double arrow

Аудит финансовых вложений. Предприятия осуществляют отвлечение средств в виде финансовых вложений для получения дополнительного дохода в виде процентов


Предприятия осуществляют отвлечение средств в виде финансовых вложений для получения дополнительного дохода в виде процентов, ди­видендов и т. п. Финансово-инвестиционные операции обычно немного­численны, но значительны по величине отдельных сделок. Поэтому це­лесообразно каждую такую операцию исследовать и оценивать отдельно.

Источниками информации о финансовых вложениях являются: копия учредительных документов, выписки из реестра акционеров, сертификаты акций, облигации, векселя и другие ценные бумаги, договоры купли-продажи ценных бумаг, депозитные договоры, договоры займа, выписки по счету "депо", книги (реестры) регистрации ценных бумаг, учетный регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 58, 5S 60, 62, 76, 91 и др.. Главная книга, бухгалтерская отчетность, Положение об учетной политике предприятия и др.

Для того, чтобы сформулировать объективное мнение о достоверно­сти и законности операций, осуществленных на предприятии с финансовыми вложениями, правильности их оформления и отражения в бухгал­терском учете и отчетности аудиторы должны решить ряд задач:




- изучить состав финансовых вложений по данным первичных документов и учетных регистров;

- подтвердить первичную оценку системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений;

- установить правильность отражения в учете операций с финансовыми
вложениями;

- подтвердить достоверность начисления, поступления и отражения в
учете доходов по операциям с финансовыми вложениями;

- оценить качество инвентаризаций финансовых вложений.

В начале проверки аудиторы должны проанализировать данные пер­вичных документов и учетных регистров и выяснить состав финансовых вложений предприятия (краткосрочные и долгосрочные; государственные, муниципальные и корпоративные ценные бумаги; паи и акции; облигации; предоставленные займы; вклады по договору простого товарищества и др.). Аудиторы знакомятся с организацией учета и хранения ценных бумаг. На основе анализа доходности устанавливается экономическая целесообраз­ность финансовых вложений, исследуется влияние отвлечения средств на показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для подтверждения первичной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений аудиторы на основе получен­ной информации заполняют заранее разработанные тесты.

По результатам тестирования устанавливается оценка надежности сис­тем и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита. Если такая оценка окажется ниже первоначальной, то необходимо скорректировать объем и порядок проведения других аудиторских процедур. Аудиторы определяют объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур и уточняют аудиторский риск.



На следующем этапе аудиторы рассматривают хозяйственные операции, в результате которых произошло изменение размера и состава финансовых вложений предприятия. К числу таких операций относят предоставление и возврат займов, покупка и продажа ценных бумаг, возмездное их получение и передача, осуществление и получение вклада в уставный каптал. Изучая порядок оформления этих операций, аудиторы производят взаимную сверку документов, которыми оформлялось движение финансовых вложений: договоры, акты приемки-передачи, ценные бумаги, сертификаты ценных бумаг, выписки из реестра акционеров, выписки по счету "депо" и др. При этом обращается внимание на соответствие самих документов действующему законодательству, наличие в них всех необходимых реквизитов и правильность произведенных арифметических расчетов.

Для проверки стоимости отдельных финансовых вложений (акции, доли в уставном капитале других предприятий, предоставленные займы) следует изучить договору купли-продажи ценных бумаг, учредительные договоры, договоры займа, договоры простого товарищества, расчетно-платежные документы, подтверждающие фактическое перечисление средств. Для оценки правильности формирования стоимости ценных бумаг, необходимо выяснить состав затрат, связанных с их приобретением и отражаемых по дебету счета 58 "Финансовые вложения" на соответствующих субсчетах по видам вложений. Помимо сумм, уплаченных продавцу, затраты по приобретению ценных бумаг включают: расходы по оплате информационных и консультационных услуг, вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, расходы по уплате процен­тов по заемным средствам, использованным на покупку ценных бумаг для принятия их к бухгалтерскому учету, и др. Если в счет оплаты за приобретаемые ценные бумаги передаются готовая продукция, основные средства и другое имущество, то эти операции отражаются в учете с использованием счетов реализации 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы". Аналогичная методика используется при учете вкладов в уставный капитал другого предприятия (или простое товарищество). При этом сле­дует проверить правильность отражения в учете разницы между договор­ной стоимостью и балансовой стоимостью переданного имущества в счет вклада в уставный капитал (простое товарищество). Эта разница списы­вается на счет 91 "Прочие доходы и расходы" (см. приложение 24). Саль­до по счету 58 "Финансовые вложения" должно подтверждаться аналити­ческой информации о составе, количестве и стоимости ценных бумаг, указанной в книге регистрации (учета) ценных бумаг.



Аудиторам следует подтвердить соответствие метода оценки себестои­мости ценных бумаг, применяемого при их списании (выбытии), методу, зафиксированному в учетной политике предприятия (по себестоимости каждой ценной бумаги, по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения ценных бумаг (метод ФИФО). Для этого изучаются аналитические данные к счету 58 "Финансовыевложения", отражающие количество и себестоимость приобретен­ных и реализованных (выбывших) ценных бумаг. Необходимо проверить также правильность отражения в учете фактической себестоимости ценных бумаг и финансовых результатов при их реализации

Аудитору следует установить правильность формирования, использо­вания и учета резервов под обесценение ценных бумаг, отражаемых на счете 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги". Для этого необходимо проверить, что такой резерв формируется в конце года по итогам инвентаризации, в отдельности по каждому виду ценных бумаг, действительно котирующихся на бирже или специальных аукционах. Подтверждением такого обстоятельства могут служить сведения, распро­страняемые в открытой печати, в специальных бюллетенях и т. п. Умень­шение ранее сформированного резерва под обесценение ценных допус­кается при росте рыночной стоимости ценных бумаг по сравнению с их стоимостью на момент формирования резерва.

Особое внимание должно быть уделено проверке предоставления предприятием займов другим юридическим лицам. Законность предос­тавления займов изучается путем проверки заключенных договоров займа и расчетно-платежных документов.

Проверяя правильность отражения в учете доходов по операциям с финансовыми вложениями, аудиторы должны подтвердить полноту и своевременность выполнения учетных записей. При отражении доходов в учете должен применяться принцип "начисления". Начисленные доходы должны отражаться в составе операционных доходов на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

Для получения исчерпывающей информации о суммах и сроках на­числения доходов по финансовым вложениям, аудиторы могут сделать от своего имени или от имени предприятия-клиента запрос в адрес пред­приятий и организаций, выплативших доходы (в виде процентов, дивидендов и т. п.). Полученные сведения сравниваются с данными, ука­занными в регистрах бухгалтерского учета, проверяемого предприятия.

Для того, чтобы оценить качество проведенных на предприятии ин­вентаризаций финансовых вложений, аудиторам целесообразно само­стоятельно провести такую инвентаризацию. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и обшей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными книг (реестров), хранящихся в бухгалтерии предприятия. Ин­вентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные органи­зации (банк, депозитарий и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета предпри­ятия, с данными выписок этих организаций. Финансовые вложения в уставные капиталы других предприятий, а также займы, предоставленные другим предприятиям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами (учредительными договорами, договорами займа, расчетно-платежными документами).

Если результаты инвентаризаций, поведенных аудиторами и сотрудниками предприятия, совпадают, то можно сделать вывод о качественной инвентаризации финансовых вложений перед составлением годового отчета.

Обнаруженные в ходе проверки ошибки и нарушения фиксируются в рабочей документации аудиторов и определяется их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.

Анализ аудиторской практики свидетельствует, что наиболее распространенными ошибками, которые выявляются в ходе проверки операций с
финансовыми вложениями, являются следующие:

- отсутствие документов, подтверждающих фактические финансовые
вложения, или оформление их с нарушением установленных требований;

- неправильное исчисление фактической себестоимости ценных бумаг

- некорректная корреспонденция счетов при отражении в учете финансовых вложений;

- несвоевременное отражение доходов по операциям с ценными бумагами







Сейчас читают про: