Синдром дыхательной недостаточности
Дыхательная недостаточность - патологическое состояние организма, при котором либо не обеспечивается поддержание нормального газового состава крови, либо он достигается такой работой дыхательного аппарата, которая снижает функциональные возможности организма. Основные механизмы развития: нарушение процессов вентиляции альвеол, диффузии молекулярного кислорода и угл.газа и перфузии крови через капилляры. ДН может быть первичной и вторичной, острой и хронической, латентной и явной, парциальной и глобальной. Выделяют два типа ДН: обструктивный и рестриктивный. В основе о б с т р у к т и в н о й ДН лежит нарушение проходимости бронхов, поэтому наиболее частыми заболеваниями, приводящими к данному типу ДН являются бронхит и бронхиальная астма. Р е с т р и к т и в н а я ДН возникает из-за невозможности полноценного расправления альвеол при поступлении в них воздуха. Заболевания: пневмопатии новорожденных и недоношенных, ателектаз, гидро- и пневмоторакс, выраженное ожирение, паралич дыхательных мышц. Уметь различать типы ДН чрезвычайно важно, особенно на ранних стадиях, когда возможно воздействие на механизм обструкции или рестрикции.
Клиника:
- одышка
- тахикардия
- цианоз
- нарушение сознания и судороги – при крайней степени
Согласно клинической классификации различают ДН:
1 степень – одышка возникает только при физическом напряжении,
2 степень – одышка появляется при незначительной физической нагрузке
3 степень – одышка есть в покое.
В качестве заключения еще раз напомню, что выделение синдромов является важным этапом диагностического процесса при заболеваниях легких, который завершается определением нозологической формы заболевания.
5. Пикквикский синдром или синдром ночного апноэ
Литература:
1. Шишкин А.Н. Внутренние болезни. Распознавание, семиотика, диагностика. Серия «Мир медицины». – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 384 с.
2. Руководство к практическим занятиям по пропедевтике внутренних болезней: Для мед.ин-тов / О.Г.Довгялло, Л.С.Сипарова, Н.М.Федоренко и др. – Мн.:Выш.шк., 1986. – 190 с.
3. Иван Андреев, Иван Вапцаров, Христо Михов, Ангел Ангелов. Дифференциальная диагностика важнейших симптомов детских болезней.Пловдив, 1977. – 721 с.
4. Ковалевский А.А. Перкуссия и аускультация. – Издательство Томского университета, Томск, 1961. – 169 с.
5. Сушко Е.П. Пропедевтика детских болезней: Учеб.пособие. – Мн.:Выш.шк., 1996. – 448 с.
6. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Основы клинической диагностики внутренних болезней (пропедевтика): Учебник. – М.:Медицина, 1997. – 464 с.
Философия - это любовь к истине, неизменной в своей основе и меняющейся в связи с переменами в жизни и деятельности людей. Как величайшая философская категория, пришедшая к нам из глубины веков, качество являет собой учение о свойствах предметов и вещей, различающихся присущими именно данному, а не другому предмету или явлению.
Качество - это часть исторического процесса и как таковая изучается серьезной философской мыслью.
Аристотель, посвятивший много лет своей интеллектуальной жизни исследованию философской категории качества, утверждал, что изменяются качества вещей, а не сами вещи, хотя современность показывает, что под влиянием научно-технического прогресса изменяется и то, и другое. «Материальные покровы мира начали разлагаться и распыляться и стали искать твердых субстанций, скрытых за этим размягчением… Мир меняет свои покровы»1.
Об этом же писал и Гегель, закрепивший в философском законе перехода количества в качество и в его философских традициях и мировоззренческих трудах последующих поколений исследователей, все постулаты современного нам философского учения, хотя теперь закрадывается сомнение, - а есть ли такой закон, и может количество ли обратиться в качество.
Философия Гегеля пришла на смену философии Аристотеля. И если в древние века ценились в основном две добродетели: умение вести хозяйство (экономика) и умение вести беседу (риторика), подкрепленные развитием философии, - то в эпоху средневековья, когда на смену язычеству древних пришло христианство, главной добродетелью сделалось смирение, терпение, кротость и, соответственно, молчание, а не риторика.
Идея создания новой философии, т.н. трансцедентальной теории чистого разума Канта, должна исследовать происхождение наших знаний о предметах, если только оно не может быть приписано предметам2.
Здесь речь идет об исследовании чистых, т.е. априорных форм мышления, применяемых для анализа качественных характеристик, которые Кант (по примеру Аристотеля) называет категориями, и среди них на первом месте находятся категории количества и качества3.
Система категорий, построенная по принципу субординации (соподчинения понятий), есть форма истины.
Простой механический набор понятий не передает всей сложности реальных отношений внутри категории качества.
Задача философии качества - обнаружить эту систему отношений, фактически существующую между понятиями.
Поскольку категории выражают связи предельной общности, то в изучении категории качества само качество не может быть объектом исследования, как об этом пишут в учебниках
по управлению качеством1. Философия качества изучает не только мир категории качества, а мир как целое, и качество здесь, скорее, не объект управления, ибо ОБЪЕКТ всегда отвечает на вопрос, ГДЕ происходит событие, а условие, при котором субординация категорий приводит в движение все, — от абстрактного к конкретному. Качество — это результат и в то же время фактор производства, условие и предпосылка, стимул и резерв, но не объект управления.
Качество связано с другими экономическими категориями. Например, с производительностью оно связано особой формой зависимости. Как экономическая категория оно сопряжено и с эффективностью, и с конкурентоспособностью, и с прибылью, а следовательно, и с рентабельностью, с затратами, издержками и с себестоимостью, т.е. системно со всеми «качественно-категориальными и количественными показателями», но не так, как об этом пишут в учебниках2. Если в центре схемы помещен реально существующий объект изучения, а фундаментом его являются категории, то, очевидно, что смещение объекта исследования и категории приводит к тем самым практическим недоразумениям в управлении качеством, когда качество становится неуправляемым. Это и случилось в 2002 году после признания недостаточности форм организации и управления.
Анатоль Франс остроумно заметил, что философская теория мироздания так похожа на мироздание, как глобус, на котором нанесены одни только долготы и широты был бы похож на Землю. Критикуя системы и схемы, которые не дают ориентиры и не помогают в освоении теории управления, следует отметить, что в центре философской системы взаимосвязи объекта экономических категорий и экономических показателей всегда будет существовать философская и экономическая категория качества, управляемая Законами и Правилами: за изобретение лишь одного из них Зевсу приносили в жертву 100 волов. «Пифагор за изобретение одного геометрического правила принес Зевсу в жертву 100 волов. Но ежели бы за найденные в нынешние времена от остроумных математиков правил по суеверию его ревности поступать, то едва ли в целом свете столько рогатого скота сыскать», - писал М. Ломоносов. Управляет современным научно-техническим прогрессом до сих пор лишь один человек — Альфред Нобиле. Его Премия за научные изобретения - самое важное его Открытие. Дело не только в Премии, сколько в ее размерах и уместности.
Законы, Категории и Правила образуют механизм управления качеством, а им должна соответствовать адекватная система показателей. Это - матричная, а не линейная и не дивизионная, хотя и иерархическая система управления. Построение такой системы возможным сделалось только теперь, в эпоху ИТ (информационных технологий).
Гегель сформулировал общую идею о субординации категорий и указал на общий ее принцип, - от абстрактного к конкретному, от «пустоты» к полноте содержания. Астрофизики XXI века заметили, что мировое пространство на 80% состоит из «пустот», а те на 70% состоят из т.н. «черной» энергии и на 26% - из черной материи. Великая аллегория - «Черный Квадрат» Малевича и есть эта схема, и в ней нет реально существующего объекта, он только подразумевается и проявляет себя в физике - через квадрат и элементарные частицы, а в экономике - через флуктуации, отклонения; в статистике - через систему, а не набор показателей; в менеджменте — через систему методов управления, согласованную с принципами и укладами жизни конкретных людей в конкретную эпоху в данной стране. Механизм управления качеством похож на галактические механизмы управления движением планет, звезд, а инструменты управления - это инструменты познания - должны быть точны и адекватны. Пример для данного случая: микроскоп - хороший инструмент, но им не следует забивать гвозди. Инструментами в управлении качеством будут TQM и ISO, а в исследовании параметров качества конкретных изделий и услуг - системы показателей качества, системы методов измерения, системы графического отображения, которых в учебной литературе много. «Звезды качества», «спираль» качества, «пирамиды качества», «кости Исикавы» - все это не просто поэтические символы. Они указывают на универсальность космического и земного, на сходство в структурах управления, отыскание и расхождения в изучение разумного, субстанционального начала, в отыскании истины, которая и есть философия качества. В соответствие с этим менеджмент качества выстраивает систему понятий и показателей, выражающих закономерные связи, внутренне присущие развитию категории качества.
Прагматизм современной жизни под качеством понимает, как уже было отмечено, совокупность свойств изделий (параметров качества продуктов, услуг), обуславливающих их пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствие с заданным назначением и требованиями покупателя.
Новое позиционирование пришло на смену идеям и концепциям качества и совершенства.
Позиционирование как термин употреблялся в американской литературе в 1995 году 16917 раз. Он выражает не качество самого товара или услуги, а воздействие на сознание покупателей. Здесь использована философия духа Гегеля, который выделил три раздела:
- дух и его понятия, психологию вообще;
- реализацию духа;
- завершение работы духа в искусстве, науке, религии2, а теперь уже и маркетинге, и в менеджменте, особенно в менеджменте качества.
В философии качества наступившего XXI века сформировался маркетинговый подход и рекламный принцип «управления» качеством. В 2003 году российский рекламный рынок освоил около 2 млрд. долл.; однако 90% этих денег тратят впустую из-за увлечения т.н. «зонтичными» брендами, короткой телерекламой и фокус-группами.
В отличие от западных специалистов у большинства российских предпринимателей просто отсутствует понимание того, как работает голова потребителя»…
Битва за умы составляет основу современной философии качества и возможную расфокусировку сознания человека.
Например, в начале ноября 2003 года общее собрание членов Рекламной ассоциации муниципальных образований (РАМО) обратилось с письмом к министру внутренних дел с просьбой об отмене норм нового дорожного ГОСТа, которое, по их мнению, «ставит под угрозу существование наружной рекламы: только в Москве придется убрать 90% рекламоносителей». ГОСТ «наружная реклама» на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений вступил в силу 1 июля 2003 г. Он разработан госпредприятием Росдор-НИИ, Главным управлением ГИБДД и другими организациями.
По закону «О техническом регулировании», который также вступил в силу с 1 июля 2003 г., ГОСТы перестали быть обязательными к исполнению. Но деньги, затраченные на рекламные цели, оказались выше всякой философии.
В современной экономике России возникли предпосылки для изменения не только форм управления качеством, но и систем.
Если в эпоху СССР качеством управлял Госстандарт СССР, то индивидуализм потребовал, чтобы каждый отвечал за себя, за свое качество, а не перекладывал бремя затрат через государственные органы на бюджет страны.
Реструктуризация аппарата управления качеством, упразднение многих функций Госстандарта6 и введение регламентов вместо стандартов с 1 июля 2003 г. - последствия новой философии качества. Лучше это или хуже? Считают, что всякая реальность есть добро.
Философия эволюции связана с понятием прогресса. Эволюция философии качества состоит таким образом в том, что дальнейший прогресс возможен только через синтез мышления и чувства; так, чтобы идеи проявили степень истинности в зависимости от степени развития общества. Современное общество требует не просто высокого, а высочайшего качества, не желая при этом увеличивать общественные затраты на него и делегирует свои полномочия производителям. Может быть, что весь прогресс состоит не в достижении определенных результатов, а в движении. Философия качества общества XXI века прагматична и потому требует современных организационных форм управления качеством, имманентных законам философии и идее блага современного общества.






