double arrow

Аудит выпуска готовой продукции и ее реализации

Цель аудита выпуска готовой продукции и ее реализации - установле­ние полноты оприходования готовой продукции, правильности исчисле­ния выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции.

Источниками информации для проверки операций, отражающих выпуск готовой продукции и ее реализацию, являются: карточки складского учета готовой продукции, прейскурант цен, договоры на поставку продукции, счета-фактуры, книга продаж, накладные на передачу готовой продукции в места хранения (ф. № МХ-18), товарные накладные (ф. № ТОРГ-12), до­веренности покупателей, ведомости учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения (ф. № MX-19), выписки с расчетных счетов в банках с приложенными первичными документами (платежные поручения, платежные требования и др.), кассовые документы о поступлении выручки (приходные кассовые ордера, квитанции строгой отчетности и др.), учет­ные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 20, 40, 43, 45, 46, 50, 51, 62, 90 и др., Главная книга, Положение об учетной политике предприятия и др.

В ходе проверки выпуска готовой продукции и ее реализации аудиторы решают следующие задачи:

- подтверждение обоснованности выбора и правильности применения
варианта оценки готовой продукции;

- подтверждение первоначальной оценки систем бухгалтерского учета и
внутреннего контроля;

- установление полноты оприходования готовой продукции;

- подтверждение объемов реализованной (отгруженной) продукции;

- подтверждение себестоимости реализованной (отгруженной) продукции.

Прежде всего аудиторы должны выяснить, как оценивается на предприятии готовая продукция. Выбранный вариант оценки готовой продукции должен быть зафиксирован как элемент учетной политики пред приятия, а в рабочем плане счетов - установлены соответствующие счета для ее учета: 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)". 43 "Готовая продукция". Соблюдение конкретного варианта оценки готовой продукции соответствующего ему порядка отражения операций по ее выпуску в учете устанавливается путем анализа применяемых схем корреспонденциисчетов.

Для подтверждения предварительной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета выпуска готовой продукции и ее реализацииаудиторы на основе полученной информации заполняют заранее разработанные тесты.

По результатам тестирования устанавливается оценка надежности систем и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита. Если такая оценка окажется ниже первоначальной, то необходимо скорректировать объем и порядок проведения других ау­диторских процедур. Аудиторы определяют объекты повышенного вни­мания при планировании контрольных процедур и уточняют аудитор­ский риск.

Полнота оприходования произведенной продукции может быть про­верена путем составления альтернативного баланса расхода материалов и выхода готовой продукции исходя из нормативных затрат.

Для проверки объема производства продукции используются данные первичных документов и производственных отчетов, актов инвентариза­ции незавершенного производства, регистров аналитического и синтети­ческого учета. При этом показатели фактического выхода и сдачи на склад готовой продукции (по фактической себестоимости), учтенные по дебету счета 43 "Готовая продукция", сравнивают с оборотами по кредиту счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства". Себестоимость выполненных работ и оказанных услуг проверяется путем сопоставления кредитовых оборотов по счетам 20 "Основное производст­во" и 23 "Вспомогательные производства" и дебетовых оборотов по счету 90-2 "Себестоимость продаж".

Фактическое движение готовой продукции анализируется по данным производственных отчетов и отчетов о движении материальных ценно­стей на складах. Аудиторы могут применять для проверки данного участка учета такие приемы, как сканирование, прослеживание, арифметический контроль и др. Одновременно выясняется организация складского учета готовой продукции, правильность и своевременность оформления первичных документов и отражения их данных на счетах бухгалтерского учета.

Проверяя достоверность определения выручки от реализации продук­ции, аудиторы должны прежде всего установить: наличие договоров на поставку продукции и правильность их оформления, полноту регистрации выписанных счетов-фактур, соблюдение сроков оплаты покупателями за поставленную продукцию. Поскольку операции по реализации продукции носят систематический характер и являются типичными, они могут контролироваться выборочно. В выборку следует включать операции из разных отчетных периодов, по различным покупателям, разнооб­разной продукции (работам, услугам). В процессе выполнения контроля, осуществляется взаимная сверка счетов-фактур, накладных на отгрузку и учетных регистров, в которых обобщаются сведения о реализации про­дукции. При этом выясняется соответствие указанных в первичных до­кументах и учетных регистрах различных показателей: номенклатуры реализованной продукции, цен на нее, количества и суммы, дат осущест­вления операций.

Бухгалтерский учет выручки от реализации и составление бухгалтер­ской отчетности осуществляется по методу начисления или "по отгрузке". Поэтому аудиторы должны проконтролировать полноту отражения опе­раций по реализации (отгрузке) продукции по кредиту счета 90-1 "Вы­ручка" независимо от ее оплаты. В процессе проверки выясняется также наличие договоров поставки, в которых предусмотрен отличный от об­щеустановленного порядок перехода права собственности на поставляе­мую продукцию (товары) от продавца к покупателю не в момент от­грузки, а в момент оплаты. Продукция, отгруженная по таким договорам, до момента ее оплаты должна учитываться на счете 45 "Товары отгру­женные". Эти налоги рас­считываются с той части реализованной продукции, которая фактически оплачена покупателями, то есть за которую поступили денежные средст­ва или которая оплачена другим способом (встречной поставкой продук­ции, зачетом взаимных требований, векселем третьей стороны и др.).

Аудиторы должны удостовериться по данным учетных регистров по сче­там 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 62 "Расчеты с покупателями и заказчи­ками", 90 "Продажи" и др. в правильности применяемых корреспонденции счетов и отражения в учете выручки от реализации продукции "по отгрузке" в соответствии с требованиями нормативных документов, а также определе­ния выручки для целей налогообложения в соответствии с принятой учет­ной политикой - "по отгрузке".

Правильность определения себестоимости реализованной продукции аудиторы выясняют путем арифметического пересчета соответствующих показателей "Расчета фактической себестоимости реализованной (отгру­женной) продукции", а также путем составления тотварного баланса в натуральном и стоимостном выражении по отдель­ным видам продукции. При этом показатели товарного баланса должны быть сверены с аналогичными показателями других документов:

- остаток готовой продукции на начало и коней отчетного периода, выпуск
за отчетный период и отгрузка (реализация) по учетной цене (плановой,
нормативной себестоимости и др. в зависимости от принятого варианта
учета готовой продукции) подтверждается данными аналитического учета
движения готовой продукции в бухгалтерии и (или) информацией опера­тивного учета в производственно-диспетчерской службе;

- остаток готовой продукции на начало и конец отчетного периода по
фактической себестоимости подтверждается сальдо по счету 43 "Гото­вая продукция" на начало и конец отчетного периода. Выпуск из про­изводства по фактической себестоимости подтверждается информаци­ей ведомости сводного учета затрат на производство.

Отгрузка готовой продукции по фактической себестоимости определяет­ся как алгебраическая сумма отгрузки по учетным ценам и отклонений. Сумма отклонений рассчитывается исходя из уровня среднего процента от­клонений. В свою очередь средний процент отклонений определяется как отношение суммы отклонения фактической себестоимости от учетной цены к сумме остатка готовой продукции на начало периода и ее выпуска за пе­риод по учетной цене. Отклонения со знаком "плюс" (перерасход) отража­ются на счетах 43 "Готовая продукция" (40 "Выпуск продукции (работ, ус­луг)") и 90-2 "Себестоимость продаж" обычной записью, а со знаком "минус" (экономия) - сторнировочной. Если учетной политикой предприятия преду­смотрен порядок отнесения общехозяйственных (косвенных) расходов, учи­тываемых на счете 26 "Общехозяйственные расходы", в конце месяца на счет 90-2 "Себестоимость продаж", аудиторы должны удостовериться в правиль­ности распределения этих расходов между видами деятельности. Это осо­бенно важно, если обложение отдельных видов деятельности предприятия налогом на прибыль производится по различным ставкам. Поэтому прово­дится соответствующий арифметический расчет, цель которого - проверить правильность распределения косвенных расходов пропорционально выруч­ке, полученной от каждого вида деятельности.

Аналогичному контролю подвергаются и расходы на продажу, кото­рые связаны со сбытом продукции и включают расходы: на тару и упа­ковку, по доставке продукции на станцию отправления, погрузке в ваго­ны и автомобили, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и дру­гим посредническим организациям, расходы на рекламу и др. Они учи­тываются на счете 44 "Расходы на продажу". Аудиторам путем сверки данных первичных расчетно-платежных документов и учетных регистров по счету 44 "Расходы на продажу" следует выяснить организацию аналитического учета этих расходов, а с помощью арифметического контре» проверить правильность их распределения между видами реализованной продукции. Распределение должно производиться пропорционально стоимости реализованной (отгруженной) продукции по фактической себестоимости или учетным ценам, кроме расходов на тару и транспортировку, которые списываются прямым путем.

Аудиторы должны изучить также правильность отражения в учете реализации продукции (работ, услуг) при осуществлении товарообменных (бартерных) операций, расчетов путем зачета взаимных требований (особенно при многосторонних зачетах), при получении векселей банка или третьей стороны за отгруженную продукцию и др. Объектом их внимания должны быть: документальное подтверждение совершенных сельскохозяйственных операций, применяемые схемы корреспонденции счетов ним, исчисление различных налогов (на прибыль, НДС и др.).

Свои выводы аудиторы обосновывает данными проверяемых первичных документов и учетных регистров, результатами производимых контрольных арифметических расчетов. Обнаруженные в ходе аудита ошибки и нарушения они регистрируют в рабочей документации и определяют их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.

Как свидетельствует аудиторская практика, типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки выпуска готовой продукции и ее реализации, являются следующие:

- видение бухгалтерского учета реализации продукции "по оплате";

- неправильное исчисление фактической себестоимости реализованной продукции;

- несоблюдение установленного учетной политикой метода определения выручки для целей налогообложения;

- некорректная корреспонденция счетов при отражении в учете реали­зации продукции по бартеру, при осуществлении многостороннего за­чета взаимных требований и другим операциям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: