Пятый день

Четвертый день

Быт 1:14-19. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. 16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо. 19 И был вечер, и было утро: день четвертый.

Мэот – не свет и не источник света, а то, что излучает свет, получая его извне, из светоносного источника. Меорот – усл. светила – соединение света с небесными телами. Меорот управляют физическим временем.

Да будут светила на тверди небесной, – эти слова надо понимать в контексте речи. Надо понимать эти слова не как творение светил в собственном смысле этого слова, а как указание на роль тверди небесной. Можно предположительно говорить о том, что в предыдущий день светила, существуя, не были видны с поверхности земли.

Во второй день создана ракиа посреди воды и воды. В третий день вода, которая под твердью, собралась на поверхность земли. О воде, которая над твердью, ничего больше не говорилось. Теперь эта вода покидает поверхность ракиа, и светила становятся видны с поверхности земли.

Твердь небесная – регулятор поступления света на землю. Светясь преломленным светом, она не пропускает днем свет звезд, они не видны.

Фраза для знамений обозначает естественные природные закономерности (ср. Мф. 6:3), и наивно в ней искать библейское обоснование астрологии.

Ст. 16. Создал – аса. Светила великие – по значимости для земли.

Быт 1:20-23. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо. 22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. 23 И был вечер, и было утро: день пятый.

Йишрецу Wx=r=v!y hа маим <!y^M^h шерец J#r#v нефеш v#p\n хая h`Y^j.

Да воскишат воды кишащими – душой живой.

Хая – жизненность, жизненная энергия, заряжающая жизнью тело, делающая его живым существом, обладающим чувством жизни, знающим жизнь в себе, ее динамику. Хая – жизненное движение и жизненное наполнение, способное избирательно воспринимать хорошее, полезное, приятное и отталкивать вредное и неприятное. Хая само по себе – динамическое побуждение жить, желание обладать благом жизни как таковой и стремление к большему обретению и сохранению блага жизни.

Нефеш – усл. душа, то, что каждое живое существо осознает в себе как центр себя, благодаря чему сознает себя единым со своим телом, целостным и оторванным от всего остального. Нефеш связано с нафаш – вырваться, отделиться, оторваться. В отличие от растений, корнями крепко связанных с почвой, живое существо оторвано от земли и обладает хотя бы относительной свободой проживания. В нефеш есть это сознание оторванности, отделенности – составная часть сознания я.

Нефеш хая – усл. душа живая. В отличие от растений она живет еще душевной жизнью, чувством я, желает и не может не желать блага себе, стремиться к увеличению наслаждения жизнью в я и избегать страданий в жизни. В этом основополагающем желании и стремлении я живого существа – движущий мот ив его жизни.

Шерец – наименьшее, (низшие виды) обладают обладает нефеш хая, – мелкая кишащая тварь, которая бегает (рац), обладает независимым движением (насекомые, земноводные, рыбы).

В ст. 21 глагол бара.

Танниним hа гдолим – тоже самое гдолим используется в повествовании четвертого дня о солнце и луне. Таннин – загадочное слово, его значение не совсем ясно. Его можно выводить из нун – производить потомство.

И благословил (йиварэх) их Бог, говоря (лемор): плодитесь и размножайтесь (пру у рву)

Понятие браха (благословения) обозначает наложение закона и соответствующего влечения жизни, передачу силы для размножения.

Лемор – говоря – от слова амар указывает на необходимость незамедлительного и безоговорочного исполнения благословения.

Плодитесь и размножайтесь… По-русски синонимы. По-еврейски пру обозначает акт размножения, а рву – заботу о потомстве.

Та материя, посредством которой совершается творение, становится средой обитания. Творение пятого дня совершается посредством воды, и она становится средой –обитания существ, объединяемых понятием шерец. Творение птиц отдельный творческий акт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: