Стандартизация. Стандартизация - это «деятельность по установлению правил, общих принципов, характеристик, рассчитанных для многократного использования на добровольной

Стандартизация - это «деятельность по установлению правил, общих принципов, характеристик, рассчитанных для многократного использования на добровольной основе, направленная на достижение упорядоченности и повышения конкуренто­способности в области производства и оборота продукции, выполнения работ и оказания услуг».

Эта деятельность основана на понятии «стандарт» и происходит от англ. Standard — норма, образец, мерило, что означает документ, в котором устанавливаются правила, прин­ципы, характеристики продукции, процессов, эксплуатации и утилизации, работ или услуг.

Стандарт может также включать или исключительно содержать требования к:

- символике;

- терминологии;

- упаковке;

- маркировке;

- этикетированию;

- бренду.

Переход от стандартизации к техническому регулированию в нашей стране, начиная с 2004 года вплоть до 2015 года означает деятельность по установлению:

- обязательных требований;

- добровольных правил;

- общих принципов;

- процессов (методов) производства;

- характеристик в отношении продукции, работ или услуг;

- эксплуатации и утилизации;

- оценки соответствия;

- контроля за соблюдением обязательных требований.

Как видим, отличие стандартизации от технического регулирования весьма существенно.

Если стандарт в широком смысле слова означает образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других объектов, а нормативно-технический документ по стандартизации устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, то технический регламент — это просто федеральный закон, постановление Правительства РФ или указ Президента РФ, устанавливающий требования только к объектам технического регулирова­ния, например, к зданиям и сооружениям, но не к продуктам питания. Правила стандартизации вырабатывались веками и к ним привыкли.

Стандартизация в СССР была тесно связана с системой планирования и управления на­роднохозяйственным комплексом страны и являлась одним из элементов государственной научно-технической политики, которая была направлена «на ускорение научно-технического прогресса, повышение производительности труда и улучшение качества продукции»2. Принципы технического регулирования, принятые на долгосрочную перспективу, ориентированы на «недопустимость ограничения конкуренции в сферах аккредитации и сертификации, недопустимость совмещения в одной организации функций органа государственного контроля и органа по сертификации, недопустимость внебюджетного финансирования госконтроля3.

Очевидны различия принципов, целей и задач стандартизации и технического регулиро­вания, меняющие основы управления качеством.

Первым документом по стандартизации был декрет СНК РСФСР от 14.09.1918 г. «О введении международной метрической системы мер и весов». Главную палату мер и весов возглавил великий русский ученый Д.И. Менделеев, который был ее управляющим до конца своей жизни. Сейчас это институт метрологии.

Характерно, что созданный в сентябре 1925 года Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны (СТО) уже в мае 1926 года утвердил первый общесоюз­ный стандарт: ОСТ - 1 «Пшеница. Селекционные сорта зерен. Номенклатура», получивший силу государственного закона.

Хлеб - всему голова. О нем вспоминают не только за столом, но и в каждодневных молитвах. Но качество хлеба настолько снизилось, что даже самый нетребовательный покупа­тель замечает эти перемены.

Метод рейтинговых оценок дает цифровую характеристику этому состоянию качества: ни одно из предприятий, производящих хлеб в России, не имеет конкурентного преимущества, разве что исторические воспоминания Гиляровского о булочных московского купца Филиппова.

Госстандарт СССР как орган, объединявший работы по стандартизации на всех уров­нях управления экономикой страны, возник не сразу и не вдруг. Например, в 1936—1940 годах разработкой и утверждением стандартов занимались также народные комиссариаты, а с июля 1940 года - Всесоюзный комитет по стандартизации, преобразованный к 1970 году в Госстан­дарт СССР.

Система действовала весьма успешно. Она объединила работы по стандартизации и создала комплекс взаимоувязанных правил и положений по организации и проведению работ по стандартизации, порядок разработки и внедрения нормативов и правил, систему госнадзо­ра, единые нормы построения, изложения, унификации стандартов.

Принципы системы Госстандарта:

- опережающей стандартизации;

- комплексной стандартизации.

Первый обозначает установление повышенных требований и норм по отношению к уже достигнутому, в т.ч. в мировой практике; второй - в согласовании параметров взаимосвязанных компонентов, входящих в объекты стандартизации и увязке сроков введения в действие стандар­тов. Этот принцип настолько важен, что сохраняет свое значение и в условиях рыночной эконо­мики, но уже в другом механизме управления, - через систему конкурентного преимущества, заложенную в ст. 3 Федерального Закона «Об основах технического регулирования в Россий­ской Федерации». Комплексность стандартизации обеспечивается не только разработкой про­грамм стандартизации, включающих изделия и комплектующие к ним детали и узлы, сырье, мате­риалы, методы подготовки и организации производства, но и все стороны изготовления и по­требления продукции и услуг, координацию межотраслевых, межрегиональных и мировых связей, маркетинг и менеджмент не только внутри страны, но и на международном уровне.

Глобализация экономик мира диктует новые условия в области стандартов и стандарти­зации в условиях конкуренции и перетока всех видов ресурсов и капитала из одной страны в другую. В этих условиях уже не государство, а сами предприятия определяют способы, методы и принципы стандартизации, чтобы создать и удержать конкурентное преимущество благодаря высокому качеству товаров и услуг, воспитывая вкус у потребителя, понимая при этом роль страны базирования и конкуренции, что совсем не просто. Во-первых, стандарты зависят от характера и особенностей их отраслевой принадлежности; во-вторых, они должны быть ориен­тированы на экспорт и вкусы потребителей других стран, включая и посредников по продвиже­нию товаров; в-третьих, на постоянное и всестороннее обновление и улучшение, включая и технологию, и методы работы предприятий и организаций, особенно в области разработки новых товаров, технологий их производства, новых способов маркетинга и менеджмента каче­ства, новых групп покупателей и многое другое.

Стандартизация - динамичный процесс и вполне своевременный; хотя и очень болез­ненной мерой следует признать передачу и упразднение ряда функций (их на сегодняшний день около 700), что вполне согласуется с новой философией качества (философией характера рыночных отношений), равно как и с новой парадигмой управления качеством. «Лидерство за­воевывают те фирмы, которые не только улаживают новую потребность, возникшую на рынке, или потенциал, заключенный в новой технологии, но и без промедления и активно используют это обстоятельство».1Зачастую следование общепринятым стандартам сдерживает этот дина­мизм. Жизнь современного общества требует перестройки государственной стандартизации, вовлечения в эту сферу деятельности самих участников производства, фирм, предприятий, ибо без соблюдения требований стандартов фирмам выход на рынок практически невозможен.

Однако совокупный фонд государственных стандартов России в сравнении с другими промышленно развитыми капиталистическими странами не должен сокращаться. Например, «Общее число государственных стандартов в области машиностроения находилось на одном уровне в СССР и Японии в 1990 году, т.е. к началу перестройки их было около 5 тысяч; в пол­тора раза увеличилось за последние два десятилетия количество государственных стандартов в США. Однако, из 20 тыс. стандартов у нас применялось только 10. За рубежом отступление от обязательных стандартов рассматривается как уголовно наказуемое; у нас к этому относят­ся по-другому.

Главная особенность государственных стандартов за рубежом - их преимущест­венно рекомендательный характер. В технических регламентах, предусмотренных законом о техническом регулировании, саморегулирующие организации устанав­ливают обязательное требование к товарам, подведомственным инстанциям. Но заниматься техрегулированием будет один государственно-общественный орган -организация, подведомственная Федеральной службе по техническому регулиро­ванию и метрологии (бывший Госстандарт), а не несколько десятков организаций разных ведомств.

Поэтапность формирования новой структуры предполагает вначале создать координи­рующий орган по согласованию единых правил; в ходе этой работы ведомственные регуляторы постепенно ликвидируются. Много недоразумений возникает при этом.

В 2004 году Минюсту, например, запретили регистрировать ведомственные технические регламенты. Например, для передачи техосмотра автомобилей от ГИБДД в коммерческие структуры достаточно только правительственного постановления, а до этого, т.е. в настоящее время, техосмотр могут осуществлять и милиция, и частники.

Вторая черта реформы — отделение нормативных функций от контрольных. Например, ЦБ должен сосредоточить функции по контролю и надзору в едином структурном подразделе­нии и выделить из капитал ЦБ ММВБ, ограничив коммерческую деятельность подведомственно­го ему Российского объединения инкассации. Это должно, по мнению реформаторов, усилить конкуренцию в банковском секторе, стимулировать ее.

Унификация правил регистрации кредитных учреждений, а также проспектов эмиссий акций - третья черта реформы стандартов и качества.

Так или иначе, бывший Госстандарт отказался от пятой части функций, и уже к 1 0/XII -03 число рассмотренных комиссий по административной реформе госфункций достигло 2900, из них 700 получили т.н. «черную метку». Главная цель этих преобразований - резкое умень­шение вмешательства государства в сферу бизнеса.

«Отказываясь от лишних функций, правительство намеренно не допустит их перетока на региональный уровень».

Практический пример, показывающий отличие технических регламентов от ГОС­Тов. Как уже отмечалось, по закону технические регламенты могут разрабатывать производители. Одним из таких производителей является ассоциация «Мясной со­юз». До конца 2004 года ассоциация планирует разделить всю мясную продукцию на четыре группы по содержанию в ней растительных добавок «мясная»: 1) если в ней присутствует белок только животного происхождения; 2) мясо — растительное; 3) растительно-мясное, в зависимости от количества растительного белка и 4) аналоговая, произведенная только из растительного сырья, но по виду напоми­нающую мясную.

Полный переход на «новые правила игры» займет 5 лет и обойдется в $ 500 000.

Разделить продукты на мясные и растительные участников рынка заставила обострив­шаяся конкуренция, где первыми пострадали производители мясных консервов, которые в по­гоне за снижением себестоимости стали добавлять к мясу соевые добавки, крахмал, муку, а в итоге потеряли потребителя.

Нельзя сказать, что это открытие российского рынка современной эпохи. В 80-е го­ды существовали нормативы экономии и затрат, утвержденные системой Госстандарта. То­гда на каждый килограмм колбасы нормировалось вложить 340 граммов жилистого мяса, а остальное составляли те же ингредиенты: крахмал, селитра и даже… туалетная бумага.

Удельный расход мяса рассчитывался по формуле

«Сэкономлено» таким образом 500 тыс. тонн за счет недовложения мясного ингредиен­та. Но такая «экономия», за которую премировали, хуже всякого перерасхода, ибо нарушает баланс питания человека, ухудшает потребительские свойства и качество продукта. Другой пример: В 2001 году Российский союз предприятий молочной отрасли оспорил законность на­звания «масло сливочное» в отношении мягкого масла, содержащего растительные жиры, а в 2002 году производитель сгущенного молока «Ингеоком» попытался запретить своим конкурен­там, добавляющим растительные жиры в молоко, называть свою продукцию «сгущенным моло­ком». Оба эти примера показывают, что в борьбе за качество побеждают «чистые продукты». В 2003 году Молочным союзом приняты новые стандарты, разделяющие молочные и молоко-содержащие продукты, а также сливочное масло и спрэды (масложировые смеси с содержани­ем растительного масла).

Принятие нового стандарта - очень дорогостоящее мероприятие и обходится участни­кам рынка отрасли в величину от 3 до 8 тыс. $ в случае бесконфликтного обсуждения этого стандарта. В других случаях это может составлять и более миллиона долларов.

Конфликты - тоже дорогостоящая проблема, но она уже, к счастью, относится не к нашей науке.

Как уже было показано, стандартизация означает нормативный способ управле­ния качеством от кого бы то он ни исходил.

Механизм воздействия стандартов на качество — это контроль за выполнением уста­новленных норм и правил с применением санкций в случае такой необходимости.

Есть такие понятия:

- продовольственная безопасность страны;

— лекарственная безопасность страны.

В современных стандартах страны это должно быть обязательно учтено.

Важное место в системе стандартов занимают международные стандарты, разрабо­танные Международной организацией по стандартизации (ИСО) или в латинской транскрипции (ISO) и международной электротехнической комиссией (МЭК).

Международные стандарты представляют собой организационно-техническую ос­нову единства мирового опыта совершенствования понятий, классификаций, тре­бований по обеспечению качества товаров и услуг, основные показатели назна­чения, где главное место занимают показатели безопасности, надежности, охраны окружающей среды, а также требования совместимости и взаимозаменяемости.

Применение международных стандартов - важное условие принятия России в ВТО, а также развития международных и научно-технических связей и контактов.

Стандарты серии ИСО-9000, действующие в настоящее время, имеют рекомендатель­ный характер.

Документы серии ИСО-9000 приняты в качестве национальных стандартов в 90 стра­нах мира, в т.ч. и в России.

Группа международных стандартов по управлению качеством и обеспечению качества разработана независимой организацией ИСО.

В эту группу включены руководящие принципы и указания по выбору и применению стандартов на системы качества:

- ISO 9001 - Модель управления качеством в конструировании, разработке, производ­стве и обслуживании;

- ISO 9002 - Модель управления качеством в производстве, обслуживании и установке;

- ISO 9003 - Модель управления качеством в окончательной приемке и тестировании.

К ним прилагаются руководящие указания по проверке систем качества:

- Стандарты ИСО 10.011-1, 10.011-2, 10.011-3

- Руководства по внедрению:

ИСО - 9000-1 - «Руководство по выбору и использованию»

ИСО - 9004-2 - «Управление качеством и элементы системы контроля качества».

К руководящим указаниям по качеству (ИСО 10013) прилагается словарь терминов (ИСО-8402). Итак, ИСО-9000 - это система, объединяющая в единое целое три стандарта, по которым проводится сертификация, три руководства по их внедрению и словарь терминов.

Важно подчеркнуть, что ИСО-9000 не является стандартом качества продукции, услуг или производственных процессов, но устанавливает стандартные требования к системе качества, а система качества по тому же стандарту ИСО-8402 представляет собой совокупность организа­ционных структур, методик, процессов и ресурсов, необходимых для управления качеством.

Итак, в системе управления качеством видим с одной стороны модели, с другой струк­туры управления качеством. Движение качества обеспечивает механизм сертификации, а мето­ды анализа - инструменты исследования. Получается стройная система, общность и универ­сальность которой проявляется в том, что Модели Обеспечения Качества применимы во всех областях и для всех стран, но могут быть в случае договорной (контрактной) ситуации модер­низированы.

Первоначально стандарты ИСО 9000 были задуманы как средство унификации огромно­го количества национальных и международных стандартов, применение которых позволило бы и предприятию-поставщику, и потребителю достигнуть требуемого уровня качества при минималь­ных затратах, поскольку предполагалось, что стандарт поможет снизить затраты на качество вследствие повышения конкурентоспособности за счет роста уровня доверия к поставщикам.

Однако затраты на качество даже и в этом случае оказываются очень велики.

Международный комитет ISO/TC 176 предлагает выбирать модель обеспечения качест­ва из трех возможных вариантов (рис. 3).

Как видно на рис 3, ИСО-9001 является наиболее объемным стандартом и применяется на нескольких стадиях:

- проектирования;

- разработки;

- производства;

- монтажа;

- обслуживания.

Для этого необходимы:

- эксплуатационные характеристики и системы показателей;

- демонстрация поставщиком его возможностей в проектировании, разработке, произ­водстве, монтаже и обслуживании.

Все это требует больших трудовых и финансовых затрат. Скажем, стоимость размещения в офисах (стоимость одного рабочего места), по оценкам консалтинговой компании DTZ, составит в 2004 году от 16,6 (Вест-Энд, Лондон) до 6,6 тыс. долл. (Москва). Такая работа связана с затрата­ми не только на создание и эксплуатацию стандартного рабочего места, в состав которого вклю­чаются также расходы на эксплуатацию и оснащение офиса, но и с затратами на оплату труда специалистов разного профиля и высокого качества.

Стандарт ISO-9001 включает в себя 20 элементов, каждый из которых содержит дополнительные детали на все виды деятельности предприятия или организации, начиная от проектирования, производства и включая маркетинговые исследования и актуарные принципы ведения транспортных и складских операций.

Выполнение требований стандарта не лишает работу разнообразия и не является ко­нечной целью работы предприятия. Это - только начало.

ИСО-9002 «Система качества: Модель обеспечения качества при производстве, мон­таже и обслуживании» применяется в договорной ситуации в том случае, когда специфические требования к продукции регламентированы проектом или техническими условиями (ТУ).

ИСО 9003 «Система качества: Модель обеспечения качеством при окончательном кон­троле и испытаниях».

Взаимосвязь меду моделями ИСО-9001, 9002 и 9003 иллюстрирует рис. 4.

Международные стандарты относятся к элементам системы качества, а не к способам и методам внедрения этих элементов на том или ином предприятии или в организации (в силу специфики деятельности последних). В связи с этим рекомендуем обратить внимание на эле­менты системы качества в стандартах серии ИСО-9000: 2000.

Модели системы качества стандартов семейства ИСО-9000, рекомендованные к при­менению в зависимости от выпускаемой продукции или особенностей оказанных услуг, приве­дены в таблице 2.

Таблица 2

Виды моделей качества в зависимости от характера производимой продукции и услуг

Сфера услуг становится в нашем тысячелетии доминирующей и наиболее дорогостоя­щей и потому нуждается в пояснении.

«Услуги - результат разносторонней деятельности, осуществляемой производите­лем по заказу потребителей и обычно ведущий к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги; при этом обязательным является одновременное присут­ствие продавца и покупателя».

В перечне услуг выделяют следующие их виды:

1. Транспортные

2. Услуги связи:

а) почтовые и курьерские б)телекоммуникационные

3. Строительные

4. Страховые

5. Финансовые

6. Компьютерные и информационные

7. Роялти и лицензионные платежи

8. Прочие деловые услуги:

а) Операционный лизинг;

9. Деловые, профессиональные и технические услуги:

а) юридические;

б) услуги по аудиту, бухгалтерскому учету;

в) консалтинговые услуги;

г) реклама, маркетинг, изучение общественного мнения;

д) услуги в области исследования и разработок;

е) услуги в области архитектуры, инженерные услуги в техническом обслуживании;

ж) услуги в области сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, переработки; 11. Услуги в области культуры и отдыха;

11. Услуги в сфере образования.

Как наиболее близкая к нам сфера образования, в МЭСИ находит своих сторонников в об­ласти применения серии стандартов ISO 9000:20001. Это наиболее эффективная система менедж­мента (административного управления) качества, которая в комплексе образует комплект согласо­ванных стандартов управления системами качества, что соответствует вышеприведенным схемам.

К международным стандартом в области образования иногда относят SCORM и JMS, но это не стандарты, а спецификации все той же серии стандартов ISO 9000:2000.

SCORM (Sharable Content Object Reference Model) - эталонная модель разделяемого объекта контента, в которой может быть использована любая информация, оформленная в стандартных требованиях. Это может быть лекция, курс, профессиональная образовательная программа высшего образования, параграф или его абзац, рисунок, график и т.д. Возмож­ность агрегирования контента из отдельных объектов обеспечивается построениям по прави­лам формирования, изложенным в SCORM, т.е. по условиям стандарта. Пока SCORM и JMS, по мнению специалистов, невозможно использовать в том виде, в каком они существуют.

Таблица 3 Серия стандартов ИСО 9000:2000

** ОСРЦ-ИР - отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования

Начальник Центра проектирования Контента МЭСИ формирует перечень элементов Учебно-методического комплекса, уделяя особенное внимание в этом документе контрольным мероприятиям, таким, например, как тесты на оценку, тесты для самопроверки, форумы/чаты, вопросы для обсуждения на занятиях (форумах/чатах), а также задачам и заданиям, практику­мам, контрольным работам, рефератам, докладам и эссе, вопросам к зачету или экзамену.

Это только часть элементов, которая должна быть строго стандартизирована в зависи­мости от системы, применяемой в информационных технологиях и программных продуктах.

Конструктор контента согласует соответствие SG и УП, ресурсы и сроки сдачи УМК преподавателем курса, например, «Управление качеством в стандартизированном виде».

Этот пример показывает полное соответствие внутренних потребностей МЭСИ между­народным стандартам качества серии ИСО - 9000:2000 - «применение, управление, поддер­жание» (рис. 5).

Как видим, информатизация учебного процесса совершенно немыслима без стандарти­зации, на основе которой формируются:

- комплект требований к сертификации;

- индивидуальная методика испытаний;

- тестовая среда;

- сертификационные испытания.

Глобальная Концепция законодательного обеспечения качеством товаров и услуг, при­нятая Европейским сообществом (ЕС) на европейском рынке, утверждает отношения доверия между предприятием-поставщиком и потребителем для повышения качества и признания това­ров и услуг, и опирается на три системы:

- менеджмента качества у изготовителя;

- проверки продуктов через испытательные лаборатории;

- сертификации, т.е. единой оценки соответствия качества.

Проверка или сертификация систем менеджмента качества независимым третьим ли­цом является очень важным условием по созданию доверия к качеству товаров и услуг. Изготовленный по европейским стандартам продукт, прежде чем он будет передан в сферу обращения предприятием-поставщиком, должен иметь сертификат соответ­ствия стандарту. При этом выбор метода оценки соответствия норме или стандарту качества осуществляют сами предприятия-поставщики, используя модульную кон­цепцию как средство обеспечения стандартов на качество для адаптации процесса оценки соответствия продуктов или услуг производственному процессу. Это анало­гично тому, как сравнивают, например, соответствия качества рабочего и выпол­няемых им работ по их тарифным разрядам; последние тоже являются нормами или стандартами качества, о чем, к сожалению, в учебниках не пишут.

Модульная концепция имеет три фазы:

- разработки продукта (услуги);

- оценки соответствия на ряд различных мероприятий;

- выбора службы оценки.

Если фаза разработки продукта или услуги связана с проектом, изготовлением типово­го образца и производством продукта или услуги, то оценка представляет собой центральную часть всей работы и связана с проверкой всей документации, испытанием типового образца для индивидуального, серийного и массового производства продукта по стандартам качества.

Служба, которая проводит оценку, тоже может быть трех разрядов:

- сам изготовитель;

- независимая инстанция типа аудита;

- зарегистрированный аккредитованный орган по сертификации.

В первом случае реализуется принцип: «Ты сам себе свой высший суд». Второй и тре­тий случай могут совпадать и не обеспечивать должного результата в случае сговора или зло­употреблений, взяточничества и коррупции.

Модульная концепция предполагает систему модулей, состоящую из 8 элементов (A, B, C, D, E, G, H).

В основе модульной концепции находится некий баланс интересов шести групп заинтересованных участников процесса производства и потребления продукта или услуги. Это:

- предприятия-поставщики;

- потребители;

- сотрудники фирмы-производителя;

- владельцы фирмы;

- субподрядчики или посредники;

- общество в целом.

Покажем это с помощью таблицы.

Таблица 4 Модульная концепция баланса интересов в управлении качеством

Модульная концепция баланса интересов в управлении качеством.

Процессный подход рассматривает стандарты семейства ИСО 9000 как процесс взаи­модействия всех видов деятельности, имеющих место в работе организации.

Сложным образом взаимопроникая друг в друга, эти процессы образуют сеть или сис­тему, законодательно закрепленную в Международных Стандартах семейства ИСО 9000:2000.

Основателями подобного принципа можно считать Э. Деминга и К. Исикаву, которые в 70-80-е годы ХХ в. сформулировали как аксиому, что любой вид деятельности можно рассмат­ривать как технологический процесс или систему процессов.

Особенно очевидной концепция этого подхода становится в учебном процессе, где, не усвоив основ знаний предметов Учебного плана первого и последующего курсов, нельзя вы­полнить дипломный проект или дипломную работу. Самовозрастающая ценность на каждом эта­пе выполнения программы обучения, заложенной в «Технологической карте», SG и других доку­ментах, оцененная преподавателем в ходе текущего контроля, тестирования, зачета или экзаме­на, объективность оценки которого непременно найдет свое отражение в качестве специалиста.

Критерий оценки качества — практика.

Покажем содержание процессного подхода в управлении качеством с помощью схемы 4.

В ИСО-9000 выделяют четыре основных направления:

- оборудование и технические средства;

- интеллектуальную деятельность;

- перерабатываемые материалы;

- услуги.

Характер процесса может быть двух видов:

- материальный процесс производства;

- нематериальный процесс производства и труда.

Закон добавленной стоимости (а не налог на нее) действует как циклический, а величи­на этой стоимости зависит от числа циклов и фаз производства самовозрастающей стоимости подобно валовому продукту, зависящему от цеховой или производственной структур предпри­ятия: чем больше стадий обработки проходит продукт, чем больше цехов и отделов участвуют в его производстве, тем больше величина валового оборота предприятия, отражающая в своем

стоимостном виде величину объема внутризаводского оборота или величину стоимости полу­фабрикатов, пошедших на переработку из цеха в цех. Реструктуризация предприятий, укрупне­ние цеховой структуры уменьшают количество звеньев, производственных участков, цехов, про­изводств, через которые должны осуществляться фазы производства и контроль качества на каждой из них. Это и есть TQM (Total Qalitat Management), неудачно переведенный на русский язык как всеобщий менеджмент качества. В действительности, это менеджмент качества на ка­ждом участке производства, где дается аттестация качества контролем ОТК или самим рабо­чим (так называемое «личное клеймо рабочего»). Обычно TQM включают в раздел «Сертифи­кация». Поэтому будем рассматривать традиционно эти проблемы в связи с сертификацией ка­чества продукции и услуг в соответствующем разделе. Здесь рассмотрим еще один принцип стандартов — сетевой принцип управления качеством в системе ИСО-9000. Он основан на том, что каждое предприятие или организация в условиях диверсификации экономики - много­профильна и потому работа, выполняемая на основе сетевого принципа требует группировки по функциям. Такая группировка включает в себя 12 групп:

• производство продукции и оказание услуг;

• проектирование продукции и услуг;

• управление технологией осуществления процессов производства продукции и оказания услуг;

• маркетинг;

• подготовка кадров;

• руководство трудовыми ресурсами;

• стратегическое планирование;

• стратегическое и оперативное управление;

• поставка продукции;

• оформление счетов и других финансовых документов

• техническое обслуживание и ремонт;

• прочие функции.

Таким образом, процессный, функциональный и сетевой принципы управления качеством образуют механизм управления качеством всех видов работ, продукции и услуг, образуя на базе международных стандартов управления качеством национальную систему стандартизации.

Пример: с начала 1990-х годов ХХ в. в России прошли апробацию две крупные ком­плексные программы реформирования государственной статистики, целью которых было «сближение отечественной статистики с международными стандартами «правилами рыночной экономики»1.

Создание системы общероссийских стандартов отчетности и классификаторов опреде­лено Федеральным законом РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г., о котором подробно говорилось в самом начале учебного пособия. В Законе отмечено, что классифика­торы, наряду с национальными стандартами составляют национальную систему стандартиза­ции. В соответствии со статьей 11 закона № 184-ФЗ одной из важнейших целей стандартиза­ции является «обеспечение сопоставимости экономико-статистических данных».

Это - одна из многочисленных ситуаций, в которых применяются нормы ИСО-9000.

Ситуационный подход предполагает применение норм ИСО-9000 в следующих четырех ситуациях:

- - как методический материал;

- - как доказательство качества при заключении контракта;

- - при оценке потребителем качества продукции и качества работы предприятия;

- - при сертификации.

Последняя из названных четырех ситуаций соответствует модулю «Н» Глобальной кон­цепции ЕС.

Для потребителя это означает своеобразный «Знак Качества», и оценка системы каче­ства продукции на соответствие Международным стандартам уже не производится. Например, компания «Пармалат» (Parmalat) имела такой модуль качества продукции, но по международ­ным стандартам системы учета и отчетности не проходила ни по одному.

То же можно сказать о корпорациях Enron, WorldCom, империи Кирха и др.

Крах корпорации Enron (крупнейшая энергетическая корпорация США) и Parmalat (крупнейший концерн по производству молока, молочных продуктов и соков) имеют то общее свойство, что в первом случае «приписки» позволили исказить финансовую отчетность, состав­ляющуюся по Международным стандартам GAAP, на 10 млрд. $, во втором - на 14 млрд. $ (для привлечения кредиторов и инвесторов) во втором - для личного обогащения за счет ак­ционеров, ибо в случае с Enron менеджеры составляли фиктивные отчеты по системе стандар­тов финансовой отчетности (ФСФО), которую визировала аудиторская фирма «Andersen», а в случае с Parmalat, бизнес которого также был построен на обмане акционеров и инвесторов, сам создатель и основной владелец компании Parmalat Калисто Танци был инициатором всех этих событий.

Но в нашей теме важно одно, — что все они работали по международной системе фи­нансовой отчетности с внешним аудитом и их данные публиковались Standart & Poor s тоже по стандартам. Так что стандарты и их применение, на каком бы уровне они ни находились, еще ничего не гарантируют.

Даже разработчики и консультанты по ISO-9000 не могут с уверенностью сказать, что система контроля над качеством, в какой бы сфере деятельности она ни проявлялась, действи­тельно улучшает качество. Это только атрибут гарантии качества, который обеспечивает эко­номию фирмам, внедрившим систему ISO, до нескольких сотен тысяч в год при затратах на порядок меньше. Это своеобразная реклама и один из способов «заработать деньги». Цены на продукцию предприятий, сертифицированных по стандартам серии ИСО-9000, примерно на 50 процентов выше, чем у предприятий не прошедших такую сертификацию. И, следовательно, это своего рода маркетинговый инструмент. Соответствие компании стандарту ИСО-9000 должно подтверждаться два раза в год. Это очень дорогостоящее мероприятие, добровольное в своей основе, тесно связанное с условиями рыночной экономики. Не все страны в состоянии купить этот продукт для внедрения на своих предприятиях.

В середине января 2004 года китайское правительство объявило о создании межведом­ственной группы, в задачу которой входит «разработка стандартной технологии отслеживания товаров и грузов с помощью радиометок (RFID). Таким образом, Пекин претендует на одну из ведущих ролей в разработке общемировых стандартов для логистики и складской деятельности».

Для выработки единого международного стандарта RFID объединяются Китай, США и Япония. Требования международных торговых корпораций Wal-Mart Stores и Metro Group, планирующих маркировать экспортируемые из Китая товары по системе RFID, диктуют необхо­димость существенно увеличить затраты, которые должны будут осуществить китайские товаро­производители. В настоящее время на китайскую продукцию приходится около 70 % общеми­ровых поставок корпорации Wal-Mart, которая к 2005 году планирует оснастить свою логисти­ческую сеть средствами RFID. Metro планирует перевести на данную систему 100 крупнейших поставщиков в ноябре 2004 года. Это должно революционизировать всю сферу мировой тор­говли и резко повысить качество управления цепочками поставок.

Суть Единого международного стандарта RFID, который уже широко используется в розничной торговле, состоит в том, что каждая единица товара или контейнер снабжаются микрочипом, передающим радиосигнал, который фиксируется спецприемником и передается на сервер информационной системы в торговой сети.

Это обеспечит высокий уровень качества учета поставок и складирования товаров, также качество услуг при работе с индивидуальным покупателем.

Начало новому стандарту положила корпорация Microsoft, анонсировавшая новую программную технологию, вытесняющую использование штрих-кодов для отслеживания товаров в торговой цепочке. IBM и Philips Electronics также намерены продвигать микросхемы для от­слеживания товаров.

Получается здоровая конкуренция в создании нового стандарта.

Здесь важно увидеть, что мировая практика развивает стандарты на новой качествен­ной основе управления. Учетная система Microsoft, с которой RFID - решение будет интегри­роваться, ориентировочно будет стоить $ 75 тыс. (лицензия на 15 пользователей).

Стандартизация - это процесс и, как всякий процесс, он находится в постоянном раз­витии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: