности клиентов данной группы, % |
ВА | |||
ВВ | |||
ВС | |||
Итого |
Если группа ВА не малочисленна, то есть шансы перевести часть клиентов этой подгруппы в группу А. Для достижения данной цели необходимо разработать план мероприятий.
На основе данных, приведенных в табл. 3.3.8 видно, что в группе ВА есть претенденты для перевода в группу А.
Группа С — самая многочисленная группа, при этом величина средней закупки в этой группе очень мала. Доходность продаж в этой группе самая высокая. Но операционные расходы на обслуживание достаточно велики, поэтому если численность клиентов этой группы непропорционально велика, то затраты на обслуживание клиентов группы могут «съесть» большую часть маржинальной прибыли. Клиенты этой группы чаще приходят в компанию по рекламе. Проблема этой группы клиентов — большая доля нестандартных заказов или очень редкие непрофильные позиции ассортимента, которые на промышленном рынке — проблема. Обычно здесь решается вопрос демаркетинга, т. е. за счет ценообразования, условий минимальной покупки и ассортимента отсекается часть мелких клиентов, обслуживание которых невыгодно для компании, поэтому этой группе необходимо уделить особое внимание при ценообразовании. Верхнюю часть группы С надо постараться перевести в группу В, а в целом целесообразно проводить политику сокращения блока С, чтобы уменьшить малопроизводительные затраты. Программы лояльности распространяются на клиентов этой группы по «остаточному» принципу или вообще не распространяются.
Сгруппировав товар по одному параметру, сопоставьте полученный результат с другими параметрами. Группа С может приносить 5% дохода, составлять 50% товарного запаса и занимать 80% площади склада.
Близость к оптимальной структуре отражает то, насколько активно компания управляет сбытом, насколько спланированы продажи и насколько она управляет спросом.
Существенные отклонения параметров структуры АВС-анализа от оптимальных показателей клиентской базы — яркая иллюстрация пассивности продаж в компании, т. е. когда никто в компании не занимается целенаправленным поиском клиентов и планированием продаж. Исключение составляют на промышленном рынке компании, которые производят комплектующие только для одного очень крупного покупателя, например для Автоваза. Но это скорее проявление монопольного рынка, чем несовершенство инструмента анализа клиентской базы.
Группа А в идеале должна занимать 20-30% численности клиентов и состоять преимущественно из постоянных клиентов.
Если у вас группа А занимает значительно меньше 20%, это говорит о том, что в случае потери одного клиента существует высокий риск падения совокупного объема продаж. Вы фактически становитесь заложником своих ключевых клиентов.
Группа В должна занимать 40-50% от численности клиентов (табл. 3.3.9).