Сертификация. Сертификация - это действие, сигнализирующее через сертификат соответствия или знак соответствия о том

Сертификация - это действие, сигнализирующее через сертификат соответствия или знак соответствия о том, что изделие или услуга полностью соответствуют оп­ределенным стандартам или другим нормативным документам.

Термин «сертификация» сформулирован и определен Комитетом по сертификации -СЕРТИКО - Международной Организацией по стандартизации (ИСО) и включен в руково­дство № 2 ИСО (ИСО/МЭК2) версии 1982 г. «Общие термины и определения в области стан­дартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий».

В разделе IV Федерального закона РФ «Об основах технического регулирования в РФ» (проект) от 27/ VI — 02 в статье 19 «Цели подтверждения соответствия» отмечено, что од­ной из важнейших задач является удостоверение соответствия продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, работ и услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, условиям гражданско-правового договора; другая цель - содействие покупателям в компетентном выборе продукции, работ и услуг; третья - повышение конкурен­тоспособности продукции, работ и услуг на российском и международном рынках; и, наконец, четвертая - создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров в РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и ме­ждународной торговле.

Объекты и формы подтверждения соответствия - это продукция, процессы (методы) производства, эксплуатация и утилизация, работы и услуги, системы качества, системы управ­ления, охраны окружающей среды, в отношении которых техническими регламентами, стандар­тами и гражданско-правовыми договорами устанавливаются обязательные требования, добро­вольные правила, общие принципы или характеристики и (или) формы подтверждения соответ­ствия этим требованиям, правилам, общим принципам или характеристикам.

Форма подтверждения соответствия на территории РФ может быть двоякого рода:

— декларацией о соответствии;

— сертификатом.

Принципы подтверждения соответствия:

— открытость и доступность информации о порядке проведения процедур под­тверждения соответствия для всех заинтересованных лиц;

— недопустимость применения обязательных процедур подтверждения соответст­вия к тем объектам, где отсутствуют обязательные требования технических регламентов;

— независимость органов по сертификации и испытательных лабораторий (цен­тров) от изготовителей, исполнителей, продавцов и покупателей продукции;

— установление полного и исчерпывающего перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия продукции в техническом регламенте;

— минимизация сроков прохождения и затрат заявителя на процедуру обяза­тельного подтверждения соответствия;

— недопустимость принуждения заявителей к прохождению добровольных проце­дур подтверждения соответствия, в т.ч. в определенной системе добровольной сертификации;

— защита имущественных интересов заявителей, в т.ч. и коммерческой тайны в отношении сведений, полученных в процессе прохождения процедур обяза­тельного соответствия;

— недопустимость подмены подтверждения соответствия продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия добровольной сертификацией;

— недопустимость совмещения деятельности по подтверждению соответствия с деятельностью по осуществлению государственного контроля и надзора.

Процедуры подтверждения соответствия разрабатываются и применяются одинаковым об­разом и в равной мере по отношению к объектам управления качеством, а также и к субъектам.

По сравнению с действовавшими ранее положениями и регламентами произошло мно­го изменений:

1. Сертификация теперь связана с действием третьей стороны, которой является незави­симое от участвующих сторон лицо или орган.

2. Действие по оценке соответствия производится по строгой системе правил и процедур, связанных с управлением качеством, с выделением обязательных и необязательных процедур подтверждения.

3. Значительно расширяется область распространения сертификации соответствия. Это:

— продукция;

— процессы;

— методы;

— эксплуатация;

— утилизация;

— работы и услуги;

— система качества;

— системы управления охраны окружающей среды.

Однако здесь нет процесса управления персоналом. Кроме того, существенное сокращение функций бывшего Госстандарта ослабило связь процессов стандарти­зации и сертификации, ибо регламенты, как мы видим, не всегда являются обяза­тельными.

Примером сертификации конкретного вида услуг может послужить сертификация средств информатизации учебного процесса.

В настоящее время методики испытаний и вопросы аккредитации органов по сертифи­кации и испытательных лабораторий в сфере образования находятся под постоянным контро­лем и на достаточно высоком уровне. Однако количество сертифицированных продуктов пока еще не велико. Это объясняется отсутствием регламентов, которые содержали бы четкие тре­бования к характеристикам продукта со стороны заказчиков, к числу которых относятся мини­стерства, вузы, колледжи, школы и лицеи.

Оценка соответствия качества установленным требованиям, как считает директор От­раслевого специализированного ресурсного центра регистрации, стандартизации и сертифи­кации информационных ресурсов системы образования (ОРСЦ-ИР), зав. кафедрой «Информа­ционные системы», Лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2001 год за научно-практическую работу «Создание и внедрение в сфере образования системы обеспече­ния качества и сертификации информационно-программных средств» к.т.н., доцент Б. Позднеев, — в принципе может быть выполнена в любом аккредитованном органе по сертификации, в том числе в системе «РОСИНФОСЕРТ»1.

Читатель уже понял, что необходима опережающая разработка стандартов, регламен­тов, методических рекомендаций для современных средств информатизации образовательного процесса. Цель сертификации в этой области - обеспечение высокого уровня качества через процедуру сертификации, а не голословных утверждений о том, что наша продукция — самая лучшая, а сложившаяся система образования - самая передовая в мире.

Обоснованность разработанных нормативов и гармонизация их с международными го­сударственными стандартами позволит в ближайшее время, учитывая специфику сферы обра­зования, создать условия для непрерывного открытого образования, доступного всем желаю­щим. Конечно, и стандартизация, и сертификация, и аккредитация, равно как и унификация требуют больших затрат, но менеджмент в области стандартизации и сопряженных с ней об­ластей позволяет видеть, что проблему можно решить и по-другому. Например, Китай, не же­лая платить огромные деньги за использование зарубежных лицензий, обратил денежный поток вспять. За последние месяцы в стране было объявлено о создании собственного стандарта для шифрования трафика беспроводных сетей и национального стандарта воспроизведения DVD, телефонии третьего поколения и домашних развлекательных сетей.

Этим не оканчивается экспансия адептов китайского бизнеса на сложившуюся систему сертификации в мире и ее ведущих представителей Европы и США.

Китай делает ставку на производство автомобилей, собранных по лицензии ведущих иностранных производителей, по стоимости существенно ниже оригиналов.

В Китае, по официальным данным, в 2002 году объем производства автомобилей в нату­ральном выражении составил 3,25 млн. штук или на 40 % выше уровня 2001 года. При этом объ­ем продаж на внутреннем рынке только к 2005 году достигнет 2 млн. штук изделий. Значит, нужен экспорт автомобилей и вместе с ним стандарты качества и цены.

За первое полугодие 2003 года Китай экспортировал 41 225 единиц автомобилей по средней экспортной цене 12 500 $. Компания «Пекинский джип», первый официальный дилер китайских автомобилей в России, заключила соглашение на эксклюзивную продажу в России Jeep 2500 Cherokee - продукт СП Daimler-Chrysler и Beijing - Jeep Co - и пикапов Admiral, выпущенных по лицензии Toyota, розничная цена которых соответственно составляет 27 000 $ и 16 000 $.1

Соответствие качества и цен всегда было основой конкурентоспособности, а при рас­четах индекса сортности для простых случаев сопоставлялись цены отчетного и базисного пе­риодов времени и для более сложных — рассчитывался средний взвешенный индекс количества

изделий на их цену, соотнесенный к тому же количеству изделий по средней факти ческой базисной или плановой цене всех сортов.

Суммы объемов выпуска, рассчитанные подобным образом, соотнесенные между собой, ха­рактеризуют динамику качества продукции с помощью индекса сортности, а разность знаме­нателя и числителя - величину потерь или накоплений (Е) от изменения качества или сортности изделий всей выпускаемой продукции.

В практикуме будут предложены примеры подобных расчетов и показаны пути решения задач подобного класса для современных условий рыночной экономики.

Вместо показателей сортности можно принять показатели сертификации.

Понятно, что в управлении качеством будет фигурировать сертификация качества не отдельного продукта или услуги, а система менеджмента качества поставщика в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9000/2000.

Процесс сертификации очень трудоемкий и сложный, имеющий свою историю развития, которая весьма полно и добросовестно описана в книге А.Г. Сергеева и М.В. Латышева «Серти­фикация»1 Но и здесь многое устарело в связи с принятием новых Законов Российской Федерации, изменениями и упразднением Госстандарта. Поэтому необходимо постоянно отслеживать процесс контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукции, а также финансирование работ в этом направлении (аккредитации).

Орган по аккредитации как механизм по обеспечению доверия участников производст­ва и рынка требует установления не только единых требований, но и общих правил, а также создания национальных систем аккредитации, которая в России начала создаваться лишь в 1995 г. (РОСА). Она гармонизирована с ИСО/МЭС и EN 45000. Согласно этим документам, аккредитация применительно к процессу сертификации - это официальное признание того, что испытательная лаборатория или какой-либо другой орган по сертификации правомочна вы­полнять конкретные испытания или конкретные типы испытаний.

Схема организации органа аккредитации (в соответствии с EN-45003) приведена на рис. 6.

Управляющий совет включает представителей заинтересованных структур и координи­рует деятельность органа по аккредитации в той или иной области.

Наблюдательный совет включает учредителей органа по аккредитации и осуществляет общий контроль за работой органа; главное при этом не ставить такие задачи перед исполни­тельным руководством, как, например, увеличение прибыли за счет проведения большего числа аккредитаций недоброкачественного содержания.

Исполнительная дирекция органа занимается всей текущей по аккредитации работой и включает не только руководителя и штат экспертов по аккредитации, но и бухгалтерию, и сек­ретариат органа.

Ответственный за систему обеспечения качества может быть как работник органа, так и привлеченный со стороны специалист соответствующей квалификации и опыта.

Апелляционная комиссия призвана рассматривать жалобы заявителей на недоброкаче­ственную аккредитацию; ее деятельность характеризует качество работы всей системы аккре­дитации.

Нет необходимости подробно излагать функции комиссии по аккредитации и секторных комитетов, т.к. они тесно связаны с функциями всех выше рассмотренных звеньев управления этапами процесса аккредитации.

Стандартные процедуры четырех этапов процесса аккредитации показаны на рис. 7.

Участники процесса стандартизации, сертификации и аккредитации, этапы проведения этих работ, их высокое качество, обеспечивающее доверие потребителя, создают значитель­ную добавленную стоимость к товарам и услугам. Высококачественное производство и обслу­живание становятся очень дорогим, но не обязательным условием жизни.

Тем не менее, сертификация систем качества, ее влияние на современный механизм улучшения не только качества продуктов и услуг, но и качества работы предприятий и органи­заций, а также параметров качества жизни, несмотря на дороговизну предпринимаемых уси­лий всех участников сторон, требует своего продолжения и развития в TQM - всеобщем или тотальном менеджменте качества, т.е. в комплексном подходе к управлению качеством, когда обеспечение качества на всех уровнях управления становится стратегий контроля качества, управления качеством, обеспечения качества и менеджмента качества, фундаментальных поня­тий, сформулированных в стандарте ИСО 8402.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: